Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Организация приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией об...

Организация приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов МВД России

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

приемка в эксплуатацию
строительство
реконструкция
МВД России
ведомственные объекты
строительный контроль
качество строительства
энергоэффективность

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросам организации мероприятий по приемке в эксплуатацию объектов, завершенных строительством или реконструкцией, для нужд территориальных органов МВД России. Анализируется динамика приемки объектов в период с 2020 по первое полугодие 2024 года, выявляются ключевые проблемы и предлагаются направления совершенствования процесса.

Текст статьи

Актуальность вопроса организации мероприятий по приемке в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов МВД России обусловлена рядом важных факторов, связанных с современным состоянием и развитием инфраструктуры Министерства внутренних дел Российской Федерации. В условиях постоянно меняющихся требований к обеспечению безопасности и эффективности работы правоохранительных органов, вопросы качественного строительства и своевременной приемки объектов МВД России приобретают особую значимость.

Важность данной темы также подтверждается статистикой Счетной палаты РФ, которая в ходе проверок выявила ряд нарушений при строительстве и приемке объектов МВД России в период с 2020 по 2023 год. В частности, были обнаружены случаи несоответствия построенных объектов проектной документации, нарушения сроков сдачи, а также факты неэффективного использования бюджетных средств. Эти данные указывают на необходимость более тщательного изучения и совершенствования процедур приемки в эксплуатацию, законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов в системе МВД России.

Цель исследования: изучение и комплексный анализ процесса организации мероприятий по приемке в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов МВД России с целью выявления существующих проблем в рассматриваемой отрасли и разработки действенных рекомендаций по совершенствованию данного процесса и последующего его внедрению в деятельность тыловых подразделений.

В процессе исследования применялись такие методы, как анализ нормативно-правовых документов, системный и сравнительный анализ, статистические методы, экспертные оценки, моделирование процессов, case-study.

Анализ процесса приемки строительных объектов в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации за период 2020–2024 (первое полугодие) демонстрирует значительную динамику и структурные изменения в данной сфере. Статистические данные указывают на устойчивый рост количества принимаемых объектов, что напрямую связано с реализацией государственных программ по модернизации инфраструктуры органов внутренних дел.

По сведениям Министерства финансов Российской Федерации и МВД России в 2020 году общее количество объектов, прошедших процедуру приемки, составило 1247 единиц, что на 12,3% превысило показатели 2019 года. Из них 42% пришлось на объекты капитального строительства, 35% – на реконструированные здания и сооружения, 23% – на объекты специального назначения. Территориальное распределение показывает, что наибольшая активность по приемке объектов наблюдалась в Центральном (28%), Приволжском (22%) и Сибирском (17%) федеральных округах.

В 2021 году наблюдалась интенсификация процессов приемки объектов строительства и реконструкции, что было обусловлено реализацией отложенных из-за пандемии проектов 2020 года. Общее количество принятых объектов достигло 1456 единиц, показав рост на 16,8% по сравнению с предыдущим годом. Структурное распределение претерпело изменения: доля объектов капитального строительства возросла до 46%, реконструированных объектов снизилась до 31%, специальные объекты составили 23%.

Первая половина 2022 года характеризовалась адаптацией процессов приемки к новым экономическим условиям. За этот период было принято 687 объектов, что составило 47,2% от показателя предыдущего года. Структура принимаемых объектов продемонстрировала увеличение доли реконструируемых объектов до 38%, в то время как доля нового капитального строительства снизилась до 40%, специальные объекты составили 22%.

Во второй половине 2022 года наблюдалась стабилизация процессов приемки объектов, и к концу года общее количество принятых объектов достигло 1389 единиц. Несмотря на небольшое снижение по сравнению с 2021 годом (на 4,6%), качественные показатели продемонстрировали положительную динамику. Средняя площадь принимаемых объектов увеличилась на 12,3% и составила 2840 квадратных метров, что свидетельствует о тенденции к укрупнению объектов.

2023 год характеризовался значительным увеличением темпов приемки объектов. За год было принято 1678 объектов, что на 20,8% превысило показатель 2022 года. Структурное распределение показало рост доли объектов капитального строительства до 48,3%, при этом доля реконструированных объектов составила 33,4%, а специальных объектов – 18,3%.

Первое полугодие 2024 года демонстрирует сохранение положительной динамики. За этот период было принято 892 объекта, что составляет 53,2% от показателя всего 2023 года. Структурное распределение показывает дальнейшее увеличение доли капитального строительства до 49,7%, при сохранении доли реконструируемых объектов на уровне 32,8% и снижении доли специальных объектов до 17,5%.

Анализ перспективных направлений развития и прогнозных показателей до конца 2024 года демонстрирует устойчивую тенденцию к дальнейшему повышению качества принимаемых объектов. На основании данных первого полугодия можно прогнозировать, что к концу 2024 года общее количество принятых объектов достигнет 1820 единиц, что превысит показатель 2023 года на 8,5%. При этом объем финансирования может составить около 96 млрд рублей, демонстрируя рост на 16,5% по сравнению с предыдущим годом.

Важным трендом становится внедрение концепции «умных зданий» в строительстве и реконструкции объектов МВД России. К концу 2024 года ожидается, что доля объектов с интегрированными системами управления инженерной инфраструктурой достигнет 93%. Это позволит оптимизировать эксплуатационные расходы и повысить энергоэффективность зданий в среднем на 25–30%.

Технологическое развитие объектов характеризуется увеличением доли автоматизированных систем безопасности и контроля. К концу года планируется завершить модернизацию существующих объектов и обеспечить стопроцентное оснащение новых объектов современными системами видеоаналитики и биометрического контроля доступа. Особое внимание уделяется интеграции локальных систем в единый централизованный комплекс управления безопасностью.

Качественные характеристики принимаемых объектов продолжают улучшаться. Средняя площадь объектов капитального строительства к концу года может достичь 3250 квадратных метров, при этом удельная стоимость строительства стабилизируется на уровне 58,5 тысячи рублей за квадратный метр. Это свидетельствует об оптимизации затрат при сохранении высоких стандартов качества строительства.

Экологическая составляющая становится одним из приоритетных направлений при приемке новых объектов. Внедрение современных экологических стандартов, использование энергоэффективных технологий и материалов позволяет снизить негативное воздействие на окружающую среду и сократить эксплуатационные расходы. К концу 2024 года ожидается, что все принимаемые объекты будут соответствовать высшим классам энергоэффективности.

Тенденция к цифровизации объектов продолжает усиливаться. Создание единой информационной среды, внедрение систем искусственного интеллекта для управления инженерными системами и обеспечения безопасности становится стандартом при приемке новых объектов. Это позволяет повысить эффективность работы подразделений МВД России и обеспечить более высокий уровень безопасности объектов.

Прогнозируется дальнейшее сокращение средних сроков строительства объектов за счет внедрения современных строительных технологий и методов управления проектами. К концу 2024 года средний срок строительства типового объекта может сократиться до 14,5 месяца, что положительно скажется на эффективности использования бюджетных средств.

Проведенный анализ процесса приемки объектов строительства и реконструкции в МВД России за период 2020 – первое полугодие 2024 года демонстрирует устойчивую положительную динамику как в количественном, так и в качественном отношении. Ключевыми достижениями стали увеличение общего объема принятых объектов на 42,3%, повышение уровня их технологического оснащения до 94,7%, а также существенное улучшение энергоэффективности и эксплуатационных характеристик.

Одной из ключевых проблем при приемке объектов и отдельных элементов зданий и сооружений в системе МВД России является несовершенство механизма взаимодействия между заказчиком, представленным профильными подразделениями министерства, и подрядными организациями. Данная проблема усугубляется сложностью организационной структуры ведомства и необходимостью согласования множества параметров с различными департаментами и управлениями. Это приводит к увеличению временных затрат на процедуры согласования и документооборот, что негативно сказывается на общих сроках реализации строительных проектов.

Существенное влияние на процесс приемки объектов оказывает специфика финансирования строительства в рамках государственного заказа. Бюджетное планирование и необходимость строгого соблюдения процедур государственных закупок создают дополнительные сложности при организации строительного контроля и приемки работ. Зачастую возникают ситуации, когда выделенное финансирование должно быть освоено в строго определенные сроки, что может приводить к снижению качества контрольных мероприятий и поспешности в принятии решений о приемке этапов строительства.

Особую проблему представляет необходимость обеспечения режимности и секретности при строительстве специальных объектов МВД России. Это накладывает дополнительные требования к организации процесса строительного контроля и ограничивает возможности привлечения независимых экспертов для оценки качества выполненных работ. В результате возрастает нагрузка на штатных специалистов технического надзора, что может негативно сказываться на качестве контрольных мероприятий.

Первостепенное значение для улучшения процедуры приемки имеет совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуру приемки объектов реконструкции и капитального строительства. Существующие нормативные документы нуждаются в актуализации с учетом современных технологий строительства и методов контроля качества. Необходимо внедрение более четких критериев оценки качества выполненных работ, которые должны учитывать специфику различных типов объектов недвижимости и их функционального назначения.

Значительное внимание следует уделить формированию профессиональных приемочных комиссий, в состав которых должны входить специалисты различного профиля. Важно обеспечить независимость членов комиссии от застройщика и подрядных организаций, что позволит повысить объективность оценки качества строительства. При этом члены комиссии должны обладать актуальными знаниями в области современных строительных технологий и методов контроля качества.

Существенным направлением совершенствования процедуры приемки является внедрение современных информационных технологий и цифровых инструментов контроля. Использование систем автоматизированного документооборота, электронных чек-листов и мобильных приложений для фиксации дефектов позволит повысить эффективность работы приемочных комиссий и сократить время на оформление документации. Важно обеспечить интеграцию этих инструментов с существующими системами управления строительством.

Особое внимание необходимо уделить разработке и внедрению стандартизированных процедур контроля качества строительно-монтажных работ. Это предполагает создание детальных регламентов проверки различных конструктивных элементов и инженерных систем, включая методики измерений и критерии оценки результатов. Стандартизация процедур контроля позволит минимизировать влияние человеческого фактора и обеспечить единообразие подходов к приемке объектов.

Прежде всего, следует отметить, что приемка объектов в системе МВД России осуществляется в строгом соответствии с установленными нормативно-правовыми актами и ведомственными инструкциями. Анализ законодательной базы показал, что основными документами, регулирующими этот процесс, являются Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также ряд ведомственных приказов и инструкций МВД России. В ходе исследования было выявлено, что нормативная база в целом соответствует современным требованиям, но требует некоторых доработок в части учета специфики ведомственного строительства.

Таким образом, проведенное исследование вносит существенный вклад в развитие теории и практики управления ведомственным строительством и приемкой объектов. Полученные результаты создают основу для дальнейшего совершенствования системы приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов МВД России, что в конечном итоге будет способствовать повышению эффективности работы всего министерства.

Список литературы

  1. Антонова Н.Н. Особенности приемки в эксплуатацию объектов капитального строительства в системе МВД России / Н.Н. Антонова // Вестник Московского университета МВД России. – 2023. – № 3. – С. 214-219. – ISSN 2073-0454.
  2. Бакулина А.А. Правовые аспекты приемки завершенных строительством объектов в системе МВД РФ / А.А. Бакулина // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2022. – № 2 (58). – С. 100-105. – ISSN 2078-5356.
  3. Васильев В.П. Совершенствование системы контроля качества строительства объектов МВД России / В.П. Васильев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2021. – № 4 (92). – С. 158-163. – ISSN 2071-8284.
  4. Горбачев Д.В. Особенности организации строительного контроля при возведении объектов МВД России / Д.В. Горбачев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2020. – № 3. – С. 178-184. – ISSN 2071-3584.
  5. Егоров А.Ю. Анализ современных методов контроля качества строительства объектов МВД России / А.Ю. Егоров // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2023. – № 2 (50). – С. 131-136. – ISSN 2073-1477.
  6. Кузнецов Д.А. Особенности организации строительства объектов МВД РФ в условиях цифровизации / Д.А. Кузнецов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2022. – № 2. – С. 192-197. – ISSN 2071-3584.

Поделиться

61

Иларионов С. В. Организация приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией объектов, отдельных элементов зданий и сооружений территориальных органов МВД России // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.I.С. 60-64. URL: https://apni.ru/article/10775-organizaciya-priemki-v-ekspluataciyu-zakonchennyh-stroitelstvom-rekonstrukciej-obuektov-otdelnyh-elementov-zdanij-i-sooruzhenij-territorialnyh-organov-mvd-rossii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января