Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Способы снижения расхода топлива в самолётах

Способы снижения расхода топлива в самолётах

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

расход топлива
эшелон
двигатель

Аннотация статьи

Статья рассматривает критическую важность снижения веса конструкций в авиационном деле, подчеркивая, что малейшие ошибки в проектировании или эксплуатации воздушного судна могут привести к значительным финансовым потерям. Основная мысль текста заключается в том, что в авиации каждая деталь имеет значение, и их недочеты могут вызвать серьезные последствия, в том числе нерациональные расходы на топливо, которое составляет примерно 25% общего бюджета авиакомпаний. Авторы акцентируют внимание на том, что снижение веса конструкции является не только вопросом повышения эффективности, но и жизненно важным для финансовой устойчивости авиакомпаний. В условиях высокой конкуренции на рынке перевозок, каждая сэкономленная тонна топлива может сыграть значительную роль в успехе бизнеса. Статья обращает внимание на то, что проектирование легких конструкций, при этом соблюдая все прочностные допуски, становится необходимостью для сохранения конкурентоспособности.

Кроме того, контекст статьи охватывает современные тенденции в авиации, включая внедрение новых технологий и материалов, которые помогают оптимизировать вес. В глобальном масштабе это имеет значение не только для отдельных авиакомпаний, но и для устойчивого развития авиационной отрасли в целом, где энергетическая эффективность и снижение углеродного следа становятся все более актуальными.

Таким образом, текст подчеркивает неразрывную связь между техническими аспектами проектирования авиационной техники и экономическими последствиями для авиакомпаний, что делает его ценным ресурсом для специалистов отрасли, студентов и всех заинтересованных в экономике и инженерии авиации.

Текст статьи

В авиационном деле каждый конструктор борется за снижение веса конструкции, соблюдая все прочностные допуски. В авиации нет мелочей. Любая погрешность при проектировании, либо при эксплуатации воздушного судна может привести к нежелательным издержкам, размеры которых, в масштабах хотя бы одной авиакомпании, может привести к кризисному положению. В первую очередь, чего коснётся просчёт – расходы на топливо. На топливо приходится примерно 25% расходов авиакомпаний. В настоящий момент тонна авиационного керосина стоит 48000 рублей. В России наблюдается динамика падения цен на авиатопливо, как и во всем мире, что является следствием пандемии.

Рассмотрим факторы, влияющие на расход топлива в самолетах:

Часовой расход топлива: относится к количеству топлива, потребляемого за час полета.

Километровый расход топлива: относится к количеству топлива, потребляемого на один километр полета.

Технические способы снижения расхода топлива

Использование аэродромных тягачей: помогает снизить расход топлива при рулении самолета на взлетно-посадочную полосу.

Гибридные силовые установки: например, использование авиадвигателей на водородном топливе может значительно снизить общий расход топлива.

Усовершенствованные двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД): позволяют снизить удельный расход топлива в крейсерском полете.

Турбовинтовентиляторные двигатели: могут еще больше снизить удельный расход топлива.

Гибридные электрические или полностью электрические силовые установки: могут потенциально значительно снизить расход топлива.

Выбор оптимального эшелона полета

Процедура step climb: позволяет экипажу менять эшелон полета на более высокий или низкий, чтобы занять оптимальный эшелон для снижения расхода топлива.

Другие рекомендации по снижению расхода топлива

Режим непрерывного набора высоты (ССО): уменьшает потребление топлива и эмиссии при наборе высоты.

Точная информация о текущих и прогнозных данных об атмосфере: позволяет оптимизировать полет и снизить расход топлива.

Следование рекомендациям ИКАО: предоставляет возможности и методы для сведения к минимуму потребления топлива и эмиссии.

Существует два вида расхода топлива, которые зависят от крейсерского режима полёта: часовой и километровый.

Как снизить расход потребляемого топлива? Рассмотрим технические способы. Двигатели потребляют драгоценный керосин, причем явно в большем, чем надо для руления, количестве. Расход топлива на руление составляет 2–4% от общего расхода топлива на выполнение полетов, и тем значительнее, чем чаще летает (и рулит) самолет.

Широко распространены использование аэродромных тягачей. Они помогают снизить расход при рулении самолёта на ВПП. Например, тягач TaxiBot, управляемый из пилотской кабины. Эффективность от использования тягача составит 1.42 при месячной экономии на топливе, когда двигатели заглушены при транспортировке тягачом. Экономия на топливе составит 34728$, при оплате аренды машины 24420$ за месяц.

Использование аэродромных тягачей. Они помогают снизить расход при рулении самолёта на ВПП.

Гибридные силовые установки. Например, использование авиадвигателя на водородном топливе может уменьшить общий запас топлива на 68% и удельный расход двигателя на 65,5%.

При выборе двигателя для снижения расхода топлива в самолётах можно рассмотреть следующие варианты:

Усовершенствованные двухконтурные турбореактивные двигатели (ТРДД). Применение ТРДД с большой и сверхбольшой степенью двухконтурности (увеличенной до 12–20), увеличенной до 40–45 степенью повышения давления и повышенной температурой газов перед турбиной позволит снизить на 10–15% удельный расход топлива в крейсерском полёте.

Турбовинтовентиляторные двигатели различных схем. Их использование поможет уменьшить удельный расход топлива ещё на 15–20%.

Гибридная электрическая или полностью электрическая силовая установка. Двигатели на водородном топливе. Оценки специалистов показывают, что самолёт на жидком водороде может быть на 25% легче и на 30% дешевле, его двигатели будут более долговечными и надёжными, чем у самолёта, работающего на керосине, при одинаковой грузоподъёмности и дальности полёта. Выбор двигателя зависит от конкретных условий и требований к самолёту.

Выбор эшелона полёта для снижения расхода топлива в самолётах осуществляется с помощью процедуры step climb. Экипаж меняет эшелон полёта на более высокий (реже – низкий) относительно первоначального с целью занять оптимальный эшелон на данный момент полёта, при полёте на котором расход топлива у самолёта будет наименьшим.

При расчёте step climb учитываются, в первую очередь, такие факторы:

  • масса воздушного судна на каждом этапе полёта;
  • температура на эшелоне;
  • расход топлива воздушным судном;
  • наличие опасных факторов в виде обледенения либо турбулентности.

Также для оптимизации полёта важно иметь максимальное количество и точность текущих и прогнозных данных о состоянии реальной атмосферы: атмосферного давления, температуры воздуха и скорости ветра по всему маршруту.

Использование оптимального эшелона полета является ключевым фактором для улучшения топливной экономичности полетов и минимизации эмиссий в атмосферу. Очевидно, что большая часть топлива расходуется в фазе набора. В зависимости от протяженности заданного маршрута, массы воздушного судна и метеорологических условий полета определяется оптимальный эшелон полета, который постепенно увеличивается по мере того, как запас топлива на борту расходуется. Занятие и выдерживание воздушным судном оптимального эшелона в течение всего полета без перерыва будет способствовать оптимизации топливной эффективности полета и сокращению эмиссий (вредных выбросов).

ИКАО сформулировал рекомендации в части уменьшения расхода топлива и эмиссии (вредных выбросов). В документе приведены возможности и методы сведения к минимуму потребления топлива и, соответственно, эмиссии при производстве полетов воздушными судами гражданской авиации.

Рекомендации ориентированы на уменьшение расхода топлива и эмиссии, однако при выполнении всех операций основное внимание должно уделяться обеспечению безопасности полетов. Нельзя допускать того, чтобы изменения, вносимые с целью экономии топлива, приводили к понижению уровня безопасности полетов. Все решения относительно изменения эксплуатационных процедур зависят от конкретной ситуации (например, от погодных условий, наличия оборудования, средств и служб), связанной с выполнением каждого полета, воздушного судна и экипажа.

В частности, Глава 8 посвящена возможностям и методам уменьшения расхода топлива и эмиссии на различных этапах полета.

Один из методов – режим непрерывного набора высоты (англ. ССО – continuous climb operation) способен обеспечить снижение уровня шума, потребления топлива и объема эмиссий при одновременном повышении стабильности полета и предсказуемости траектории полета как для диспетчеров, так и для пилотов.

Непрерывный набор высоты (ННВ) – это метод пилотирования воздушного судна, обеспечивает выполнение оптимизированного полета, с учетом текущих возможностей воздушного судна, тем самым уменьшая потребление топлива в процессе набора высоты.

Оптимальный вертикальный профиль приобретает форму траектории непрерывного набора высоты с минимальным количеством горизонтальных участков полета, необходимых только для увеличения скорости и обеспечения соответствующей полетной конфигурации воздушного судна.

Оптимальный угол вертикальной траектории должен варьироваться в зависимости от типа воздушного судна, его фактической массы, скорости ветра, температуры наружного воздуха, атмосферного давления, условий обледенения и других динамических характеристик и определяется соответствующими положениями РЛЭ конкретного самолёта.

Ожидаемый эффект выполнения методик по ННВ:

  • Экономия затрат в результате сокращения потребления топлива и эффективный профиль эксплуатации воздушного судна;
  • Сокращение объема необходимого радиообмена;
  • Более последовательные траектории полета;
  • Снижение рабочей нагрузки на пилотов и диспетчеров УВД.

Список литературы

  1. Белкин В.А. «K проблеме повышения топливной эффективности гражданских самолетов» / Научный вестник МГТУ ГА 2015г. – 6 с.
  2. Воробьев Александр «ФАС заинтересовалась ростом цены авиатоплива при дешевеющей нефти». [Электронный ресурс].

Поделиться

99

Лихарев Д. В., Родионов А. Ю. Способы снижения расхода топлива в самолётах // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.I.С. 17-20. URL: https://apni.ru/article/10776-sposoby-snizheniya-rashoda-topliva-v-samolyotah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января