Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения.
На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.
В процессе систематических занятий по движению у ребенка развиваются музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности, детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактичекие игры принято подразделять на три вида:
- Спокойное музицирование.
- Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий.
- Игры, построенные по типу хороводных.
Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. Например, перед занятием воспитатель или музыкальный руководитель надевает на руку куклу бибабо (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладошки, приседают, кружатся и т. п. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.
Умение согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Двухлетние дети с удовольствием исполняют пляски, состоящие из этих элементов. На музыкальных занятиях необходимо побуждать каждого малыша к действиям, не настаивая и не требуя. Постепенно, вначале очень просто будет наблюдать за детьми. Постепенно, вначале очень робко, затем смелее, он станет выполнять со всеми детьми те или иные движения, и забавные петушком в руке воспитателя. Все это говорит о том, что необходимо тщательно продумывать весь ход проведения на занятии музыкально-ритмические движения, особенно внесение музыкально-дидактические игры, различных игровых действий, привлекательных для малышей.
Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую роль могут оказать музыкально-дидактические игры.
Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуковысотные отношения. Поэтому музыкально-дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков. («Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит»). Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра), но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.
Прослушивание русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование записей в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.
Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры.
Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты.
Таким образом музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.
Примерные планы музыкальных занятий, на которых используются музыкально-дидактические игры.
Первая младшая группа
1. Марш Э. Парлова. Ходьба
Учит детей начинать и заканчивать ходьбу точно с началом и окончание музыки.
Упражнение «Ловкие ручки» Е. Тиличеевой.
Развивать умение согласовывать движения с музыкой.
2. Слушание «Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой
Развивать желание слушать вокальные произведения в исполнении взрослых. Использовать игрушки (мишка, кроватка).
3. Пение «Серенькая кошечка» В. Витлина – исполнить для определения
Использовать для обыгрывания «волшебный ларец» и кошку «бибабо».
Побуждать детей к подпеванию.
4. Музыкально-дидактическая игра «музыкальные загадки»
Учить детей различать на слух звучание колокольчика, дудочки, музыкального молоточка, ритмических палочек, использовать соответствующие игрушки.
5. Пляска «Приседай» – эстонская народная мелодия
Побуждать детей выполнять движения под музыку и пение взрослых.
Вторая младшая группа
1. Марш А. Богословского
Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки.
Упражнение «Пальчики и ручки»- русская народная мелодия.
Развивать умение реагировать на двухчастную форму музыки.
2. Слушание «Кукла» М. Старокадомского
Познакомить с песней, рассмотреть иллюстрацию. Воспитывать способность слушать музыку, не отвлекаясь.
3. Пение «Петушка» – русская народная песня
Учить детей петь, напевно, правильно передавать мелодию.
«Зима» В. Карасевой.
Петь протяжно, внятно произносить слова. Предложить спеть без музыкального сопровождения.
4. Музыкально-дидактическая игра «Определи»
Учить детей узнавать музыку, характеризующая медведя, зайчика, птичку. Использовать лесенку из трех ступенек и соответствующие игрушки.
5. «Игра с куклой» В. Карасевой
Развивать желание выполнять движения под музыку.
Средняя группа
1. Марш Ф. Надененко. Ходьба в колонне по одному
Приучать детей точно начинать и заканчивать движения с музыкой.
Упражнения «Барабанщики» Д. Кабалевского.
Самостоятельно менять движение в соответствии с трехчастной формой музыки.
2. Пение «Флажки» Е. Тиличеевой
Предложить спеть попевку и палочками отстучать ритмический рисунок. Сыграть мелодию на металлофоне (учить детей правильно держать молоточек при игре на инструменте)
3. Слушание «песенки зайчиков» М. Красева – исполнить для определения
Развивать желание слушать и узнавать знакомое произведение.
4. Музыкально-дидактическая игра «Отгадай бубенчики»
Определить на слух звучание одного из трех колокольчиков.
5. Русская пляска с балалайками
Использовать музыкальные игрушки в пляске, выполнять с ними различные движения.
В развлечения мы тоже включаем музыкально-дидактические игры. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или записи, повторяя знакомые песни, пляски.
Таким образом, использование в развлечениях и на занятиях музыкально-дидактические игры дает возможность активно включать детей в творчество.