Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Понятие и структура административной ответственности юридических лиц

Понятие и структура административной ответственности юридических лиц

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

юридические лица
административная ответственность
государственный орган
государственная корпорация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются понятие и структура административной ответственности юридических лиц. Отдельно авторами рассмотрен вопрос о возможности привлечения к административной ответственности государственных органов и государственных корпораций.

Текст статьи

Проблема правового регулирования вопросов административной ответственности юридических лиц остаётся актуальной, значимой, и по-прежнему требующей научной разработки.

Ответственность юридических лиц может быть гражданско-правовой и административной. В советский период истории нашей страны последний вид ответственности фактически не мог иметь места, так как в условиях запрета частной предпринимательской деятельности и монополии государства на средства производства получалось бы, что государство наказывает само себя. С переходом к рыночным отношениям ситуация кардинально изменилась. Для регулирования этих отношений, создания здоровой конкурентной среды объективно необходимо использование помимо гражданско-правовой и иных видов ответственности. В связи с произошедшими глубокими социально-экономическими преобразованиями в Российской Федерации введена административная ответственность юридических лиц за противоправные деяния.

Юридическую ответственность можно охарактеризовать как нормативную, гарантированную и обеспеченную силой государственного принуждения, убеждения или поощрения юридическую обязанность соблюдать и исполнять требования правовых норм. В свою очередь административную ответственность юридических лиц правомерно рассматривать в качестве правового института, предназначенного для того, чтобы принудить юридические лица к исполнению предписанных им правил и ограничений их деятельности.

Дальнейшее развитие отечественного законодательства, отвечающее сущности и значению административной ответственности юридических лиц, связано с необходимостью поддержания правопорядка в государстве и государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также реализации фискальных целей и целей превенции.

В структуру административной ответственности входят такие элементы, как: её основание (фактическое и юридическое); перечень правовых условий привлечения к административной ответственности и условий, её исключающих; субъект административной ответственности (в рассматриваемом случае – юридическое лицо); предусмотренные законодательством санкции (виды административных наказаний).

Основания административной ответственности юридических лиц – это то, в результате чего к лицу применяются те или иные санкции и правоограничения. Так, являясь центральным инструментом реализации охранительной функции административного права, институт административной ответственности, применение которого воплощает в себе значительную совокупность возможностей принудительного воздействия, может быть задействован только в связи с потребностью адекватной государственной реакции на неправомерное поведение. Соответственно, возникает вопрос о причинах возникновения административной ответственности, наличие которых должно служить единственным условием связанных с ней ограничений. Такие причины, согласно правовой теории, называются основаниями юридической ответственности. Основанием административной ответственности юридических лиц является юридический факт или их совокупность, которые связаны с нарушением правовых норм.

Административная ответственность юридических лиц включает в качестве своего основания: во-первых, общие положения КоаП РФ, раскрывающие понятие административного правонарушения в целом (ст. 2.1 КоаП РФ) и его конкретного вида (ст. 2.10 КоаП РФ); во-вторых, юридический факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, содержащего в себе признаки, изложенные в статье особенной части КоаП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоаП РФ о виновности юридического лица свидетельствуют два обстоятельства: возможность соблюдения организацией установленных административным законодательством норм и правил, а также непринятие всех зависящих от юридического лица мер по их соблюдению. Важная особенность административной ответственности юридических лиц состоит в специфике их вины, понимание которой должно строиться на том, что сама по себе организация не может соблюдать или нарушать те, или иные правовые нормы. Во всех без исключения случаях за действиями или же бездействием юридического лица стоят действия или бездействие конкретных его должностных лиц или же лиц, им уполномоченных.

Структурной частью административной ответственности юридических лиц также выступают применяемые к ним административные наказания. Как следует из ч. 1 ст. 2.10 КоаП РФ, «в случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу». Данная норма требует от правоприменителя выяснять в каждом конкретном случае то, применяется ли та или иная норма по отношению к юридическому лицу.

Нормы, предусматривающие административную ответственность юридических лиц, могут быть эффективно реализованы только при соблюдении необходимой административно-юрисдикционной процедуры. Порядок привлечения к административной ответственности юридических, да и физических лиц одинаков как для незначительных по степени опасности деяний, за которые могут быть назначены относительно мягкие административные наказания (предупреждение, «небольшой» административный штраф), так и для серьезных административных проступков, за совершение которых налагаются достаточно суровые санкции (административный арест, административное приостановление деятельности, «крупный» административный штраф и др. Так, например, согласно ч. 3 ст. 19.28 КоаП РФ, незаконное вознаграждение от имени юридического лица, совершенное в особо крупном размере влечёт наложение административного штрафа на сумму не менее ста миллионов рублей). В действующем КоаП РФ не дифференцированы процедуры возбуждения и рассмотрения административных дел, а также пересмотра вынесенных по делу постановлений в зависимости от тяжести административного проступка и силы применяемой за этот проступок санкции.

Административной ответственности подлежат только те юридические лица, которые обладают гражданской правосубъектностью. Необходимо особо подчеркнуть, что, во-первых, не каждая организация, которая обладает гражданской и административной правосубъектностью, может выступать в качестве субъекта административной ответственности. Так, в частности, им не может быть общественное объединение, которое не зарегистрировано в статусе юридического лица (например, религиозная группа), либо международная организация, её филиал или представительство, функционирующие на российской территории, либо же филиалы и представительства российских юридических лиц. Во-вторых, административной ответственности подлежат не только юридические лица-хозяйствующие субъекты, но и субъекты публичного права, которые обладают статусом юридического лица. Это различного рода публично-правовые образования, созданные не для участия в гражданско-правовом обороте и не для осуществления предпринимательской деятельности, а для решения общественных задач.

Среди публично-правовых образований можно выделить две группы субъектов. Лица, относящиеся к первой группе, напрямую упоминаются в ГК РФ в качестве юридических лиц. Это, например, политическая партия, профсоюз. Лица второй группы охватывают организации, не упоминаемые в гражданском законодательстве в качестве юридических лиц и приобретающие данный статус исходя из положений иных нормативно-правовых актов. Это, например, Счетная палата РФ, а также органы местного самоуправления. Кроме того, к юридическим лицам публичного права приравниваются саморегулируемые организации, которые осуществляют государственные функции по оказанию государственных услуг.

Глава 2 КоаП РФ не предусматривает административной ответственности для государственных органов, но государственные органы исполнительной власти в подобных случаях подлежат административной ответственности как юридические лица (так как для таковых она действительно предусмотрена). Действительно, большинство государственных органов исполнительной власти в положениях о своей деятельности называют себя юридическими лицами, хотя юридические лица по гражданскому праву, прежде всего, подчиняются признаку равенства между собой. Поэтому органы исполнительной власти неприемлемо приравнивать к юридическим лицам в их сугубо цивилистическом понимании, а целесообразно считать их юридическими лицами публичного права, конструкция которых должна быть тщательно разработана в рамках именно публичного (административного) права.

С одной стороны, имущественная ответственность государства за административные правонарушения должна подчиняться общему частноправовому регулированию. С другой стороны, недопустимо регулирование частным правом отношений публичного характера. Данные отношения, а именно государства с другими субъектами права, следует считать именно публичными на том основании, что при рассмотрении состава административного правонарушения нарушение органом власти норм публичного права ведет к возникновению административной ответственности. Так, говорить об имущественной ответственности государства за нарушение норм публичного права необходимо в области административного права.

В том случае, если установлено событие административного правонарушения, которое вызвано властно-публичной деятельностью государственного органа или органа местного самоуправления, то соответствующий орган не должен быть привлечен к административной ответственности. Административной ответственности должно полежать конкретное должностное лицо, непосредственные действия (бездействие) которого повлекло совершение административного правонарушения.

Таким образом, привлекаемые к административной ответственности юридические лица обладают административно-правовым статусом, характеризуемым определённой спецификой, которая проявляется в том, что административной ответственности подлежат только те юридические лица, которые обладают гражданской правосубъектностью. При этом, не каждая организация, которая обладает административной правосубъектностью, может выступать в качестве субъекта административной ответственности.

Список литературы

  1. Беликов А.П., Ярыгин И.И. К вопросу о природе и сущности административной ответственности // административное право и процесс. 2019. № 9. С. 45.
  2. Панкова О.В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях / под ред. О.А. Егоровой. М.: Статут, 2018. С. 92-93.
  3. Федоров А.В. Оценка эффективности ответственности юридических лиц как одно из направлений партнерства государства и бизнеса в противодействии коррупции // Юридический мир. 2020. № 12. С. 36.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Поделиться

72

Верещагина П. Е., Туркулец С. Е. Понятие и структура административной ответственности юридических лиц // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.II.С. 13-16. URL: https://apni.ru/article/10781-ponyatie-i-struktura-administrativnoj-otvetstvennosti-yuridicheskih-lic

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января