Мир меняется стремительными темпами. Растущее использование цифровых технологий и зависимость от них приводят к множеству серьезных изменений как в бизнесе, так и в обществе. Чтобы говорить об этих изменениях, еще в 2000 году была введена концепция цифровой трансформации. Однако только после 2014 года популярность термина резко возросла как среди практиков, так и среди исследователей.
Концепция цифровой трансформации общества описывает, почему общество радикально меняется из-за глубокого влияния цифровых технологий и цифрового бизнеса. Цифровые технологии влияют на общество по-разному. Внедрение цифровых технологий определяется скоростью их распространения и, следовательно, воспринимаемой пользой для общества. Если предполагаемые выгоды многочисленны, то общество быстро осваивает новые технологии, ведущие к цифровой трансформации. Политики заинтересованы в использовании цифровых технологий для улучшения нескольких областей, в которых правительства испытывают трудности. Государственные услуги могут быть автоматизированы для снижения затрат. Другие примеры включают использование распознавания лиц для лучшего общественного контроля и защиты или использование цифровых технологий для обеспечения большей прозрачности во всей экономической деятельности и тем самым сокращения теневого сектора экономики и пр.
В настоящее время цифровые технологии активно внедряются во все сферы общественной жизни. Процесс коммуникации власти с гражданским обществом, бизнесом также претерпевает активные трансформации в этом направлении. Теперь не только прогрессивные предприниматели и компании, но и государственные организации используют в своей деятельности современные цифровые средства коммуникации. Эти цифровые трансформации позволяют гражданскому обществу более динамично и мобильно влиять на решения государственных структур, создавать соответствующий фон для действий правительства, которые становятся более прозрачными и подотчетными гражданам и бизнесу.
Стоит подчеркнуть, что ускорение развития цифровых каналов для налаживания качественной и оперативной коммуникации происходит сейчас во многих странах. С одной стороны, это было вызвано новой волной глобализации, а с другой – новыми вызовами из-за кризиса COVID. Следует отметить, что это также привело к необходимости налаживания и/или дальнейшей поддержки и повышения эффективности цифровых коммуникаций между государственными органами, гражданским обществом и бизнесом.
Развитие цифровых каналов коммуникации позволяет большим объемам цифрового контента достаточно свободно и быстро пересекать как региональные границы внутри конкретной страны, так и далеко за ее пределами. Это открывает новые возможности для оперативного и продуктивного взаимодействия между государством, гражданским обществом и бизнесом.
Цифровизация позволяет достаточно ресурсосберегающим образом решать задачу налаживания качественных и эффективных коммуникаций в современном глобальном мультикультурном сообществе.
Однако практика распространения цифровых технологий уже вызвала ряд серьезных проблем. Многие люди во всем мире обеспокоены растущей зависимостью от цифровых технологий, которые могут быть использованы для причинения вреда или безответственного поведения со стороны отдельных лиц, компаний и правительств. Свидетельством этого являются факты распространения ненависти в социальных сетях, кибератак, нарушения прав политических оппонентов или бизнес-конкурентов с использованием цифровых технологий и т. д. Не стоит забывать, что так называемые цифровые дивиденды также обеспечивают цифровое разделение, за пределами которого всегда будет часть населения, не имеющая доступа к Интернету или использующая лишь частично имеющийся потенциал цифровых коммуникаций как по объективным, так и по субъективным причинам. К таким категориям населения обычно относятся в основном пожилые люди, инвалиды, члены малообеспеченных домохозяйств, а также те, кто проживает в отдаленных или сельских районах. При этом высока вероятность возникновения проблем, связанных с открытостью данных, а также с использованием цифровых технологий в процессе коммуникации власти с гражданским обществом и бизнесом. А это, в свою очередь, может привести к росту недоверия к органам власти, которые должны гарантировать защиту этих данных.
В ближайшей перспективе использование цифровых технологий кардинально изменит характер и формы взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества. Развитие электронного документооборота, использование информационных систем управления и WEB-сервисов обеспечивает прозрачность и открытость деятельности органов государственной власти, но в то же время порождает новые риски и угрозы для информационной безопасности государства и общества. Именно поэтому применение цифровых технологий как инструмента взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества нуждается в системном правовом регулировании, всестороннем теоретическом осмыслении и обосновании.
Ученые со всего мира обращались к проблемам развития коммуникаций и рискам, которые с этим связаны. Однако ранее научное сообщество не уделяло достаточного внимания аспектам разработки научных подходов к повышению продуктивности цифровых коммуникаций власти с гражданским обществом и бизнесом, включая культурные различия в профилях разных стран. Проблемы формирования предпосылок для оптимальных коммуникаций власти с общественностью или бизнесом изучались фрагментарно и в основном в описательной плоскости.
Формирование оптимальной коммуникации в процессе взаимодействия власти, гражданского общества и бизнеса, прежде всего, зависит от качества и количества компонентов системы коммуникации. С нашей точки зрения, можно выделить три основных компонента этой системы:
- Каналы и средства коммуникации;
- Коммуникаторы и их компетенции;
- Контент коммуникации (или содержание сообщений).
Первые два компонента – это технические и социальные характеристики (или необходимые предпосылки) коммуникации, третий – набор информационных потоков и их обмен, на основе которых может формироваться доверие или недоверие коммуникаторам. Результатом создания надлежащей системы коммуникаций власти, гражданского общества и бизнеса для обеспечения социально-экономического развития является формирование такого информационного пространства, в котором граждане страны, а также нерезиденты, ведущие бизнес на ее территории, должны знать о деятельности органов власти, а органы власти предоставлять информацию своевременно и в полном объеме, придерживаясь определенных принципов. Это принципы:
- Прозрачности;
- Открытости;
- Подотчетности;
- Толерантности;
- Объективности;
- Партнерства;
- Адресности;
- Эффективности;
- Учета реальности;
- Стратегической ориентации, что предполагает своевременное информирование не только о краткосрочных, но и долгосрочных изменениях с обратной связью для понимания восприятия различных видов сообщений как населением, так и бизнесом;
- Скорости и своевременности;
- Правдивости;
- Актуальности;
- Доступности и ясности;
- Креативный подход, который с учетом социального многообразия включает новые форматы и вспомогательные средства донесения информации до различных категорий, групп населения и бизнес-структур.
Информационное пространство относится к сложным динамическим и стохастическим средам, достаточно сложно прогнозировать его возможности по управляющим воздействиям в процессе коммуникации государства и гражданского общества, бизнеса [2, с. 107-117].
Также стоит отметить, что с появлением Интернета и развитием цифровых технологий информационное пространство претерпело существенные изменения. В настоящее время население и бизнес-структуры постоянно находятся и функционируют в среде, которая характеризуется большими потоками информации и наличием многочисленных каналов связи, что зачастую превышает как индивидуальные, так и коллективные возможности по фильтрации, пониманию и осмысленному использованию информационных данных и быстрому и однозначному выбору наиболее оптимальных средств коммуникации с учетом вероятности возникновения различных обстоятельств и изменчивости мест для коммуникации.
В настоящее время большое распространение получают новые цифровые инструменты «обратной связи» с гражданами: чат-боты в социальных сетях, виртуальные помощники, платформы обратной связи. Новые форматы работы с обращениями граждан способствуют повышению доступности и качества государственных услуг для граждан страны, активизации форм общественного контроля и независимой оценки качества услуг, создания цифровых инструментов для решения проблем граждан и активизации прямого диалога между обществом и государством.
При поддержке Общественной палаты Российской Федерации работают медицинские и правовые чаты, чаты психологической помощи ветеранам СВО и членам их семей, проводятся пациентские вебинары, эфиры с врачами. Использование цифровых технологий в работе с обращениями граждан поднимает эту работу на качественно новый уровень [1].
С 2022 года в Российской Федерации при поддержке Общественной палаты России реализуется федеральный проект «ЗдравКонтроль», целью которого является повышение качества и доступности государственной медицинской помощи для граждан страны, путем создания цифровых сервисов для оперативного решения проблем, повышения правовой и медицинской грамотности населения, активизации мероприятий общественного контроля в социальной сфере. На сегодняшний день проект представлен 251 медчатом в 50 регионах страны с участием более 650 тысяч граждан – пользователей государственной системы здравоохранения. Существенными преимуществами работы системы медицинских чатов федерального проекта «ЗдравКонтроль» являются возможность оперативного реагирования на обращения граждан в режиме онлайн без излишней бюрократизации процесса и, как следствие, снижение административной нагрузки на медицинские организации в части рассмотрения обращений и жалоб граждан.
Общественные приемные на форумах «Сообщество» В 2024 году на форумах Общественной палаты России «Сообщество» были запущены общественные приемные, которые стали новыми площадками для решения наиболее актуальных проблем граждан. Такие приемные работали в Иркутске, Калуге и Магасе. В работе приемных принимали широкое участие члены Общественной палаты России, сотрудники отдела по работе с обращениями граждан Аппарата Общественной палаты, сотрудники отделов по работе с обращениями граждан из администраций губернаторов субъектов Российской Федерации, консультирующие юристы из Ассоциации юристов России, а также корпус волонтеров-юристов, который состоял из студентов старших курсов юридических факультетов и действующих юристов, участвующих в проекте на общественных началах.
Все посетители приемных могли оформить и подать обращение непосредственно в Общественную палату России, получить общую консультацию по порядку подачи обращений в иные уполномоченные ведомства, получить бесплатную юридическую консультацию, в некоторых случаях получить помощь на месте, если вопрос мог быть решен в короткий срок. В ходе работы приемных члены Общественной палаты России для оперативного рассмотрения обращений выезжали совместно с представителями местных администраций на места, изучали обстановку и выступали с предложениями по решению поставленных заявителями вопросов.
Таким образом, под влиянием цифровизации существенно трансформируются способы взаимодействия гражданского общества с органами власти. Влияние цифровизации двойственно, и создавая новые возможности, она продуцирует и новые риски, среди них: цифровое неравенство, утрата идентичности, развитие технологий манипулирования информацией в сети (фейки, постправда, полуправда и пр.).