Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Развитие региональной системы здравоохранения в условиях цифровизации

Развитие региональной системы здравоохранения в условиях цифровизации

Научный руководитель

Рубрика

Медицина, фармация

Ключевые слова

здравоохранение
цифровизация здравоохранения
региональная система здравоохранения

Аннотация статьи

В статье изучены основные тенденции в сфере цифровизации здравоохранения. Отмечается, что трансформация фундаментальных подходов к управлению здравоохранением происходит в условиях консенсуса драйверов модернизации институциональной среды и оптимизации механизмов распределения бюджетных средств. Существенный толчок к цифровизации системы здравоохранения дала пандемия. Однако к настоящему времени, структурные изменения и этапы реформы здравоохранения, реализованные до пандемии, утратили свою согласованность и последовательность из-за новых рисков и возросших ресурсов не на реформирование, а на покрытие растущей нагрузки на систему здравоохранения, быстрого технического переоснащения и новых технологий.

Текст статьи

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности информационных систем здравоохранения (ИСЗ), значительно расширилось во многих странах. Эти усилия по цифровизации направлены на решение различных проблем, с которыми сталкиваются федеральные и региональные органы власти при управлении своими системами здравоохранения.

Ожидается, что цифровизация в этом контексте сократит громоздкую документацию и бумажную работу, а также повысит эффективность и качество процедур агрегирования и анализа данных для поддержки принятия решений.

Термин «цифровизация» используется в настоящей статье для обозначения разработки и внедрения систем ИКТ и сопутствующих организационных изменений. Таким образом, цифровизация выходит за рамки простого преобразования ручных данных в цифровой формат (т. е. оцифровки). Скорее, она включает в себя трансформацию социотехнических структур, ранее опосредованных нецифровыми артефактами, в структуры, опосредованные оцифрованными артефактами. В результате цифровизация является социотехническим процессом, результатом которого является оцифровка контента и последующая реконфигурация ролей, взаимоотношений, практик и организационных структур. Процесс цифровизации является динамичным, хаотичным, многонаправленным и экспансивным.

Цифровизация представляет собой уникальную задачу, характеризующуюся разнообразием, сложностью и значимостью. Разнообразие и сложность обусловлены неоднородным и взаимосвязанным набором межорганизационных акторов. Значимость обусловлена духом развития, который подчеркивают многие исследования в этой и является фундаментальной целью цифровизации.

Акцент на развитии особенно требует взаимодействия с глубокими структурными условиями инфраструктуры и социального порядка. Это влияет на то, как происходит цифровизация, и на природу процесса «развития», в который такая цифровизация призвана внести свой вклад.

На протяжении более 20 лет различные страны предпринимали попытки оцифровать свои информационные системы управления здравоохранением с ограниченным устойчивым успехом. Многие усилия по цифровизации часто не достигают поставленных целей и взаимосвязью между контекстом и действием, лежащей в основе процесса цифровизации. Эта сложность характеризуется инфраструктурными пробелами, неоднородностью и взаимосвязанностью акторов и повесток дня политических, государственных институтов и институтов третьего сектора, а также глобальных игроков. Эти обстоятельства привели к контрпродуктивным и непредвиденным последствиям, которые поднимают вопросы о механизмах, лежащих в основе процесса цифровизации, и ее результатах в этом контексте [2, с. 269-271].

 Эти вопросы требуют исследовательской направленности и соответствующего теоретического обоснования для понимания динамики, лежащей в основе цифровизации. Изучение социотехнического процесса цифровизации с целью выявления генеративных механизмов, запускающих трансформации в социальных и материальных структурах, требует формирования концептуальной основы, которая может быть использована для объяснения этих изменений с течением времени.

Трансформация фундаментальных подходов к управлению здравоохранением происходит в условиях консенсуса драйверов модернизации институциональной среды и оптимизации механизмов распределения бюджетных средств. Существенный толчок к цифровизации системы здравоохранения дала пандемия. Однако, в современных условиях, структурные изменения и этапы реформы здравоохранения, реализованные до пандемии, утратили свою согласованность и последовательность из-за новых рисков и возросших ресурсов не на реформирование, а на покрытие растущей нагрузки на систему здравоохранения, быстрого технического переоснащения и новых технологий.

Поэтому внедрение цифровых технологий в процессы оказания медицинской помощи, использование информационно-компьютерных средств коммуникации между потребителями медицинских услуг и врачами может снижать нагрузку на медицинскую систему. Однако цифровизация сферы здравоохранения требует целевого финансирования и формирования новых компетенций у медицинских кадров, создания эффективных и качественных информационных платформ, а также поддержания качества медицинских услуг и высокого уровня медицинской помощи.

Цифровые технологии в здравоохранении оказывают глубокое влияние на то, как предоставляются медицинские услуги и как функционирует вся система здравоохранения. Для этого управление данными стало основным направлением цифрового здравоохранения. По прогнозам, к 2025 году рынок цифрового здравоохранения достигнет 38 млрд руб. Исходя из этого, можно понять перспективу и текущее использование цифровых технологий в здравоохранении.

По состоянию на 2024 год финансирование цифрового здравоохранения составило 289,9 млрд рублей долларов, что свидетельствует о стремлении сектора здравоохранения внедрять цифровые технологии в практику здравоохранения.

К наиболее распространенным сегодня цифровым технологиям, внедряемым в систему здравоохранения можно отнести:

  1. «Электронные медицинские карты (ЭМК)» – это типичный цифровой инструмент, который позволяет пациентам получать доступ к необходимой медицинской информации в соответствии с их потребностями. Поставщики услуг также могут обмениваться важными данными о пациентах через «обмен медицинской информацией». Однако этот процесс сопряжен с неотъемлемыми рисками для безопасности данных. Карты пациента в электронных медицинских картах содержат сведения, связанные с его историей болезни, номером социального страхования, лечением и страховкой или платежной информацией. Доступ к системе напрямую выгоден киберпреступникам или хакерам. Устройства для электронных медицинских карт и другая техническая помощь становятся стандартом. Электронные медицинские карты расширяют возможности врачей по получению и обмену медицинскими картами клиентов, а компьютеры и планшеты так же распространены в больницах, как и стетоскопы.
  2. Искусственный интеллект широко используется в здравоохранении. В 2022 году искусственный интеллект в медицине сосредоточится на использовании машинного обучения для анализа данных о пациентах. Эти алгоритмы копируют человеческие рассуждения для создания интеллектуальных систем. В последние годы исследователи все чаще говорят о возможностях создания цифровых двойников пациента.
  3. Телемедицина. Телемедицина продвинулась вовремя Covid-19. Дистанционные консультации, обследования стали очень востребованы и повсеместно внедрялись в практику. Использование дистанционного мониторинга пациента позволяет медицинским работникам следить за своими пациентами, даже когда они физически не присутствуют. Было показано, что дистанционны мониторинг оказывает положительное влияние на результаты лечения пациентов, а также сокращает время реакции и снижает затраты в долгосрочной перспективе. Он дополняет телемедицину, поскольку снижает нагрузку на пациентов и защищает их. Мобильное здравоохранение (mHealth), медицинская информатика, телемедицина и электронное здравоохранение (eHealth) – это создание цифровых технологий. Эти сервисы собирают актуальные и адекватные данные о пациентах для анализа и получения важной информации для облегчения ухода за пациентами. Electronic Health собирает и записывает данные о пациентах и информацию, связанную с лечением, для поддержки клинических исследований и предоставления крупномасштабных данных наблюдений. Управление медицинскими данными – это компиляция данных о пациентах, собранных из различных источников в организациях и поставщиках услуг.

Проанализировав современные теоретические исследования в сфере анализа процесса цифровизации здравоохранения, мы систематизировали применяемые и технологии, их функции и риски внедрения – таблица.

Таблица

Цифровые технологии в сфере здравоохранения

Технология

Описание

Функции

Проблемы

Электронные медицинские карты

Цифровые системы, которые хранят и управляют информацией о состоянии здоровья пациента

Безопасный обмен информацией между поставщиками медицинских услуг

Функциональная совместимость и обмен данными между различными системами

Медицинская визуализация

Цифровые методы визуализации и анализа медицинских изображений

Интеграция с электронными медицинскими картами и удаленным мониторингом

Конфиденциальность и безопасность данных, функциональная совместимость и интеграция с существующей инфраструктурой здравоохранения

Искусственный интеллект

Машинное обучение для улучшения показателей здоровья

Предиктивный анализ и раннее выявление потенциальных проблем со здоровьем

Регулирование и стандартизация ИИ в медицинских приложениях

Блокчейн

Технология безопасного управления медицинскими данными с помощью распределенных реестров

Устраняет необходимость в центральном органе для управления данными

Децентрализованная характеристика технологии блокчейн создает проблемы в регулировании конфиденциальности данных, что является серьезной проблемой в секторе

Телемедицина

Дистанционное медицинское лечение с помощью технологий

Пациенты могут отслеживать свои основные жизненные показатели, включая артериальное давление, частоту сердечных сокращений и уровень кислорода, с помощью носимых устройств

Гарантия сохранения конфиденциальности и безопасности данных

Мобильное здравоохранение

Мобильные технологии, используемые для мониторинга, диагностики и лечения здоровья

Удаленный мониторинг, управление и анализ данных

Обеспокоенность по поводу конфиденциальности и безопасности конфиденциальной медицинской информации, хранящейся на мобильных устройствах и в облаке

В целом, цифровизация может улучшить систему здравоохранения и сократить расходы. В условиях федеративного государства, достаточно дифференцированного по уровню развития субъектов, одна из главнейших задач развития цифрового здравоохранения в России – это выравнивание региональных дисбалансов в данной сфере. Следует, сказать, что российские регионы сегодня достаточно далеко продвинулись в сфере цифровизации здравоохранения. Одним из передовых в данной сфере является Белгородская область. Еще в 2022 году Белгородская область была признана лидером цифровой трансформации [4].

В рамках реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы» нацпроекта «Здравоохранение» в регионе активно внедряются различные цифровые сервисы в области здравоохранения [1].

В частности, с помощью «Электронной регистратуры» жители региона уже могут записаться на приём к врачу, вызвать врача на дом, узнать о наличии лекарственных препаратов для льготных категорий граждан, ознакомиться с результатами различных анализов, подать заявку на продление срока выписанных ранее рецептов, посмотреть историю своих обращений в медицинские организации области и получить другую необходимую информацию [3].

Первым шагом к созданию этого сервиса стал переход всех государственных медицинских учреждений региона на ведение электронных медицинских карт пациентов.

С 2025 года ведение медицинских карт в электронном виде станет обязательным. Об этом сообщил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко на конгрессе «Национальное здравоохранение», который состоялся в ноябре 2024 года. «Со следующего года органам исполнительной власти мы это будем предъявлять как обязательное условие, потому что в противном случае массивы данных мы просто собирать не сможем. Отказ от бумаги – это финансовый, интеллектуальный инструмент, преемственность, в том числе между уровнями оказания медицинской помощи, и сопровождение пациента», – подчеркнул Михаил Мурашко [3].

При этом в Белгородской области все организации здравоохранений ещё несколько лет назад отказались от бумажных медицинских карт и ведут их электронные аналоги. В результате жители региона получили возможность в любой момент из любой точки мира, имеющей выход в сеть интернет, использовать все доступные сервисы медицинской информационной системы, действующие в регионе.

Защищённое в соответствии с требованиями федерального законодательство хранилище данных, выделенные серверные мощности, организация электронного документооборота по защищённым каналам связи гарантируют безопасность и сохранность всего объёма информации.

Конечной целью внедрения электронных медицинских карт является создание единого банка данных всех пациентов страны, информацию из которого смогут запросить специалисты любого медучреждения на территории всей Российской Федерации в режиме реального времени. Это существенно повысит оперативность и качество оказываемой медицинской помощи, а также избавит пациентов от необходимости самостоятельно передавать информацию о результатах обследований, ранее пройденном лечении и т. д. при обращении в медицинские организации не по месту постоянного проживания.

Таким образом, цифровизация здравоохранения процесс сложный и многогранный кроющий в себе как множество возможностей в сфере повышения качества медицинских услуг, так и поражающий новые риски, в сфере конфиденциальности и безопасности информации.

Список литературы

  1. Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/tsifra (дата обращения: 01.11.2024).
  2. Валова А.С. Перемены в здравоохранении Российской Федерации: обеспечение пациентской безопасности посредством стандартизации и цифровизации / А.С. Валова // Традиции и новации в системе современного российского права: Материалы Международного конгресса молодых ученых. В 3-х томах, Москва, 05–06 апреля 2024 года. – Москва: Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2024. – С. 269-271.
  3. В Белгородской области продолжается цифровизация сферы здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://belregion.ru/press/news/index.php?ID=113966&ysclid=m33ek48ja2481162791 (дата обращения: 01.11.2024).
  4. Белгородская область стала лидером в цифровизации медицины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prostor31.ru/news/politika/2022-01-17/belgorodskaya-oblast-stala-liderom-v-tsifrovizatsii-meditsiny-241229 (дата обращения: 01.11.2024).

Поделиться

121

Потапенко А. С. Развитие региональной системы здравоохранения в условиях цифровизации // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.II.С. 83-87. URL: https://apni.ru/article/10789-razvitie-regionalnoj-sistemy-zdravoohraneniya-v-usloviyah-cifrovizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января