Феномен коррупции, вне зависимости от социокультурных особенностей, а также экономических и политических специфик тех или иных государств, сопровождает деятельность государственных институтов. В истории России коррупция занимает существенную роль. Актуальность борьбы с ней не менее значима, так как коррупция деморализует управленческий аппарат и ослабляет все усилия по формулированию политики и ее реализации. Это приводит к сокращению объема услуг и вызывает фискальную нагрузку, но, прежде всего, это подрывает доверие и законные ожидания общества на планомерное социально-экономическое развитие. В статье дана оценка текущему состоянию российского законодательства в части воплощения в нем антикоррупционного политики, а так же определены перспективы применения новых цифровых технологий в борьбе с коррупцией.
Масштабы коррупционных проявлений в современной России возрастают, а жестокая борьба власти с ней не всегда приносит видимых результатов. Власть борется с коррупцией путем формирования антикоррупционного законодательства. Реализация государственной политики России в сфере противодействия коррупции напрямую связана с обеспечением национальной безопасности государства. Стратегия национальной безопасности РФ утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 68310 [1]. Она провозгласила переход России к новой государственной политике в сфере национальной безопасности и реформированию системы обеспечения безопасности, что затрагивает борьбу с коррупцией, которая наносит стране огромный ущерб, как социально-экономический, так и репутационный.
Закон описывает основные принципы и меры по противодействию коррупции в органах власти:
- выявление причин коррупции - профилактика;
- выявление и раскрытие преступлений коррупционной направленности - борьба;
- устранение последствий.
Указанным законом установлен ряд обязанностей, запретов и рекомендаций, исходя из которых публичный служащий должен:
- соблюдать приемлемое поведение, оговоренное в служебных обязанностях;
- информировать представителя нанимателя о доходах, имуществе и имущественных обязательствах родственников и несовершеннолетних детей;
- сообщать в уполномоченные органы, представителю нанимателя и в прокуратуру о случаях склонения его к коррупционному правонарушению;
- противодействовать возникновению конфликта интересов;
- при увольнении с государственной службы в течение двух лет заключая трудовые договора информировать представителя нанимателя о последнем месте своей службы (при замещении должностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Следует также отметить сложность в мониторинге коррупционных проявлений в органах власти, что в полной мере отражается если классифицировать ее по различным основаниям.
Так, например, по уровню территориального охвата, мы можем выделить:
- федеральную антикоррупционную политику, охватывающей всю территорию государства. Ее программным документом является Национальный план по противодействию коррупции;
- региональную антикоррупционную политику, охватывающая территорию какого-либо субъекта РФ и отличающаяся от федеральной большей детализаций основных антикоррупционных мер и введением новых мер с учетом региональных особенностей, потребностей и возможностей;
- антикоррупционную политику органов местного самоуправления. В рамках политики данного уровня антикоррупционные меры еще более конкретизируются [4, с. 102-103].
Существенные изменения в реализацию антикоррупционной политики внесла цифровизация. Стремительное развитие цифровых и компьютерных технологий изменило работу государственного управления во многих странах. В таких областях, как сбор налогов, уголовное правосудие и общественное здравоохранение, сложные компьютеризированные системы обработки данных становятся важными элементами реализации государственной политики и предоставления государственных услуг [5, с. 326-330].
Цифровизация – это в значительной степени непрерывный процесс, влияющий на устойчивость социальных, экономических и административных систем всех стран. В настоящее время перспективным предполагается исследование проблемы цифровых изменений и их вклад в политику прозрачности и борьбы с коррупцией, а также возможности и риски, связанные с внедрением цифровых подходов.
В контексте цифровых технологий и борьбы с коррупцией три ключевые области заслуживают дальнейшего изучения. Во-первых, роль цифровых технологий, в частности социальных сетей и платформ обмена мгновенными сообщениями, в формировании общественного дискурса о коррупции. Эти технологии позволяют быстро распространять информацию и способствуют коллективным действиям, а также помогают формировать нарративы о коррупции, выходящие за рамки их практического применения. Во-вторых, как использование цифровых технологий в борьбе с коррупцией меняет динамику отношений между низовыми субъектами и институциональными органами. Эти взаимодействия варьируются от сотрудничества до конфликтных отношений, часто с элементом раздора. В-третьих, потенциал цифровых технологий для глубоких изменений в измерении, выявлении и разоблачении коррупции, особенно в тех низовых инициативах, которые могут предложить новые подходы к сбору данных о коррупционном поведении.
В современных исследованиях широкое обсуждение получило изучение процессов трансформации антикоррупционных технологий посредством применения искусственного интеллекта.
Под антикоррупционными инструментами ИИ понимаются системы обработки данных, движимые задачами или проблемами, предназначенные для определенной степени автономии выявления, прогнозирования, обобщения и/или информирования о действиях, связанных со злоупотреблением положением, информацией и/или ресурсами, направленными на получение личной выгоды в ущерб общему благу. Этот тип приложения подразумевает анализ заданной среды на основе набора заранее определенных правил перед тем, как начать действовать. В настоящее время он может работать как автономно, так и совместно с другими машинами и/или людьми.
В целом, исследователи обсуждают потенциал ИИ и других новых цифровых технологий для борьбы с коррупцией и/или повышения подотчетности и прозрачности, не забывая о том, что они могут предоставить новые коррупционные возможности.
В некоторых исследованиях обосновывается перспективность искусственного интеллекта для прогнозирования и объяснения коррупции в разных странах или в государственных контрактах, для выявления мошенничества, коррупции и сговора в международных контрактах, а также для выявления опыта борьбы с коррупцией с использованием машинного обучения.
В современной науке появился термин «инновационная аналитическая и статистическая технология». Инновационная аналитическая и статистическая технология – это вид информационных технологий, который воплощается в виде функциональной информационной системы, направленной на решение организационных задач и содействие в процессах принятия решений. Эти технологии считаются важнейшими инструментами противодействия коррупции на государственном уровне, в первую очередь путем выявления и прогнозирования вероятных случаев. Применение математических методов и передовых аналитических и статистических алгоритмов может выявить несоответствия и потенциальные коррупционные или мошеннические действия.
В настоящее время усилия по противодействию коррупции сосредоточены на цифровых государственных услугах, краудсорсинговых платформах, порталах прозрачности, больших данных и искусственном интеллекте. В этом контексте можно выделить пять ключевых областей, в которых аналитические и статистические технологии могут внести свой вклад: сбор и обработка данных, коммуникационные и офисные процессы, общие процессы управления, процессы принятия решений и разработка экспертных систем.
Несмотря на значительные перспективы для цифровых технологий, общее внедрение решений, которые могут повысить прозрачность, подотчетность и одновременно бороться с коррупцией, все еще недостаточно развито. Будущие усилия должны быть сосредоточены на увязке показателей экономии средств с показателями борьбы с коррупцией, приоритизации централизации систем электронных закупок, обеспечении гармонизации регулирования с установлением стандартов и включении дополнительных антикоррупционных технологий в процессы государственного управления.