Дети с РАС часто испытывают трудности с мотивацией, что может затруднять их обучение и развитие, адаптацию к окружающей его действительности в целом. Метод мотивационных стимулов представляет собой поведенческий подход, который использует вознаграждения и последствия для мотивации желательного поведения у детей с РАС.
Метод мотивационных стимулов основан на принципах подкрепления и наказания. Когда ребенок демонстрирует желаемое поведение, он получает вознаграждение, которое увеличивает вероятность повторения этого поведения в будущем. Напротив, когда ребенок демонстрирует нежелательное поведение, он получает наказание, что уменьшает вероятность повторения этого поведения в будущем. Вознаграждения и наказания могут варьироваться в зависимости от индивидуальных предпочтений ребенка.
Общие вознаграждения включают:
- игрушки;
- еда;
- деятельность;
- похвала.
Общие наказания включают:
- потеря привилегий;
- тайм-аут;
- естественные последствия.
Внедрение метода мотивационных стимулов состоит из следующих этапов:
- Определите целевое поведение. Определите конкретное поведение, которое вы хотите побудить у ребенка.
- Выберите вознаграждения и наказания. Выберите вознаграждения и наказания, которые мотивируют ребенка и соответствуют его предпочтениям.
- Установите систему подкрепления. Разработайте систему, которая четко указывает, какое поведение вознаграждается и какое наказывается.
- Реализуйте систему. Постоянно применяйте систему подкрепления, обеспечивая вознаграждения и наказания в соответствии с установленными правилами.
- Мониторинг и корректировка. Регулярно отслеживайте прогресс ребенка и вносите корректировки в систему подкрепления по мере необходимости [1, с. 24].
Метод мотивационных стимулов имеет ряд преимуществ для детей с РАС:
- Улучшение мотивации: метод помогает повысить мотивацию детей, побуждая их к выполнению желаемого поведения.
- Уменьшение нежелательного поведения: данный метод может помочь уменьшить нежелательное поведение, предоставляя последствия за его демонстрацию.
- Улучшение социальных навыков: направлен на помощь детям с РАС улучшить свои социальные навыки, побуждая их к взаимодействию с другими.
- Улучшение обучения: позволяет улучшить обучение дошкольников, помогая детям сосредоточиться при выполнении различных заданий.
Таким образом, педагогический опыт показывает, что метод мотивационных стимулов является эффективным поведенческим подходом для мотивации желательного поведения у детей с РАС и успешной его адаптации в окружающем мире. Он может помочь улучшить мотивацию к различным видам деятельности, уменьшить нежелательное поведение, улучшить социальные навыки и обучение. При последовательном и надлежащем применении метод мотивационных стимулов может значительно улучшить жизнь детей дошкольного возраста с РАС.