Современное общество развивается очень стремительно. За последние десятилетия оно претерпевает фундаментальные изменения, выражающиеся в цифровизации практически каждой из областей общественной жизни. Экономика, социальная и даже духовая сфера на сегодняшний день достаточно быстро прогрессируют благодаря применению цифровых технологий. В связи с этим упрощаются различные механизмы некоторых видов деятельности, сокращается потребность в масштабном использовании человеческих ресурсов для достижения определенных целей, продуктивность труда увеличивается.
Безусловно, указанные процессы цифровизации не могли обойти стороной и систему исполнения наказаний в нашей стране. Так, 30 декабря 2020 года был принят приказ Минюста № 984 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» [1]. Целями данной программы являются:
- повышение уровня удовлетворенности цифровыми услугами, оказываемыми государством;
- плотное взаимодействие коммерции с государственными структурами и снижение, в связи с этим издержек;
- повышение общего уровня качественного обеспечения населения услугами, оказываемыми государством, включая цифровые;
- гарантированность как надежности, так и безопасности не только информационной среды, так и в целом инфраструктуры информационно-технологического направления;
- программно-информационная независимость от всех видов оборудования, обеспечивающего цифровые технологии и прикладных компьютерных программ иностранного производства.
В соответствии с программой предполагается:
- эффективно использовать электронные средства мониторинга, что позволит снизить влияние человеческого фактора на уровень безопасности в учреждениях исполнения наказаний уголовно-исполнительной системы (далее: УИС);
- обеспечить полную прозрачность деятельности учреждений исполнения наказаний, а также онлайн контроль территориальными органами управления и центральным аппаратом ФСИН России за деятельностью учреждений исполнения наказаний;
- обеспечить бесперебойное функционирование применяемых в УИС цифровых систем ведомственной деятельности и информационно-телекоммуникационной средств, а также государственных информационных систем;
- обеспечить УИС «Интернет-ресурсами», услугами связи и др.
В 2023 году в соответствии с планом намеченных в программе мероприятий осуществляется деятельность, обеспечивающая формирование во ФСИН России единой информационной системы (далее: ЕИС). В свою очередь, Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р) определяет цифровизацию, как одно из главных направлений развития УИС [2].
Концепция также предусматривает отдельную XIV главу, в которой отражена цифровая трансформация УИС. Так, цифровая трансформация УИС предусматривает:
- На основе создаваемой ЕИС ФСИН России автоматизировать рабочие процессы, создание баз данных, требующихся в деятельности УИС;
- Использовать искусственный интеллект для автоматического или автоматизированного принятия решений, разработать и развить систему сбора, а также обработки баз данных;
- В структуре ФСИН разработать и применить единое информационное пространстве, имеющее надежную защиту и эффективную управляемость;
- Обеспечить повышение уровня компетенций сотрудников УИС в сфере цифровой трансформации;
- Наиболее полно реализовать форму видеоконференцсвязи для обеспечения судебных заседаний, свиданий осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с родственниками, встреч с различными категориями лиц, осуществляющих контроль деятельности УИС, обеспечивающих судебное производство;
- Дополнение актуальными электронными базами нормативных правовых актов деятельность учреждений УИС;
- Реализацию в деятельности УИС системы электронных очередей.
Закономерным представляется то, что цифровизация, как сфера высоких технологий, станет проводником и подспорьем УИС в вопросах контроля за исполнением наказаний в учреждениях исполнения наказаний, где сегодня содержится большое количество граждан (в настоящее время в структуру Федеральной службы исполнения наказаний входит: 663 исправительные колонии, где отбывает наказание в виде лишения свободы 361306 человек) [3].
Внедрение систем видеонаблюдения также играет положительную роль, так как оно позволяет выявить и предотвратить многочисленные нарушения как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников. В ближайшей перспективе в системе исполнения наказаний планируется внедрение программ, наделенных искусственным интеллектом [4; 5, с. 40-45; 6, с. 338-340]. Данный вопрос в настоящее время приобретает все большую актуальность. В частности, сейчас все чаще наблюдается применения такого наказания, как принудительные работы. При исполнении упомянутого вида наказания контроль за передвижением осужденных не может быть реализован надлежащим образом, так как осужденные «разбросаны» по разным частям района или города. Предполагается, что рассматриваемая программа будет основным помощником для контроля и фиксации нарушений в режиме реального времени. Использование данной программы позволило бы в необходимой мере не только идентифицировать личность осужденного, но и установить место, время и, по возможности, характер нарушения, с последующим принятии решения о наказании и направлении соответствующего документа для исполнения уполномоченному лицу.
Учитывая все положительные моменты, связанные с цифровизацией УИС, необходимо также отметить некоторые отрицательные черты данного реформационного процесса. Так, самым проблемным остается вопрос о размерах финансирования цифровизации, которые представлены весьма внушительными суммами. К примеру, еще 25 ноября 2020 года Минцифры в связи с желанием сократить финансирование заблокировало проект по цифровизации ФСИН, по которому Служба запрашивала на реформы 25 млрд рублей и только спустя некоторое время данный проект был одобрен [7]. Также, существует проблема и профессиональной подготовленности сотрудников различных подразделений и служб УИС к инновационным технологиям. В настоящее время часть сотрудников УИС не обладают достаточными профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного внедрения цифровизации. Поэтому в УИС необходимо сосредоточить внимание на более высокопрофессиональной подготовке и принять меры по повышению квалификации сотрудников УИС в области информационных технологий.
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сказать, что цифровая трансформация УИС – это не далекое будущее, а непосредственно настоящее, и цифровые изменения в области исполнения наказаний наступают уже сегодня. Руководство страны и Федеральной службы исполнения наказаний РФ уделяют данному аспекту особое влияние, что подтверждается положениями Концепции развития УИС до 2030 года. В связи с этим предполагаем, что намеченный курс по внедрению цифровизации в уголовно-исполнительную систему будет своевременным, принесет свои положительные плоды и полностью оправдает себя.