Для определения внепроцессуальных форм взаимодействия дознавателя и общественности необходимо надлежащим образом определить субъектный состав такого взаимодействия, а также его сущность. Если вопросов относительно процессуального статуса дознавателя, урегулированного Уголовно-процессуальным Кодексом РФ (далее – УПК РФ), не возникает, то в отношении общественности как субъекта взаимодействия единого подхода на доктринальном уровне не выработано. В соответствии с определением Е. П. Ищенко, «общественность включает всех граждан, которые не обязаны участвовать в правоохранительной работе, но могут помогать в решении отдельных задач этой деятельности» [1, c. 3095]. Участие общественности в расследовании автор определяет как «добровольную гласную или негласную, основанную на гражданском сознании деятельность общественных объединений либо отдельных граждан по оказанию правоохранительным органам содействия в раскрытии преступлении, розыске виновных, выявлении и устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений» [2, c. 504]. Ю. Ю. Локтионова обращает внимание на тот факт, что современный уровень развития информационно-телекоммуникационных технологий существенно расширяет возможности участия каждого гражданина в расследовании преступлений [3, c. 235]. Однако наиболее полно отражающим сущность общественности как субъекта взаимодействия в рамках уголовно-процессуальной деятельности следует признать определение А. Г. Резниковой, в соответствии с которым «общественность представляет собой активную часть общества, которая готова сотрудничать с дознавателями или следователями в раскрытии преступлений. Она может оказывать помощь как по собственной инициативе, так и по просьбе правоохранительных органов.» [4, c. 167]. Следует, однако, учитывать, что субъектом обращения в целом выступает население в целом, поскольку, как обоснованно указывает А. М. Ишин, «использование широкого круга источников криминалистически значимой информации оказывает непосредственное влияние на полноту и оперативность расследования» [5, c. 64].
Под формой взаимодействия как способом организации следует понимать совокупность приемов и способов взаимодействия, а также связей и отношений субъектов взаимодействия. Взаимодействия дознавателя и общественности может быть направлено на решение следующих задач:
- расследование и раскрытия преступления;
- использование материалов средств массовой информации (далее – СМИ) в качестве основания возбуждения уголовного дела;
- использование материалов СМИ в качестве доказательств по уголовному делу [6, c. 60].
Таким образом, взаимодействие дознавателя и общественности может осуществляться как по инициативе представителей общественности, так и по инициативе дознавателя; в последнем случае первоначальным этапом взаимодействия является обращение дознавателя к населению с просьбой об оказании содействия через СМИ [7, c. 4]. Однако, как обоснованно указывают Д. К. Нечевин, Е. В. Кирдяшова и О. Ю. Коневская, «вплоть до настоящего времени не выработано единой криминалистической методики взаимодействия органов предварительного расследования и СМИ» [8, c. 133].
Материалы СМИ играют существенную роль в современном обществе и могут оказаться крайне полезными при расследовании преступлений. Они могут быть использованы для различных целей:
- определение направления расследования, позволяя правоохранительным органам получить дополнительные сведения и перспективы по делу;
- выдвижение следственных версий на основе информации, предоставленной в материалах СМИ, что помогает сформулировать гипотезы о возможных обстоятельствах преступления;
- подготовка и проведение отдельных следственных и других процессуальных действий на основе данных, обнаруженных в материалах СМИ;
- обоснование принятия процессуальных решений, используя информацию из СМИ в качестве дополнительного подтверждения или аргументации [9, c. 4].
В ходе расследования могут быть выделены следующие формы взаимодействия дознавателя и СМИ:
- ознакомление представителей СМИ с материалами расследования;
- подготовка дознавателем материалов профилактического, консультативно-пропагандистского или информационно-поискового характера, в том числе – о криминогенной обстановке, мерах профилактики правонарушений;
- контакты с представителями СМИ;
- обращение представителей СМИ к дознавателю непосредственно на месте происшествия либо по завершении его осмотра.
Взаимодействие дознавателя и общественности в лице СМИ может проходить на любой стадии расследования; иными словами, дознаватель вправе использовать возможности СМИ как для профилактики преступлений до возбуждения уголовного дела, так и в ходе расследования, а также по его завершении. При этом дознаватель вправе передавать представителям СМИ достоверные и объективные материалы, направленные на профилактику правонарушений и формирование правосознания граждан, а также повышение их правовой культуры [10, c. 128]. Изложенное отражает воспитательный и профилактический аспекты взаимодействия дознавателя и СМИ.
Как отмечает А. Н. Тюменцев, «использование ресурсов СМИ в уголовно-процессуальной деятельности обуславливается широтой и скоростью доведения информации, возможностью ее оперативной конкретизации и изменений, а также наличием обратной связи с должностными лицами органа дознания. При этом использование СМИ является целесообразным при отсутствии либо недостаточности данных о событии преступления и лицах, причастных к нему, невозможности их получения иными способами и ограниченных сроках дознания» [11, c. 174].
В соответствии с изложенным становится возможной формулировка следующих выводов.
Под взаимодействием дознавателя с общественностью при расследовании пожаров следует понимать внутренне согласованную совместную деятельность дознавателя и общественности, характеризуемую единством целей и задач. Цель взаимодействия заключается в расследовании и раскрытии уголовного дела и привлечении виновного к уголовной ответственности, тогда как задачи такого взаимодействия определяются в зависимости от субъекта взаимодействия. Под общественностью в целом следует понимать активную часть населения, которая имеет готовность оказать дознавателю содействие в решении задач расследования и способна к оказанию такого содействия. Взаимодействие может осуществляться как по инициативе представителей общественности, так и по инициативе дознавателя; в последнем случае адресатом обращения дознавателя выступает население в целом.
Основной формой взаимодействия, осуществляемого по инициативе дознавателя, выступает обращение к населению через средства массовой информации, которое осуществляется при отсутствии либо недостаточности информации о преступлении, подозреваемых и невозможности ее получения иными способами. Использование СМИ предоставляет возможности получения информации о причастных к совершению преступления лицах, их розыске, а также оказания профилактического воздействия на население в целом, отдельные социальные группы или граждан. Вместе с тем, несмотря на значимость взаимодействия дознавателя и общественности, в отсутствие нормативно закрепленного порядка взаимодействия органов ГПС МЧС России с общественностью возникает вопрос о допустимости привлечения общественности к деятельности по проверке сообщения о пожаре.