Главная
АИ #50 (232)
Статьи журнала АИ #50 (232)
Психологические особенности самооценки личности в подростковом возрасте

Психологические особенности самооценки личности в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

самооценка
уровень притязаний
подростковый возраст
самоуверенность
личность
самосознание

Аннотация статьи

В статье исследуется проблема особенностей самооценки подростков. Анализ данных выявил корреляционную зависимость между уровнем притязаний, самооценкой и самоуверенностью. Полученные результаты позволяют сделать выводы о влиянии нереалистичных целей на формирование адекватной самооценки у подростков.

Текст статьи

Проблема особенностей самооценки в подростковом возрасте определяется значимостью этого периода онтогенеза для формирования личности. Интенсивные психофизиологические изменения, перестройка системы межличностных отношений и поиск идентичности, характерные для подросткового возраста, оказывают существенное влияние на формирование адекватной самооценки. Дефицит эмпирических данных, описывающих специфику самооценки в этот критический период развития, обуславливает необходимость проведения данного исследования.

Формирование самосознания в подростковом возрасте является предметом пристального внимания многих исследователей. В частности, Л. С. Выготский рассматривал самосознание как этап развития сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими [1, с. 156].

В свою очередь С. Л. Рубинштейн определял самосознание как: «этап в развитии сознания, то есть в результате развития самосознания складывается «Я-концепция», представляющая совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма» [4, с. 628].

Понимание структуры и динамики самосознания невозможно без анализа такого компонента как: «Я-концепция».

К. Роджерс определил «Я-концепцию» как совокупность представлений индивида о собственных характеристиках и особенностях, возможностях взаимодействия с другими и миром, ценностных установках, а также целях и идеалах [3, с. 20].

Понимание этой концепции необходимо для анализа процесса формирования самосознания в подростковый период. Именно этот процесс, как сложная и многогранная динамика, был предметом исследования многих психологов, таких как Е. В. Субботский, А. А. Бодалев, И. С. Кон, В. В. Столин, У. Джеймс, И. И. Чеснокова.

Развитие самосознания сопровождается эмоциональными переживаниями, включая неуверенность в себе, колебания настроения и попытки самоутверждения через ложные формы поведения (бравада, нарушение дисциплины). Самооценка подростка может быть противоречивой: сознательно он может воспринимать себя как значительную личность, но подсознательно испытывать сомнения, что проявляется в подавленности и конфликтах.

Д. И. Фельдштейн выделяет три стадии развития подростка:

  1. Локально-капризная (10–11 лет): стремление к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых, преобладают ситуативные эмоции.
  2. Правозначимая (12–13 лет): появляется потребность в общественном признании, освоение прав и обязанностей, стремление к самостоятельности на основе «Я могу» и «Я должен».
  3. Утверждающе-действенная (14–15 лет): готовность к функционированию во взрослом мире, стремление к самореализации и осознание социальной приобщенности [5, с. 328].

Исследования Д. И. Фельдштейна [2, с. 112] показывают изменения самооценки на разных стадиях, отражающие развитие социальной ответственности. На первой стадии наблюдается как полное отрицание себя (у 34% мальчиков и 26% девочек), так и сочетание отрицательных и положительных характеристик (у около 70%). На второй стадии сохраняется ситуативное отрицательное отношение к себе, но одновременно возникает потребность в самоуважении. На третьей стадии формируется «оперативная самооценка», основанная на сопоставлении себя с идеальными нормами. Личностная рефлексия – ещё один важный механизм самосознания, позволяющий подростку осознавать свой внутренний мир и мир других.

В исследовании приняли участие ученики МБОУ «СОШ № 17» г. Белгорода, в количестве 62 человек, которых мы разделили на две группы 13–14 лет и 15–16 лет.

Для исследования взаимосвязи между степенью дифференцированности уровня притязаний и самоуверенностью были использованы следующие методики: опросник самоотношения МИС (С. Р. Пантелеева, В. В. Столина) и методика Дембо-Рубинштейн для изучения самооценки и уровня притязаний.

Результаты анализа данных методики Дембо-Рубинштейн группы 13–14 лет (34 человека), полученные по семи параметрам (внешность, способности, уверенность в себе, характер, практические умения, авторитет среди сверстников), показали следующие выводы.

По результатам наиболее высокой была самооценка внешности, что указывает на её особую значимость для подростков этого возраста. Самооценка способностей также была завышенной у значительной части респондентов, хотя наблюдалось и значительное количество как высокой, так и низкой самооценки. Уверенность в себе показала противоречивые результаты – равное количество респондентов с завышенной и низкой самооценкой. Самооценка характера была в основном низкой и средней, указывая на то, что этот аспект не является для них приоритетным. Большинство респондентов имели завышенную или среднюю самооценку своих практических умений. Наибольший процент низкой самооценки наблюдался в отношении авторитета среди сверстников (лишь 30,8% респондентов считают себя авторитетными), что примечательно, учитывая важность общения со сверстниками в этом возрасте.

Анализ уровня притязаний показал, что респонденты чаще всего стремились к более высоким результатам в практических умениях и способностях (завышенный уровень притязаний). Значительная часть также стремилась к более сильно выраженному характеру, большей уверенности в себе и авторитету среди сверстников. Внешность также являлась важной сферой, где низкий уровень притязаний не наблюдался. В целом, средний уровень притязаний имел высокие показатели.

Дифференциация самооценки и уровня притязаний. Степень дифференциации между самооценкой и уровнем притязаний варьировалась у респондентов от 10,1% до 26,2%. Это говорит о том, что респонденты ставили перед собой достижимые цели. Однако, наблюдался значительный разрыв (26,2%) между уровнем притязаний и самооценкой авторитета у сверстников, свидетельствующий о внутреннем конфликте между желаемым и воспринимаемым положением в социальной среде. В других областях расхождение было умеренным.

В свою очередь, результаты анализа данных методики Дембо-Рубинштейн группы 15–16 лет (28 человек), полученные по семи параметрам (уверенность в себе, способности, внешность, практические умения, авторитет среди сверстников, характер), показали следующие результаты.

Для испытуемых 15–16 лет наиболее выраженной в процентах самооценка уверенности в себе, которая равна 89,3%. Уровень притязания по этой шкале равен 100%. Степень дифференцированности 17,7 – умеренная.

Вторым важным показателем является самооценка способностей. Она равна 95,5% респондентов. Самооценка способностей не выражена лишь у 3,5% учащихся. Уровень способностей равен 92,9%. Степень дифференцированности умеренная она ровняется 22,9.

Самооценка внешности высоко выражена у всего класса, лишь 21,4 имеют среднюю самооценку. Уровень притязания высокий. В данном возрасте школьники считают свою внешность привлекательной. Степень дифференцированности умеренная равная 20,83.

Самооценка умения многое делать своими руками высокая, равняется 89,35, а вот 10,3% учащихся считают, что они не могут многое делать своими руками. Уровень притязаний имеет 100%, т. е. Весь класс хочет уметь все делать своими руками. Степень дифференцированности равна 25,63 – сильная степень расхождения.

Самооценка авторитета у сверстников завышенная равная 96,4%, а 3,6% класса не имеют авторитета у сверстников. По уровню притязания можно определить, что все 100% хотят пользоваться авторитетом у сверстников, но у каждого разная степень выраженности. Степень дифференцированности высокая равняется 23,51.

Самооценка характера выражена у большинства испытуемых достаточно высоко. Уровень притязания высокий – средний. Степень дифференцированности сильная равная 28,9. Можно сказать, что характер в этом возрасте у многих сформирован. Тем не менее можно сделать вывод, что самооценка еще полностью не сформирована, а уровень притязаний умеренный или высокий. Степень дифференцированности сильная равная 22,5.

Для сравнения показателей по методике Самооценка по Дембо-Рубинштейн мы воспользовались Т-критерием Стьюдента и нами были получены следующие результаты.

Существуют статистически важные различия между самооценкой и уровнем притязания. Есть различия в самооценке авторитета у сверстников: 1 гр – Т=4,662; р=52. 2 гр. – Т=3,334; р=52.

В самооценке умение многое делать своими руками различий между группами не выявлено.

Имеются различия в самооценке уверенности в себе. 1 гр – Т=2,514; р=54. 2 гр – Т=3,94; р=52.

По степени уровня притязания способностей также имеются различия. 1 гр – Т= 3,859; р=54. 2 гр – Т=2,891; р=54.

В уровне притязания авторитета у сверстников: 1 гр – Т= 4,369; р=54. 2 гр – Т=4,412; р=53.

В уровне притязания умение многое делать своими руками группы имеют такие показатели как 1 гр – Т=1,049; р=54. 2-гр – Т=5,03; р=54.

В уровне притязаний внешности: 1 гр. – Т=4,194; р=54. 2 гр. – Т=2,692; р=54.

В уровне притязания уверенность в себе: различия 1 гр. – Т=2,884; р=54,2. гр. – Т=2,692; р=54.

Можно сделать вывод, что между двумя группами испытуемых есть статистические различия.

Исследование по опроснику самоотношения показало различия между двумя возрастными группами: подростки 13–14 лет демонстрируют высокое самопринятие (T=4.5, p<0.05) и самопривязанность (T=3.8, p<0.05), сочетающиеся с низкой самоуверенностью (T=-3.17, p<0.05), что указывает на внутренний конфликт: принятие себя без стремления к изменениям на фоне неудовлетворенности своими возможностями. У подростков 15–16 лет наблюдается высокая внутренняя конфликтность (T=2.4, p<0.05), также высокое самопринятие (T=4.2, p<0.05) и низкая самоуверенность (T=-3.17, p<0.05), дополненные саморуководством и самопривязанностью, которая в этой группе проявляется как неудовлетворенность собой и стремление к изменениям. Обе группы характеризуются низкой самоуверенностью, но причины и проявления этого состояния различны.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась: существует связь между степенью дифференцированности уровня притязаний и самооценки и самоуверенностью, а именно, чем выше значение дифференцированности, тем менее значение самоуверенности. Наша гипотеза подтвердилась (г=0,83, при р 0,05), это свидетельствует о том, что подросток ставит перед собой нереалистичные цели, поэтому притязания не могут служить стимулом личностного развития. Таким образом, это может говорить о конфликте между тем к чему школьник стремится и тем, что он считает себя важным. Что приводит к неуверенности неудовлетворенности своими возможностями, ощущение слабости, сомнение способности вызвать уважение.

Список литературы

  1. Айсмонтас А.А. Общая психология: схемы / А.А. Айсмонтас. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 288 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
  3. Попова О.Б. Системный подход в изучении Я-концепции личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2013. – № 3 (7). – С. 19-25.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Флинта, 1999. – 672 с.

Поделиться

96

Мирошникова О. С., Рубанова Ю. Д. Психологические особенности самооценки личности в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2024. №50 (232). Ч.III.С. 68-71. URL: https://apni.ru/article/10815-psihologicheskie-osobennosti-samoocenki-lichnosti-v-podrostkovom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января