Повышение правовой грамотности – это целенаправленная деятельность по распространению в обществе правовых знаний, разъяснению действующих нормативных правовых актов и практики их применения, информированию населения о структуре, функциях и полномочиях правоохранительных органов, правах и обязанностях гражданина по отношению к ним.
В наше время социальные сети стали важной частью жизни каждого человека. Они нужны людям для общения, обмена собственными мнениями и распространения информации., а также социальные сети являются инструментом повышения правовой грамотности населения и бизнеса, особенно в таких важных областях, как антимонопольное законодательство, реклама и законодательство в сфере закупок.
Правовая грамотность населения и бизнеса в обеспечении справедливой и конкурентной экономической среды. Особое значение это приобретает в сферах антимонопольного, рекламного законодательства и законодательства в сфере закупок, где точное понимание и грамотное применение норм могут предотвратить нарушения и способствовать здоровой конкуренции [3, с. 117-122].
Антимонопольное законодательство направлено на защиту конкуренции и предотвращение монополий на рынке. В условиях, когда мери по контролю за соблюдением законов часто представляют сложность для понимания, социальные сети могут предоставить полезные ресурсы и информацию. Публикации экспертов, обучающие видео и интерактивные обсуждения, позволяют участникам рынка лучше ориентироваться в тонкостях законодательства [1].
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
- Предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
- Возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
С тех пор как появились социальные сети, их функционал значительно расширился. Они используются не только для общения, но являются также информационными ресурсами и площадками для ведения бизнеса. Социальные сети выступают в соответствующих случаях как ресурсы для размещения информации о товарах и (или) услугах, включая рекламу.
Реклама – направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования, с целью формирования или поддержания интереса к нему.
Повышение правовой грамотности – это не только задача государственных органов, но и общественных организаций, юридических сообществ и самих бизнес-структур. Скоординированные усилия всех заинтересованных сторон способствуют созданию устойчивой экономической системы, где права и обязанности ясны каждому её участнику.
Инструменты [3, с. 117-122]:
- Информационное просвещение;
- Обучение и повышение квалификации;
- Государственные органы могут разрабатывать специальные веб-сайты, брошюры и памятки, содержащие основную информацию о правилах антимонопольного, тарифного и рекламного законодательства;
- Государственные органы могут предоставлять консультации по вопросам антимонопольного, тарифного и рекламного законодательства через социальные сети. Также можно создать специализированные центры или отделы для получения более подробной консультации;
- Проведение проверок и вынесение наказаний за нарушения.
Например, многие антимонопольные службы используют социальные сети для распространения информационных материалов и проведению онлайн-курсов, что значительно упрощает доступ к актуальной информации.
Законодательство в сфере закупок очень важно в обеспечении прозрачности и конкурентоспособности закупочных процессов. Социальные сети обеспечивают возможность доступа к обучающим материалам, семинарам и вебинарам, которые поясняют сложные аспекты данного законодательства. Это значительно улучшает осведомлённость бизнеса и помогает избежать возможных ошибок [2].
Социальные сети представляют собой мощный инструмент для повышения правовой грамотности, позволяя более широкому кругу людей и бизнесов получить доступ к необходимой информации.
Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Антимонопольное законодательство важно для формирования конкурентоспособной экономики. Оно регулирует отношения между компаниями, предотвращая создание монополий и недобросовестную конкуренцию. Однако многие предприниматели и рядовые граждане не всегда осведомлены о своих правах и обязанностях в рамках этого законодательства.
Таким образом, социальные сети играют важную роль в повышении правовой грамотности общества и бизнеса. Они создают новые возможности для обучения, обмена опытом и распространения информации. Важно, чтобы как государственные органы, так и бизнес совместно работали над тем, чтобы максимально использовать этот потенциал. Разработка обучающих программ, информационных кампаний и вовлечение экспертов в процессы обмена знаниями могут значительно повысить уровень правовой осведомленности, что в конечном итоге обогатит как рынок, так и его участников.