Главная
Конференции
Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

результат использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе
физическое здоровье
образовательный процесс
здоровьесбережение

Аннотация статьи

В данной работе рассматривается важность применения здоровьесберегающих технологий в начальных классах общеобразовательных учреждений. Авторы анализируют основные проблемы, связанные со здоровьем школьников, и предлагают эффективные методы и приёмы, способствующие сохранению и укреплению физического, психического и социального благополучия детей. Работа может быть полезна педагогам, психологам, медицинским работникам и родителям, заинтересованным в создании здоровой и безопасной образовательной среды для младших школьников.

Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока: направленные на соблюдение гигиенических требований; организующие рациональную физическую активность; другие психолого-педагогические технологии.

Цель использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здорового образа жизни, а также создание благоприятной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей.

Текст статьи

Для успешного применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе необходимо соблюдение ряда условий:

  • учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям познавательной деятельности учеников.
  • организация процесса обучения на наиболее подходящем уровне сложности.
  • применение разнообразных методик и форматов обучения.
  • грамотное распределение физической активности и отдыха.
  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможность для детей работать как самостоятельно, так и в небольших группах.
  • разумное использование наглядных материалов.
  • применение разнообразных способов подачи информации, включая современные информационно-коммуникационные технологии.
  • создание в классе благоприятной атмосферы для каждого ученика.
  • поощрение положительной мотивации к учёбе.
  • формирование у детей навыков, умений и базовых знаний в области поддержания здоровья.

Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия

В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа.

В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее.

Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В-четвёртых, дети могут получать знания с помощью различных методов. Например, это может быть не только устный рассказ учителя или демонстрация наглядных материалов (включая использование аудио- и видеоматериалов), но и самостоятельная работа.

В-пятых, для поддержания работоспособности важен психологический климат. Урок с использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе характеризуется дружелюбной атмосферой, доброжелательными отношениями между учителем и учениками, ориентацией на сотрудничество. Также важно, чтобы ученики были активными и заинтересованными в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю помогают улыбка и юмор.

Второй блок: организуем обучение и физическую активность

Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.

Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.

У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психи­ческих функций между двумя полушариями.

Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.

Включение в урок небольшой шутки, пословицы, весёлой иллюстрации или музыкальной паузы позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выступая в качестве эмоциональной разрядки.

Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность.

Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:

  • игровые технологии;
  • обучающие интерактивные программы;
  • оригинальные задания и задачи;
  • введение в урок отступлений.

Создание благоприятного психологического климата на уроке:

  • доброжелательный стиль общения;
  • увлекательная беседа;
  • интерес к каждому мнению;
  • тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
  • стимулирование к самостоятельной деятельности;

Результаты исследования показали, что использование здоровьесберегающих технологий способствует повышению уровня здоровья и благополучия учащихся, а также улучшению их учебных достижений. Это подтверждает необходимость дальнейшего развития и внедрения этих технологий в начальной школе.

Заключение

В заключение можно сказать, что использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе является важным условием для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения их мотивации к обучению и общей успеваемости. Однако для достижения максимального эффекта необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, создавать комфортную и безопасную образовательную среду, а также обеспечивать поддержку и сотрудничество со стороны родителей и общественности.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 240 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2014. – 296 с.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. – М.: Вако, 2002. – 128 с.
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.

Поделиться

48

Пархоменко Л. С., Лавриненко А. А. Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе // Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10908-ispolzovanie-zdorovesberegayushih-tehnologij-v-nachalnoj-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января