Для успешного применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе необходимо соблюдение ряда условий:
- учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям познавательной деятельности учеников.
- организация процесса обучения на наиболее подходящем уровне сложности.
- применение разнообразных методик и форматов обучения.
- грамотное распределение физической активности и отдыха.
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможность для детей работать как самостоятельно, так и в небольших группах.
- разумное использование наглядных материалов.
- применение разнообразных способов подачи информации, включая современные информационно-коммуникационные технологии.
- создание в классе благоприятной атмосферы для каждого ученика.
- поощрение положительной мотивации к учёбе.
- формирование у детей навыков, умений и базовых знаний в области поддержания здоровья.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, воздух должен быть свежим. Учебный кабинет необходимо оснастить достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение. Для этого педагоги обычно используют физминутки, пальчиковую, дыхательную, суставную и глазную гимнастику, а также элементы самомассажа.
В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. Например, стоит чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее.
Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.
В-четвёртых, дети могут получать знания с помощью различных методов. Например, это может быть не только устный рассказ учителя или демонстрация наглядных материалов (включая использование аудио- и видеоматериалов), но и самостоятельная работа.
В-пятых, для поддержания работоспособности важен психологический климат. Урок с использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе характеризуется дружелюбной атмосферой, доброжелательными отношениями между учителем и учениками, ориентацией на сотрудничество. Также важно, чтобы ученики были активными и заинтересованными в общении и совместной деятельности с одноклассниками. В этом учителю помогают улыбка и юмор.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность
Современные исследования в области педагогики и психологии отмечают четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Формируя у школьников коммуникативные навыки, заинтересованность в новых знаниях, познавательную мотивацию и умение не только отвечать на вопросы, но и задавать их, педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
У каждого человека имеются индивидуальные особенности восприятия. Зависит это от функциональной асимметрии мозга, при которой происходит распределение всех психических функций между двумя полушариями.
Учитель должен знать особенности обучающихся и использовать в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей. В активности человека наблюдаются регулярные пики и спады, образующие особый ритм. Такое чередование имеет свои особенности и в течение одного дня, и в разные дни учебной недели. Учитывая эти особенности, составляется расписание, при котором трудные уроки не ставятся в конце.
Включение в урок небольшой шутки, пословицы, весёлой иллюстрации или музыкальной паузы позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выступая в качестве эмоциональной разрядки.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Рассмотрим, что помогает учителю сохранять работоспособность.
Использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
- игровые технологии;
- обучающие интерактивные программы;
- оригинальные задания и задачи;
- введение в урок отступлений.
Создание благоприятного психологического климата на уроке:
- доброжелательный стиль общения;
- увлекательная беседа;
- интерес к каждому мнению;
- тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
- стимулирование к самостоятельной деятельности;
Результаты исследования показали, что использование здоровьесберегающих технологий способствует повышению уровня здоровья и благополучия учащихся, а также улучшению их учебных достижений. Это подтверждает необходимость дальнейшего развития и внедрения этих технологий в начальной школе.
Заключение
В заключение можно сказать, что использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе является важным условием для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышения их мотивации к обучению и общей успеваемости. Однако для достижения максимального эффекта необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, создавать комфортную и безопасную образовательную среду, а также обеспечивать поддержку и сотрудничество со стороны родителей и общественности.