Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Проблема профессиональной ориентации старшеклассников: создание эффективной прог...

Проблема профессиональной ориентации старшеклассников: создание эффективной программы психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

профессиональная ориентация
старшеклассники
мотивация
информированность
психолого-педагогическое сопровождение
профессиональный выбор
методы исследования
профориентационная программа

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию проблемы профессиональной ориентации старшеклассников и разработке эффективной программы психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора. Результаты показали, что значительное число учащихся еще не определились с будущей профессией, а основные преграды на пути профессионального самоопределения связаны с недостаточной мотивацией, низкой самооценкой и отсутствием устойчивого интереса. В статье предложены мероприятия для повышения уровня профессиональной ориентации, включая встречи с профессионалами, создание информационных материалов о профессиях и тренинги для развития мотивации. Предлагаемая программа направлена на создание условий для осознанного и информированного выбора профессии старшеклассниками.

Текст статьи

Актуальность исследования

В условиях современного общества, когда профессиональный выбор становится важным этапом в жизни каждого подростка, проблема профессиональной ориентации старшеклассников приобретает особую значимость. Старшеклассники находятся на пороге осознанного выбора будущей профессии, и этот процесс требует комплексного подхода, учитывающего как психологические, так и педагогические аспекты [2, с. 357]. Однако многие школьники сталкиваются с трудностями в определении своей профессиональной траектории, что связано с низким уровнем мотивации, недостаточной информированностью о профессиях и психологическими барьерами.

В связи с этим, создание эффективной программы профориентации, направленной на преодоление этих трудностей, является актуальной задачей. Программа должна учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать развитию их профессиональной идентичности, формированию осознанного и уверенного выбора профессии.

Цель исследования

Целью данного исследования стала разработка эффективной профориентационной программы.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования: опросник для определения профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова), опросник «Профессиональные намерения» (автор Э. Ф. Зеер), методика И. С. Домбовой.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ.

Результаты исследования

Был определен контингент исследования: 42 обучающихся 10-х классов Борисоглебской школы № 10.

  1. Опросник для определения профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова)

Выявлено, что 67% обучающихся ориентированы на конкретную профессиональную область, у остальных 33% процентов интерес проявляется одновременно к нескольким сферам.

У 14% обучающихся обнаружен слабо выраженный интерес к выбранной сфере труда, т. е. наивысшие баллы в выбранной сфере не превышают среднее значение.

10% обучающихся определили профессиональные области, но их выбор не подтверждается личным опытом деятельности. У данных обучающихся мал личный опыт включенности в мир выбранной сферы труда.

29% обучающихся обладают навыками, необходимыми для работы в выбранной ими сфере, но желание этим заниматься не явно выражено.

Анализ данных показал, что оптимальная структура профессиональных планов присутствует у 58% испытуемых, малооптимальная структура профессиональных планов наблюдается у 42% учащихся 10-х классов.

2. Опросник «Профессиональные намерения» (автор Э. Ф. Зеер) для оценки уровня информированности учащихся о профессиях

Хорошее представление о выбранной профессии имеют 52% учащихся 10 классов, немного знакомы с профессиональной деятельностью 43% респондентов и совсем не имеют представления о выбираемой профессии 5% школьников.

Как отмечают 38% десятиклассников в большей степени в осуществлении профессионального самоопределения им мешает отсутствие устойчивого интереса к чему-либо; для 19% респондентов помехой являются неуверенность в себе, низкая самооценка и другие причины. 5% десятиклассников отмечают, что не могут осуществить свой профессиональный выбор из-за плохой информированности о профессиях; для 14% учащихся 10 классов причиной является неуспех в выполнении многих дел. Окончательным свой профессиональный выбор считают 67% респондентов; 33% десятиклассников еще не до конца уверены в своем выборе.

У 29% учеников на выбор профессии повлияли родители; осуществили выбор самостоятельно 52% испытуемых. В меньшей степени повлияли на выбор профессии учителя и сверстники у 14% респондентов.

Наиболее важным в выборе профессии 62% респондентов посчитали возможность хорошо зарабатывать; 29% испытуемых желают приносить пользу людям; 29% опрошенных считают важным при выборе профессии интерес и творчество. Наименее важным 10% испытуемых выделили соответствие работы личным возможностям и также 10% – представление о высоком социальном статусе профессии.

3. Методика И. С. Домбовой для изучения типов и уровней мотивации учебной деятельности

Мотивация обучающихся на овладение новыми знаниями у 43% обучающихся 10-х классов находится на высоком уровне, также у 43% находится на среднем уровне, и у 14% – на низком. Мотивация к учебно-познавательной деятельности (интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда) у 24% обучающихся находится на высоком уровне, у 52% – на среднем, у 24% – на низком. Мотивация самообразования, состоящая в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний у 76% десятиклассников, находится на высоком уровне, на среднем у 5% и на низком у 19%.

Широкие социальные мотивы (стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности) у 57% находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем. Анализ уровня позиционных мотивов (стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет) показал, что у 47% обучающихся они находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем, на низком – у 10% обучающихся. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества (стремление ученика общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами) у 38% десятиклассников находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем, и у 19% уровень социальных мотивов находится на низком уровне.

На основе полученных данных необходимо разработать и внедрить целостную программу профориентации, которая должна учитывать индивидуальные интересы каждого ученика, его личностные особенности и включать в себя:

  • проведение семинаров и встреч с профессионалами из различных отраслей, которые смогут поделиться своим опытом и ответить на вопросы учащихся;
  • создание информационных материалов о профессиях, в том числе видеороликов, буклетов, чтобы обеспечить доступ к актуальным данным о рынке труда;
  • проведение семинаров, тренингов, направленных на повышение мотивации и самооценки обучающихся;
  • проведение родительских собраний и информационных дней, открытых дверей, для вовлечения семей в процесс выбора школьником профессии, для увеличения поддержки и информированности.

Данные действия позволят значительно повысить уровень готовности старшеклассников делать осознанный выбор будущей профессии. Систематический подход к профориентации, основанный на современных психолого-педагогических исследованиях, может стать эффективным инструментом в подготовке обучающихся старших классов к успешной профессиональной жизни [1, с. 32].

Выводы

Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, а преграды для профессионального самоопределения связаны с недостаточной мотивацией, низкой самооценкой и отсутствием ясности в выборе. В связи с этим, разработанная профориентационная программа должна включать в себя мероприятия, направленные на повышение уровня мотивации и информированности учащихся, развитие их уверенности в собственных силах и формирование реального представления о мире профессий.

Внедрение таких мероприятий в образовательный процесс способствует успешному профессиональному самоопределению старшеклассников, обеспечивая их подготовленность к выбору профессии в условиях современного рынка труда [3, с. 51].

Список литературы

  1. Корнеева Я.А., Арефина М.С. Психология профориентации профессионального самоопределения: учебное пособие // Сев. (Арктический) фед. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 2019. – 158 c.
  2. Матюшина И.С. Значимость профориентации для формирования правильных профинтересов у детей старшей школы // Педагогика, психология, общество: новая реальность. – 2021. – С. 355-359.
  3. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений // М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 304 с.

Поделиться

236

Абросимова А. Д., Клепач Ю. В. Проблема профессиональной ориентации старшеклассников: создание эффективной программы психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального выбора // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). Ч.III.С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/10909-problema-professionalnoj-orientacii-starsheklassnikov-sozdanie-effektivnoj-programmy-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-formirovaniya-professionalnogo-vybora

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля