Актуальность исследования
В условиях современного общества, когда профессиональный выбор становится важным этапом в жизни каждого подростка, проблема профессиональной ориентации старшеклассников приобретает особую значимость. Старшеклассники находятся на пороге осознанного выбора будущей профессии, и этот процесс требует комплексного подхода, учитывающего как психологические, так и педагогические аспекты [2, с. 357]. Однако многие школьники сталкиваются с трудностями в определении своей профессиональной траектории, что связано с низким уровнем мотивации, недостаточной информированностью о профессиях и психологическими барьерами.
В связи с этим, создание эффективной программы профориентации, направленной на преодоление этих трудностей, является актуальной задачей. Программа должна учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать развитию их профессиональной идентичности, формированию осознанного и уверенного выбора профессии.
Цель исследования
Целью данного исследования стала разработка эффективной профориентационной программы.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования: опросник для определения профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова), опросник «Профессиональные намерения» (автор Э. Ф. Зеер), методика И. С. Домбовой.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ.
Результаты исследования
Был определен контингент исследования: 42 обучающихся 10-х классов Борисоглебской школы № 10.
- Опросник для определения профессиональной готовности (автор Л. Н. Кабардова)
Выявлено, что 67% обучающихся ориентированы на конкретную профессиональную область, у остальных 33% процентов интерес проявляется одновременно к нескольким сферам.
У 14% обучающихся обнаружен слабо выраженный интерес к выбранной сфере труда, т. е. наивысшие баллы в выбранной сфере не превышают среднее значение.
10% обучающихся определили профессиональные области, но их выбор не подтверждается личным опытом деятельности. У данных обучающихся мал личный опыт включенности в мир выбранной сферы труда.
29% обучающихся обладают навыками, необходимыми для работы в выбранной ими сфере, но желание этим заниматься не явно выражено.
Анализ данных показал, что оптимальная структура профессиональных планов присутствует у 58% испытуемых, малооптимальная структура профессиональных планов наблюдается у 42% учащихся 10-х классов.
2. Опросник «Профессиональные намерения» (автор Э. Ф. Зеер) для оценки уровня информированности учащихся о профессиях
Хорошее представление о выбранной профессии имеют 52% учащихся 10 классов, немного знакомы с профессиональной деятельностью 43% респондентов и совсем не имеют представления о выбираемой профессии 5% школьников.
Как отмечают 38% десятиклассников в большей степени в осуществлении профессионального самоопределения им мешает отсутствие устойчивого интереса к чему-либо; для 19% респондентов помехой являются неуверенность в себе, низкая самооценка и другие причины. 5% десятиклассников отмечают, что не могут осуществить свой профессиональный выбор из-за плохой информированности о профессиях; для 14% учащихся 10 классов причиной является неуспех в выполнении многих дел. Окончательным свой профессиональный выбор считают 67% респондентов; 33% десятиклассников еще не до конца уверены в своем выборе.
У 29% учеников на выбор профессии повлияли родители; осуществили выбор самостоятельно 52% испытуемых. В меньшей степени повлияли на выбор профессии учителя и сверстники у 14% респондентов.
Наиболее важным в выборе профессии 62% респондентов посчитали возможность хорошо зарабатывать; 29% испытуемых желают приносить пользу людям; 29% опрошенных считают важным при выборе профессии интерес и творчество. Наименее важным 10% испытуемых выделили соответствие работы личным возможностям и также 10% – представление о высоком социальном статусе профессии.
3. Методика И. С. Домбовой для изучения типов и уровней мотивации учебной деятельности
Мотивация обучающихся на овладение новыми знаниями у 43% обучающихся 10-х классов находится на высоком уровне, также у 43% находится на среднем уровне, и у 14% – на низком. Мотивация к учебно-познавательной деятельности (интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда) у 24% обучающихся находится на высоком уровне, у 52% – на среднем, у 24% – на низком. Мотивация самообразования, состоящая в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний у 76% десятиклассников, находится на высоком уровне, на среднем у 5% и на низком у 19%.
Широкие социальные мотивы (стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности) у 57% находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем. Анализ уровня позиционных мотивов (стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет) показал, что у 47% обучающихся они находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем, на низком – у 10% обучающихся. Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества (стремление ученика общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами) у 38% десятиклассников находятся на высоком уровне, у 43% – на среднем, и у 19% уровень социальных мотивов находится на низком уровне.
На основе полученных данных необходимо разработать и внедрить целостную программу профориентации, которая должна учитывать индивидуальные интересы каждого ученика, его личностные особенности и включать в себя:
- проведение семинаров и встреч с профессионалами из различных отраслей, которые смогут поделиться своим опытом и ответить на вопросы учащихся;
- создание информационных материалов о профессиях, в том числе видеороликов, буклетов, чтобы обеспечить доступ к актуальным данным о рынке труда;
- проведение семинаров, тренингов, направленных на повышение мотивации и самооценки обучающихся;
- проведение родительских собраний и информационных дней, открытых дверей, для вовлечения семей в процесс выбора школьником профессии, для увеличения поддержки и информированности.
Данные действия позволят значительно повысить уровень готовности старшеклассников делать осознанный выбор будущей профессии. Систематический подход к профориентации, основанный на современных психолого-педагогических исследованиях, может стать эффективным инструментом в подготовке обучающихся старших классов к успешной профессиональной жизни [1, с. 32].
Выводы
Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, а преграды для профессионального самоопределения связаны с недостаточной мотивацией, низкой самооценкой и отсутствием ясности в выборе. В связи с этим, разработанная профориентационная программа должна включать в себя мероприятия, направленные на повышение уровня мотивации и информированности учащихся, развитие их уверенности в собственных силах и формирование реального представления о мире профессий.
Внедрение таких мероприятий в образовательный процесс способствует успешному профессиональному самоопределению старшеклассников, обеспечивая их подготовленность к выбору профессии в условиях современного рынка труда [3, с. 51].