Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами биоэнергопластики является в настоящее время актуальной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики [2, с. 15].
Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают определенный артикуляционный уклад, который свойствен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к различным нарушениям. С целью формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов ежедневно используется артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады [3, с. 9].
Н.И. Свиридова в логопедической работе с детьми предложила использовать артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. Данный нетрадиционный метод работы предполагает совместное синхронное одновременное движение рук и артикуляционной моторики. Биоэнергопластика как средство нейростимуляции используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах и многое другое [3, с. 25].
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:
- био (человек как как биологический объект);
- энергия (сила, необходимая для определенных действий);
- пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью).
Суть биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности.
Применение комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки имеют значительные преимущества перед применением в коррекции звукопроизношения простой артикуляционной гимнастики. Использование элементов биоэнергопластики удерживает интерес к процессу, повышает мотивационную готовность детей к коррекционному процессу, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.
На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения), сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.
Варианты показа упражнений [1, с. 36]:
1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
4. Чередование «Окошко» - «Хоботок» - «Заборчик». Динамическое упражнение с чередованием поз.
5. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
6.«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.
7. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.
8. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.
9. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.
10. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.
Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- способствует коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов;
- синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливая их результативность;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Планируемый результат использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, заключается в том, что у детей:
- формируются четкие представления об органах речи их строении и назначении;
- сокращаются сроки овладения детьми основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
- появляется интерес к артикуляционной гимнастике и желание заниматься коррекционной деятельностью.
Таким образом, применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, привлечение интереса детей способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, что значительно облегчает постановку звуков, сокращает сроки введения поставленных звуков в речь, способствует более быстрому преодолению общего недоразвития речи.