Главная
АИ #15 (18)
Статьи журнала АИ #15 (18)
Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей ...

Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

биоэнергопластика
нетрадиционные методы
коррекция звукопроизношения
общее недоразвитие речи
артикуляционная гимнастика
нетрадиционные методы работы

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности использования элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР. На основе анализа специальной литературы раскрывается сущность биоэнергопластики, этапы и особенности использования специальных упражнений в коррекции звукопроизношения. Доказаны преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки и представлен предполагаемый результат работы.

Текст статьи

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами биоэнергопластики является в настоящее время актуальной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики [2, с. 15].

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают определенный артикуляционный уклад, который свойствен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к различным нарушениям. С целью формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов ежедневно используется артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады [3, с. 9].

Н.И. Свиридова в логопедической работе с детьми предложила использовать артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. Данный нетрадиционный метод работы предполагает совместное синхронное одновременное движение рук и артикуляционной моторики. Биоэнергопластика как средство нейростимуляции используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах и многое другое [3, с. 25].

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:

  • био (человек как как биологический объект);
  • энергия (сила, необходимая для определенных действий);
  • пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью).

Суть биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности.

Применение комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки имеют значительные преимущества перед применением в коррекции звукопроизношения простой артикуляционной гимнастики. Использование элементов биоэнергопластики удерживает интерес к процессу, повышает мотивационную готовность детей к коррекционному процессу, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения), сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Варианты показа упражнений [1, с. 36]:

1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

4. Чередование «Окошко» - «Хоботок» - «Заборчик». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

6.«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

7. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

8. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

9. «Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

10. «Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки:

  • оптимизирует психологическую базу речи;
  • способствует коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов;
  • синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливая их результативность;
  • позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Планируемый результат использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, заключается в том, что у детей:

  1. формируются четкие представления об органах речи их строении и назначении;
  2. сокращаются сроки овладения детьми основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
  3. появляется интерес к артикуляционной гимнастике и желание заниматься коррекционной деятельностью.

Таким образом, применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, привлечение интереса детей способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, что значительно облегчает постановку звуков, сокращает сроки введения поставленных звуков в речь, способствует более быстрому преодолению общего недоразвития речи.

Список литературы

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011. 240 с.
  2. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. – URL http://festival.1september.ru/articles/103050/ (дата обращения: 15.01.2019).
  3. Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 92-94. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 25.09.2019).

Поделиться

4757

Телепнева Н. А., Маслова И. Н., Гребенюк И. И. Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 117-119. URL: https://apni.ru/article/1093-ispolzovanie-elementov-bioenergoplastiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря