Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), определяет, что труд свободен и закрепляет в качестве одного из важнейших прав человека право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37). Из указанных положений во взаимосвязи с нормами статьи 19 Конституции России вытекает право граждан на равный доступ к той или иной профессии.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе вводить особые правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям и требованиям, что не может рассматриваться как дискриминация [8].
Изложенное относится, в том числе к отдельным видам юридической деятельности и лицам, ее осуществляющим, таким как адвокаты, нотариусы, прокуроры и судьи.
Специфика данных видов профессиональной деятельности юриста, их место и роль в механизме реализации и защиты прав и свобод граждан, и обеспечения доступа к правосудию, предопределяют особый правовой статус этих лиц, выполняющих конституционно значимые функции, который отличается от статуса лиц, осуществляющих иные виды профессиональной деятельности, в том числе особые требования к их квалификации.
Например, Конституционным Судом России отмечено, что, исходя из конституционно-правового статуса судей, предопределенного тем, что они осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, законодатель предъявляет к ним, как к представителям судебной власти, особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий [7].
Применительно к статусу адвокатов Конституционным Судом Российской Федерации высказана правовая позиция о том, что, гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, и, во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии [5].
В связи с изложенным федеральный законодатель, устанавливая правовое регулирование вышеуказанных видов деятельности, особое внимание уделяет требованиям к квалификации соответствующих лиц, их осуществляющих, в частности, требования к образованию.
Так, требования к квалификации лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката, установлены положениями абзаца первого пункта первого статьи 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которым «статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, получившее по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или «Правоведение», либо высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» или «Правоведение» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», «Правоведение» или «Обеспечение законности и правопорядка», либо высшее образование по специальности «Правоведение» или по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности» [4].
Положениями пункта 1 части 1 статьи 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устанавливается, что нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования [1].
Требования к уровню образования кандидатов на должность судьи определены положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» [2].
Образовательный ценз для прокуроров проистекает из положений пункта 1 статьи 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которые гласят, что прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция», или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», или высшее образование по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция», с присвоением квалификации «юрист», обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности [3].
Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что законодателем устанавливаются требования к уровню образования лиц, претендующих на занятие конституционно значимыми видами юридической деятельности, не ниже специалитета, а при обучении по направлению подготовки «Юриспруденция» – не ниже магистратуры.
Единственным исключением являются требования к уровню образования лиц, претендующих на замещение должности нотариуса, где законодатель ограничивается указанием на необходимость наличия высшего юридического образования, не конкретизируя его уровень, допуская, тем самым, возможность наделения полномочиями нотариуса лиц, имеющих высшее юридическое образование уровня бакалавриата, что не вполне оправдано в современных условиях, так как нотариусы, как и иные вышеуказанные лица, выполняют публичные функции, которые признаются конституционно значимыми и требующими особой квалификации.
В частности, из положений части 1 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следует, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Конституционным Судом России отмечалось, что осуществление нотариальных функций от имени государства в целях обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает предъявление к ним особых (повышенных) требований, с тем чтобы обеспечить независимое, объективное и беспристрастное исполнение нотариусами публичных функций на основании закона, что, как следует из статьи 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, является одной из основных гарантий нотариальной деятельности [6].
Изложенное предполагает необходимость ужесточения требований к уровню образования лиц, претендующих на замещение должности нотариуса. Представляется целесообразным, принимая во внимание конституционно значимые цели и характер нотариальной деятельности, использование при этом вышеуказанной модели, реализованной законодателем в 2024 году применительно к претендентам на получение статуса адвоката, предполагающей установление требований о наличии у таких лиц высшего юридического образования не ниже специалитета либо магистратуры при наличии диплома бакалавра.
Представляется, что такие изменения позволят повысить уровень подготовки лиц, претендующих на приобретение статуса нотариуса, и положительно скажутся на качестве оказываемой ими квалифицированной юридической помощи.