Опираясь на исследования В. С. Безрукова, Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской и др. отметим личностно-развивающий потенциал ориентации на развитие и саморазвитие личностных качеств обучающегося в процессе формирования исследовательской культуры в процессе исследовательской деятельности с точки зрения:
- отношения к обучающемуся, как развивающемуся и саморазвивающемуся личностному образованию, обладающему определённым субъектным опытом, морально-этическими и нравственными ценностями, в том числе, к научному познанию;
- учёта его интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских способностей с целью поддержания и побуждения к научно-исследовательской деятельности;
- предоставления возможностей развития индивидуальности и субъектности в организации исследовательской деятельности посредством предоставления выбора способов организации исследовательской деятельности;
- педагогической поддержки стремления обучающегося в саморазвитии, самоутверждении и самоактуализации в научно-исследовательской деятельности [2].
Сложно составное понятие «исследовательская позиция» обуславливается содержательным наполнением его составляющих – исследовательская и позиция.
Исследование, в общем понимании, представляет собой целенаправленный систематизированный процесс научного познания объектов или явлений, с целью выявления и раскрытия закономерностей его развития для дальнейшего использования в научно-теоретической, с целью формулирования нового знания и или научно-практической, с целью подтверждения научной гипотезы, исследовательской деятельности. Представленное понимание опирается на научные воззрения ученых В. И. Загвязинского, Д. В. Здора, В. В. Краевского, А. М. Новикова, И. В. Роберта, С. А. Харченко и др. на проблематику исследования, его отличия от не исследования, целей, задач, методологии и др.
Д. В. Здор определяющим в исследовании ставит наличие целеполагания в исследовании увязывают стремление к цели с полученными результатами [3]. Причём, учёный отмечают важность адекватных цели сформулированных задач, направленных на достижение цели.
Особое значение для нашего исследования имеют идеи В. В. Краевского и И. В. Роберта, указывающих на важность целеполагания в научном исследовании, как личностно развивающего явления [4, 5]. В поддержку представленной научной позиции отметим идеи Ю. А. Егоровой, указавшей на продуктивные личностные преобразования в достижении цели и преодолении противоречий в процессе научного исследования.
Исследования в развитии личности играют личностно обогащающую и развивающую роль, так как воздействую на творческие саморазвитие посредством стимулирования принятия исследовательского опыта.
В процессе исследования исследователь сталкивается с такими компонентами научного исследования, как: осмысление научной идеи, опирающейся на явные или неявные противоречия; постановка проблемы научного исследования и определение объекта и предмета исследования; формулирование цели и научной гипотезы исследования с целью определения решаемых задач; планирование исследования, заключающееся в построении его этапов в соответствии с задачами; получение результатов и их соотношение с первоначальной целью и ряд других, промежуточных компонентов. На протяжении всех этапов научно-исследовательской работы исследователь сталкивается: с необходимостью критического осмысления процесса и результатов на каждом этапе исследования; необходимостью коммуницировать с другими субъектами исследовательской деятельности. При коммуникации происходят личностно-развивающиеся процессы утверждения или корректирования мировоззренческих позиций.
Вторая составляющая рассматриваемого понятия «исследовательская позиция» – позиция, как отношенческая категория, представляющая собой устойчивую систему отношений личности к действительности и выражающуюся в поведении нашла отражение в исследованиях ученых Л. И. Божович, В. А. Ядова и др. [1, 7].
Формулируя сложносоставное понятие «исследовательская позиция» обратим внимание на исследования А. М. Скотниковой, обозначившей специфику исследовательского отношения личности к объектам и субъектам исследования, в том числе, и на себя [6]. Автор отмечает такое качество личности, как готовность исследователя к исследовательской деятельности и умение и стремление к превышению существующего уровня знаний. В проявлении исследовательского отношения к объектам и субъектам исследования происходит личностная трансформация исследователя за счёт осваивания культурного опыта, реализации самостоятельных усилий, проявления инициативности, активности, всего того, что указывает на позицию активного, создающего, формирующего новое знание и открытого новому исследовательскому мировоззрению и опыту.
Опираясь на исследования вышепредставленные научные позиции и принимая, что исследовательская позиция представляет собой системное образование, структура которого состоит из взаимовлияющих компонентов, представим в таблице 1 её/исследовательской позиции структуру.
Таблица 1
Структура исследовательской позиции личности
Компонент исследовательской позиции | Параметры компонента исследовательской позиции |
Мотивационный | Познавательные мотивы и потребности исследовательской деятельности, желание и стремление к творческой самореализации |
Когнитивный | Понятия, знаково-символьная система, открытость к научному познанию |
Эмоционально-рефлексивный | Активно-побуждающие и оценочные переживания |
Регулятивный | Соответствие ценностям личности развитие способностей, умений и навыков |
Мировоззренческий | Убеждённость в значимости исследовательских усилий в преодолении трудностей |
Поведенческий | Спокойное отношение к трудностям и нацеленность на их преодоление |
Осмысляя сущность понятия «исследовательская позиция» с опорой на идеи личностно-ориентированного подхода сформулируем его авторское понимание, как системное личностное образование, в котором ценности науки, научного познания и научного исследования образуют личностно значимую реальность и заключающееся в сформированном исследовательском отношении к объектам исследования за счет осваивания исследовательского культурного опыта, проявляющееся в исследовательской деятельности в виде реализации самостоятельных усилий, проявления инициативности, активности, всего того, что указывает на позицию активного, создающего, формирующего новое знание и открытого новому исследовательскому мировоззрению и опыту субъекта.
Соотнесём структуру исследовательской позиции обучающегося и компоненты исследовательской культуры – аксиологический, гносеологический, праксеологический и рефлексивный и представим в таблице 2.
Таблица 2
Соотнесение структуры исследовательской позиции обучающегося содержания компонентов исследовательской культуры
Компонент исследовательской культуры | Компонент исследовательской позиции |
Аксиологический | Мотивационный, мировоззренческий Познавательные мотивы и потребности исследовательской деятельности, желание и стремление к творческой самореализации Убежденность в значимости исследовательских усилий в преодолении трудностей |
Гносеологический | Когнитивный Понятия, знаково-символьная система, открытость к научному познанию |
Праксеологический | Поведенческий Спокойное отношение к трудностям и нацеленность на их преодоление |
Рефлексивный | Эмоционально-рефлексивный, регулятивный Активно-побуждающие и оценочные переживания Соответствие ценностям личности развитие способностей, умений и навыков |
Соотнесение структуры исследовательской позиции обучающегося содержания компонентов исследовательской культуры – аксиологического, гносеологического, праксеологического и рефлексивного демонстрирует перспективность формирования исследовательской позиции обучающегося в условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.