Выявление взаимосвязи профессионального стресса и субъективной оценки качества жизни опирается на сущность и специфику рассматриваемых понятий.
В последние десятилетия категория «качества жизни» приобретает всё большее значение при проведении экономических и социальных исследований. В рамках данной статьи качество жизни определяется, как понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека с позиции уровня удовлетворения его потребностей (материальных, духовных и социальных), с учётом уровня интеллектуального, культурного и физического развития и степень обеспечения безопасности жизни [1, с. 146].
Качество жизни проявляется как в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому и социальному явлению, так и в субъективной удовлетворённости людей самими собой и своей жизнью. При этом основное значение должны иметь субъективные оценки качества жизни, сделанные населением, так как именно они определяют уровень социального недовольства, протестной активности и угрозы общественной стабильности.
Субъективное ощущение индивида, касающееся качества его жизни, во многом зависит от влияния внешних факторов, одним из которых, несомненно, является стресс.
Термин «стресс» (от англ. stress – давление, напряжение) используется для описания состояния человека в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях [2, с. 72]. Кроме того, стресс может рассматриваться, как «состояние напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся перестройкой защитных систем организма» [3, с. 124].
В своих работах отечественные учёные ссылаются на основоположника теории стресса – Ганс Селье, определившего стресс «как реакцию организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности» [4, с. 169-171; 5, с. 11-16; 6]. Представленная концепция позволяет утверждать, что стресс от перенапряжения организма причиняет не только вред, сколько представляет собой важнейший процесс тренировки организма и его адаптации к текущим условиям, то есть он призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики. Современное представление о стрессе, как о психической напряжённости, приводящей к дезорганизации деятельности, существенно отличается от первоначально введённого понятия.
Стресс является актуальной проблемой современного общества и, как явление, повсеместно сопровождающее повседневную жизнь социума, тщательно изучается специалистами. Испытывать стрессовое состояние может любой человек вне зависимости от пола, возраста, социального положения и пр. Проведённые статистические исследования говорят о том, что не менее 70% жителей России ежедневно испытывают стресс.
По мнению Е. Н. Памукчи, стресс – неотъемлемая часть современной жизни. Профессиональный стресс возникает «при длительных непрерывно повторяющихся отрицательных эмоциональных состояниях» и может быть определён, как «напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [7, с. 183].
Стресс распространён во всех сферах жизни, включая профессиональную деятельность. При этом возникающие стрессовые ситуации способны существенно воздействовать на качество работы, что создаёт дополнительные трудности для решения поставленных перед организацией задач.
Одним из результатов профессионального стресса является недостаток взаимосвязей коллективной деятельности – это «вызывает возрастание личной неудовлетворённости каждого сотрудника, снижает профессиональную эффективность, способствует текучести кадров и, как следствие, снижение доходов компании в целом» [8, с. 159]. Именно это служит причиной возрастающего интереса к исследованиям в сфере профессионального стресса. Возникновение и протекание стрессового состояния у людей в процессе профессиональной деятельности рассматривается, как важная научная проблема, так как стресс оказывает огромное, в том числе и отрицательное, влияние на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья человека.
По мнению учёных, профессиональный стресс – это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на непростую профессиональную ситуацию [9, с. 34-38; 10; 11].
Психологическая особенность стресса находится в зависимости как от сильного внешнего воздействия, так и от личностного смысла цели деятельности индивида и его субъективной оценки сложившейся ситуации. Реальная причина появления стрессового состояния, как правило, скрывается в личностных особенностях субъекта трудовых отношений. Стереотипы восприятия, потребности, мотивы, цели, морально-нравственные установки – это неполный перечень факторов, влияющих как на появление стресса у человека, так и на глубину его проявления. Факторы, влияющие на возникновение и развитие профессионального стресса, представлены на рисунке 1.
Разделение факторов на две основные группы – объективные и субъективные, определяет основные направления исследования и управления уровнем профессионального стресса путём сокращения или предотвращения негативного воздействия внешней среды и стабилизации внутреннего состояния субъекта, находящегося в стрессе. Стресс, как неприятное функциональное состояние, напрямую связан с действием разнообразных экстремальных воздействий – стрессоров.
Рис. 1. Основные причины профессионального стресса
На рисунке 2 представлены основные стрессоры, оказывающие воздействие на индивида в профессиональной деятельности.
Сокращение воздействия физических стрессоров напрямую зависит от снижения времени пребывания сотрудника в неблагоприятных условиях, регламентировать и оптимизировать режим трудовой деятельности. Сильный стресс могут вызывать и физиологические стрессоры, их воздействию подвергаются руководители среднего и высшего звена, врачи и др. Социально-психологические стрессоры связаны с возникновением и отсутствием своевременного разрешения различного вида конфликтов, с проблемами в организации информационного взаимодействия между сотрудниками. Структурно-организационные стрессоры возникают из-за проблем в построении структуры компании, перекос в распределении полномочий, ответственности и должностных обязанностей, нерационального распределения ресурсов, неэффективного делегирования и пр.
В рамках данного исследования необходимо обращение к понятию «дистресс», которое рассматривается, как состояние истощения защитных сил организма, в результате чего даже слабые раздражители приводят к развитию тяжёлых заболеваний, снижается резистентность к раздражителям, могут происходить изменения в органах и тканях, вплоть до некротических.
Рис. 2. Основные стрессоры в профессиональной деятельности (составлено автором)
На схеме в отдельный блок выделены «ключевые стрессоры», способные вызывать дистрессовое состояние – это выдвижение на первый план стремления заработать большие деньги, при этом меньше трудиться. У сотрудника обязательно должен быть интерес к своей профессиональной деятельности, в противном случае неизбежны негативные последствия.
Избыточно сильное и долгое влияние стрессовых факторов в профессиональной деятельности может приводить к состоянию эмоционального выгорания, которое представляет собой «выработанный личностью механизм психологической защиты, принимающий форму полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее влияние» [3, с. 125].
На фоне хронического стресса, при отсутствии действенных механизмов «разрядки» и накапливании отрицательных эмоций, развивается синдром профессионального выгорания, что ведёт к истощению эмоционально-энергетических ресурсов человека. При обострении профессиональных стрессов работник теряет энергичность и получает проблемы со здоровьем. Сокращается взаимодействие с окружающими, следствием чего является обострённое переживание одиночества. Синдром выгорания характеризуется сниженной мотивацией труда, безразличным отношением к трудовой деятельности, падением качества и производительности.
Помимо этого, необходимо отметить, что в современном обществе одной из обязательных потребностей эффективного сотрудника является перманентное профессиональное развитие, но учитывая сложившиеся типовые комплексы целей, формируемые менеджментом организаций, можно говорить о культивации профессиональных деформаций, приводящих к последствиям, неблагоприятным для личности.
О. С. Деева отмечает, что любые негативные события могут являться причиной возникновения стресса, но восприятие событий и субъективная их оценка во многом зависят от самого человека – то, что для одного субъекта является привычным образом жизни, для другого могут стать причиной сильнейшего стресса. Профессиональный стресс «непосредственно влияет на самочувствие, эмоциональное состояние и характер его взаимодействия с другими людьми» [12, с. 8]. Неумение работников справляться со стрессовыми ситуациями напрямую воздействует на их производительность, физическое и психологическое здоровье работника, что существенно влияет на восприятие качества жизни.
Качество жизни рассматривается как совокупная характеристика условий жизни населения, определяющих физическое, ментальное, социально-культурное развитие, как отдельного человека, так и определённого сообщества людей. Для анализа уровня качества жизни могут применяться как объективные, так и субъективные оценки.
При этом необходимо иметь в виду, что высокое качество жизни – понятие относительное. Один и тот же уровень обеспеченности товарами и услугами в разных обществах или в разные времена может рассматриваться населением как высокий или совершенно недостаточный. Важно отметить, что раздражителями, снижающими качество жизни, являются не все вредные неблагоприятные воздействия, а только те, от которых человек научился защищаться. Одни и те же явления человек может оценить спокойно, как неизбежность, или же отнестись к ним как к нетерпимому злу, с которым надо бороться.
Исследования показывают, что стресс может играть и положительную, и отрицательную роли: в первом случае происходит мобилизация существующих резервов, во втором – происходит внутреннее психологическое и психическое разрушение. В первом случае субъективное восприятие качества жизни связано с игнорированием ряда существующих проблем, и субъективная оценка может быть завышенной относительно объективной (количественной) оценки. Во втором случае субъективизм восприятия приводит к заниженной оценке качества жизни. При этом важно понимать, что реакции на стресс могут существенно различаться в зависимости от типа личности и взглядов субъекта, как результат – значительно варьируются как реализуемые защитные реакции, так и оценочное восприятие качества жизни.
На основании проведённых исследований можно сделать вывод, что профессиональный стресс может рассматриваться, как внутренний дисбаланс между внутренними ресурсами, которыми располагает человек, и требованиями внешней среды. При этом стресс представляет собой субъективную реакцию человека на происходящее события в физическом или социальном окружении, вызывающие у него внутреннее состояние беспокойства, напряжения или возбуждения, приводящее к изменениям в личностной и поведенческой сфере и сопровождаемое различными защитными реакциями. Профессиональный стресс способен влиять на деятельность любого человека, что отрицательно воздействует и на самого работника, и на компанию в целом. Профессиональный стресс оказывает существенное влияние на субъективное восприятие качества жизни человека и в зависимости от интенсивности и частоты его воздействия, это влияние может быть как положительным (мобилизующим), так и отрицательным (разрушающим). В первом случае происходит субъективное завышение качества жизни, во втором – занижение оценки относительно объективно определяемого уровня.