На современном этапе развития образования детей дошкольного возраста в ряде государственных документов акцентируется внимание педагогов на полноценном развитии личности ребенка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, в ФГОС ДО ставятся следующие задачи: «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе эмоционального благополучия» И «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья».
В детском саду сформирована интегрированная образовательная среда, где дошкольники с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми развивают свой социально-коммуникативный, творческий потенциал. Это та среда, где дети общаются, взаимодействуют, проявляют свои эмоции, поддерживают друг друга, реализуют свои потребности в совместных проектах. Одним из таких проектов является мультстудия «Я творю мир как пропедевтика STEM-образования в дошкольном возрасте. ДОО является инновационной площадкой федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по апробации парциальной модульной программы «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» образовательных организаций Краснодарского края.
В совместном проекте дети не только получают необходимый социальный опыт, но и получают новые позитивные переживания, реализуют свои образовательные потребности. С использованием средств мультипликации информация для восприятия ребенка становится более интересной, визуально яркой, содержательной, что способствует эффективному усвоению материала.
Благодаря коллективному созданию мультфильмов дошкольники расширяют свои представления о мире, формируют словарный запас. Создавая, персонажей для мультфильма, развивают навыки действий с различными инструментами и материалами. Дошкольники договариваются и изготавливают персонажей из пластилина, бросового материала, бумаги.
Создание мультфильма – это совместный процесс педагога и детей. При выборе материала для сюжетов мультфильма педагоги руководствуются такими критериями, как небольшой объем, простота и ясность знакомых образов.
Создание мультфильма предполагает несколько этапов. Вначале определяется общая идея мультфильма. Может использоваться готовое художественное произведение, либо создается сценарий. Затем распределяются роли и обязанности каждого участника. Изготавливаются герои и декорации для всех сцен мультфильма. Далее дети делают покадровую съемку, она отражает движение персонажей, их жесты. Монтаж мультфильма осуществляет педагог. После соединения педагогом кадров мультфильма, дети принимают участие в его озвучивании. Самой важной, интересной, эмоционально заряженной частью заключительного процесса является совместный просмотр готового продукта. Здесь важно поддержать дошкольников в выражении эмоций, своих впечатлений о совместном творчестве и результате проделанной работы.
Мультипликация является современной образовательной технологией, способствующей развитию интереса, любознательности, творческих и коммуникативных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В процессе коллективного создания собственного мультфильма вместе с детьми общеразвивающей группы они познают мир, учатся взаимодействовать друг с другом, тем самым расширяя свой социальный опыт.