Ранний и дошкольный возраст − неповторимый, значимый период становления человека и его физического совершенствования. Преимущественно в эти этапы закладываются основополагающие постулаты и стабилизируются взаимоотношения с самим собой и социумом. Приходит осознание различных видов деятельности и самореализации, приобретается опыт. Принципиально на обозначенном отрезке времени заложить у детей основу ЗУН здорового образа жизни, осмысленную потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Роль педагога незаменима и важна в плане личного примера для воспитанников. Эта работа должна носить двухсторонний характер постоянно, в тандеме с родителями, специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед).
Таким образом, культура здоровья как часть общей культуры определяется как соединение ценностного подхода индивида к своему здоровью, его сохранению и улучшению в отношении себя и общества в целом.
Маркером культуры здоровья дошкольника является его элементарная здоровьесберегающая компетентность как способность решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, умения оказать простейшую медицинскую и психологическую помощь и самопомощь в неожиданных и опасных для здоровья ситуациях.
Критериями культуры здоровья в дошкольном детстве становятся:
- ценностный подход у ребенка к своему здоровью;
- необходимые знания о своем здоровье;
- умения и навыки применения здоровьесберегающих технологий;
- элементарная компетентность;
- здоровьесозидающее мышление личности.
Из моего личного опыта работы с детьми 3-4 лет при использовании комплексов гимнастики: «Здравствуй, доброе утро», «Зайка», «В осеннем лесу» замечены положительные изменения в настроении детей младшей группы, радостный отклик на подобные занятия. Большое значение в организации здорового образа жизни у ребят этого возрастной категории имеет соблюдение режима дня. Режим дня дисциплинирует поведение детей, создает чувство уверенности, вносит ритм в функционирование нервной системы. Точное соблюдение режимных моментов считается обязательным условием не только физического развития детей, но и их благодушного настроя, отличного аппетита, спокойного и глубокого сна.
Для родителей педагогу целесообразно вести «Уголок здоровья», где выставляется информация на интересующие темы, проводить консультации по темам ЗОЖ, родительские собрания, дискуссии.
Культура здорового образа жизни в целом – это следствие системного взаимодействия ребенка и значимого для него взрослого, это итог воспитания. Свои истоки эта культура берет в семье, где появляется ребенок. И это требует самого вдумчивого подхода к культуре здоровья мамы и папы и семьи в целом. Дошкольная образовательная организация как образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни обрести элементарную культуру здоровья. Но нельзя в контексте становления здоровых привычек, особого мировоззрения преуменьшить роль семьи. Семья согласно новому философскому подходу в науке − самый первый и значимый институт социализации личности. Семейное воспитание коренным образом отличается от коллективного. Оно личностное, основано на безусловной привязанности и принятии родителями своего ребенка. Воспитание в семье происходит в процессе организации совместных дел, игр, бесед с ребенком. В семейной педагогике используются методы: личный пример, объяснение, убеждение, требование, осуществление контроля, поощрение, наказание. Дошкольникам свойственна подражательность, они с воодушевлением копируют значимых взрослых, образ их жизни, привычки, манеры. Девизом каждой современной российской семьи должен стать призыв: «В здоровом теле − здоровый дух!»