Нарушения речи у детей школьного возраста – сложная проблема, оказывающая значительное влияние на их социальную адаптацию, успеваемость и общее развитие. Причины этих нарушений многообразны и далеко не всегда очевидны. Они могут быть обусловлены как органическими факторами, так и социальными и педагогическими причинами. Разнообразие проявлений речевых нарушений у школьников требует дифференцированного подхода к диагностике и коррекции. Органические причины: к ним относятся различные заболевания и патологии, затрагивающие речевой аппарат и нервную систему. Например, дислалия – это нарушение звукопроизношения, которое может быть механически (связанным с анатомическими дефектами органов речи, такими как короткая подъязычная связка, неправильный прикус, расщелина губы или неба) или функциональным (обусловленным недостаточной работой артикуляционного аппарата без видимых органических поражений). Ринолалия – это нарушение тембра голоса, связанное с дефектами строения носовой полости или неба, приводящее к гнусавости. Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, обусловленное поражением центральной или периферической нервной системы. Она проявляется в нарушении артикуляции, координации движений органов речи, темпа и ритма речи. Нарушения слуха и зрения также могут косвенно способствовать развитию речевых дефектов, затрудняя восприятие и воспроизведение звуков. Некоторые генетические заболевания могут также играть роль в возникновении речевых нарушений. Важно отметить, что органические причины часто требуют комплексного лечения, включающего работу логопеда, дефектолога, невролога и других специалистов. Функциональные и социально-педагогические причины: в ряде случаев речевые нарушения у школьников развиваются не из-за органических причин, а в результате недостатка речевого общения в раннем возрасте, низкого уровня речевого развития у окружающих, невнимания к проблемам речи ребенка со стороны родителей и педагогов. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это комплекс речевых нарушений, затрагивающий все компоненты речевой системы: фонетику, лексику, грамматику, фонематическое восприятие и связную речь. ОНР может быть обусловлено как органическими, так и социальными факторами. Одной из форм ОНР является алалия – отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Причины алалии могут быть различными: перинатальные поражения головного мозга, генетическая предрасположенность, социальная депривация. Нарушения темпо-ритмической организации речи: эта категория нарушений проявляется в заикании (логоневрозе), который характеризуется судорожными повторениями звуков, слогов или слов, а также в брадилалии (замедленной речи) и тахилалии (ускоренной речи). Причины заикания до конца не выяснены, однако предполагается роль как наследственных факторов, так и психогенных. Стрессовые ситуации, эмоциональное напряжение, неблагоприятная атмосфера в семье могут провоцировать или усугублять заикание.
Ранняя диагностика речевых нарушений крайне важна. Специалисты, такие как логопеды и дефектологи, проводят комплексное обследование, включающее оценку звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи, фонематического слуха, а также исследование психомоторного развития и состояния нервной системы. Коррекционные мероприятия подбираются индивидуально с учетом характера и степени тяжести нарушения, возраста и особенностей развития ребенка. Они могут включать в себя логопедические занятия, нейропсихологическую коррекцию, психологическую поддержку, а также работу с родителями и педагогами. Эффективность коррекции во многом зависит от своевременности начала занятий и комплексного подхода. Запущенные случаи могут привести к стойким трудностям в общении, обучении и социальной адаптации. Поэтому любые отклонения в развитии речи у ребенка требуют внимательного отношения и обращения к специалистам. Кроме того, важно помнить о необходимости создания благоприятной речевой среды в семье и школе, которая стимулировала бы развитие речи ребенка и способствовала бы преодолению имеющихся трудностей. Современные методы коррекции, включающие в себя использование компьютерных технологий и интерактивных методик, значительно повышают эффективность логопедической работы.
У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.
Преодоление речевых нарушений обеспечивается рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.
Коррекционно-воспитательную работу проводят в школе все учителя и воспитатели, осуществляя единый речевой режим и обеспечивая реализацию целой системы внеурочных мероприятий.
Основная задача уроков развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки их речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения. Формирование навыков и умений владения речью у детей происходит только на основе речевой практики, поэтому большое внимание в период обучения в специальной школе уделяется специально организованной речевой практике. Благодаря речевой практике у детей увеличиваются возможности для самостоятельного накопления словарного запаса в условиях непосредственного речевого общения.
В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Обучение школьников с речевыми нарушениями затруднено и в силу имеющихся у них особенностей психических процессов и функций: у детей отмечаются недостаточность внимания, восприятия, памяти, снижение работоспособности, уровня самоконтроля, несформированность произвольной деятельности, педагогическая запущенность, возникшая уже в начальный период обучения и усугубляющаяся в связи с недоразвитием речи.
Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.
Словарная работа с детьми направлена на расширение их пассивного и активного запаса, на уточнение понимания смысла слов, на овладение умением четко выражать свои мысли и использовать слова для построения связного высказывания. Специально организованная лексическая работа формирует у детей умения оперировать словами, выделять их смысловую сторону, сопоставлять, оценивать, проводить отбор слов. Тем самым у школьника формируется монологическая речь. Ребенок учится отбирать языковые средства для построения высказывания. Лексическая работа, проводимая со школьниками, тесно связана, с одной стороны, с работой по формированию и коррекции грамматического строя, а с другой - с уточнением звукопроизношения и исправлением его нарушений.
Работа с учащимися ведется с учетом возросших речевых и познавательных возможностей, дополнительно к систематическому школьному обучению. Учитывается, что ведущим видом деятельности у учащихся является уже не игровая, а учебная деятельность.