Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Научный руководитель

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
дети с ОВЗ
социальная адаптация
здоровье
физическое воспитание
двигательная активность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Освещаются основные цели адаптивной физической культуры, уделяется внимание методическим подходам в организации занятий.

Текст статьи

Введение

В современном обществе все больше внимания уделяется вопросам инклюзивного образования и физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Физическое воспитание таких детей имеет свою специфику и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся нарушений. В отличие от физического воспитания здоровых детей, здесь основное внимание уделяется не только развитию физических качеств, но и коррекции имеющихся нарушений, компенсации недостатков, социальной адаптации и улучшению общего качества жизни. Эффективность процесса напрямую зависит от междисциплинарного взаимодействия специалистов (врачей, педагогов, психологов, инструкторов по ЛФК) и тесного сотрудничества с родителями.

Классификация ОВЗ и её влияние на физическое воспитание:

Дети с ОВЗ представляют собой весьма неоднородную группу. Классификация нарушений может основываться на различных принципах (по этиологии, патогенезу, клинической картине, функциональным нарушениям). Для целей физического воспитания наиболее важна классификация по характеру и степени двигательных ограничений:

  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: (ДЦП, сколиоз, артриты, ампутации). Здесь важна коррекция осанки, развитие силы и выносливости в рамках доступных движений, предотвращение вторичных деформаций.
  • Дети с нарушениями зрения: (слепота, слабовидение). Особое внимание уделяется развитию тактильного восприятия, слуховой ориентации, компенсаторных механизмов. Используются специальные методики и адаптированное оборудование.
  • Дети с нарушениями слуха: (глухота, тугоухость). Необходимо использовать визуальные средства коммуникации, адаптировать упражнения под особенности восприятия информации.
  • Дети с интеллектуальными нарушениями: (олигофрения). Упражнения должны быть простыми, понятными, повторяющимися, с акцентом на развитие основных движений и координации.
  • Дети с нарушениями речи: (заикание, дизартрия). Физические упражнения могут способствовать развитию дыхания, артикуляции и общей координации.
  • Дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: (врожденные пороки сердца, ревматизм). Физические нагрузки должны быть строго дозированными и контролируемыми, с учетом индивидуальных показателей.
  • Дети с заболеваниями органов дыхания: (бронхиальная астма, муковисцидоз). Упражнения направлены на развитие дыхательной системы, повышение её функции и выносливости.

Основные принципы и методики физического воспитания детей с ОВЗ:

  • Индивидуальный подход: Программа должна учитывать специфику заболевания, степень выраженности нарушений, физические возможности ребенка.
  • Постепенность и доступность: Нагрузка увеличивается постепенно, упражнения адаптируются к возможностям ребенка.
  • Комплексность: Включает различные виды активности: ЛФК, игровые упражнения, адаптированные виды спорта.
  • Систематичность и регулярность: Занятия проводятся регулярно, желательно ежедневно.
  • Положительная мотивация: Создание комфортной атмосферы, поощрение успехов.
  • Межведомственное взаимодействие: Взаимодействие врачей, педагогов, психологов, родителей.

Роль лечебной физкультуры (ЛФК):

ЛФК играет ключевую роль в физическом воспитании детей с ОВЗ. Она направлена на коррекцию нарушений, восстановление утраченных функций, профилактику осложнений и вторичных деформаций. Методы ЛФК подбираются индивидуально, с учетом особенностей заболевания.

Адаптированный спорт:

Адаптивный (адаптированный) спорт – это спортивные направления, специально разработанные для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В него внесены необходимые изменения в правила и техники обычных видов спорта, а также созданы новые дисциплины.

Основные задачи адаптивной физкультуры:

  • Приучение к регулярным физическим нагрузкам.
  • Улучшение психофизического здоровья.
  • Обучение осознанному отношению к своим возможностям.
  • Предоставление выбора видов активности.
  • Формирование спортивных команд с учетом состояния здоровья.
  • Обеспечение индивидуального подхода.
  • Мотивация к здоровому образу жизни.

Существует два основных направления адаптивного спорта:

  1. Рекреационно-оздоровительное – занятия в секциях, реабилитационных центрах, санаториях.
  2. Соревновательное (спорт высших достижений) – соревнования на первенство в спортивных клубах и школах.

Основные виды адаптивного спорта:

  • Легкая атлетика (для слепых, парализованных, людей с ДЦП).
  • Тяжелая атлетика (для людей с ампутированными конечностями, ДЦП).
  • Баскетбол на колясках.
  • Бочча (для людей с ДЦП).
  • Велоспорт (для слепых и людей с проблемами двигательного аппарата).
  • Фехтование (на специальных колясках).
  • Футбол для людей с ДЦП.
  • Голбол (игра для слепых).
  • Стрельба из лука (стоя или сидя).
  • Дзюдо (для слабовидящих).
  • Плавание (самый популярный вид спорта для людей с ОВЗ).

В России развитие адаптивного спорта координируют несколько организаций:

  • Сурдлимпийский комитет России.
  • Федерация спорта глухих.
  • Федерация спорта слепых.
  • Федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.
  • Специальная олимпийская организация.

Адаптивный спорт развивается в трех основных направлениях:

  1. Паралимпийское движение (для спортсменов с физическими нарушениями).
  2. Сурдлимпийское движение (для глухих и слабослышащих).
  3. Специальное олимпийское движение (для людей с особенностями интеллектуального развития).

Адаптивный спорт не только помогает в реабилитации и социальной адаптации, но и дает возможность достигать высоких спортивных результатов, участвовать в соревнованиях и Паралимпийских играх.

Роль семьи в физическом воспитании:

Семья играет важную роль в поддержании физической активности ребенка и выполнении рекомендаций специалистов. Родители должны быть активными участниками процесса, создавая благоприятную домашнюю среду и помогая ребенку выполнять упражнения.

Заключение

Физическое воспитание детей с ОВЗ – это длительный и сложный процесс, требующий индивидуального подхода и профессионализма специалистов. Его цель – не только улучшение физического состояния, но и гармоничное развитие личности ребенка, его социальная адаптация и улучшение качества жизни.

Список литературы

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 248 с.
  2. Дмитриев А.А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
  3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Советский спорт, 2005. – Т. 1.
  4. Гогунов Е.Н., Марьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004.

Поделиться

38

Герасимова П. В. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11431-osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#9 (244)

Прием материалов

1 марта - 7 марта

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

12 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

26 марта