Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Евразийское партнерство и ШОС: достижения, текущее состояние и дальнейшие направ...

Евразийское партнерство и ШОС: достижения, текущее состояние и дальнейшие направления сотрудничества

Рубрика

Политология

Ключевые слова

ШОС
ЕАЭС
Большое евразийское партнёрство
экономическая интеграция
безопасность
инициатива «Один пояс
один путь»
транспорт
логистика

Аннотация статьи

В рамках трансформации современной международной системы играет важную роль обеспечение политической безопасности и содействие активному торгово-экономическому сотрудничеству между странами путем формирования нового интеграционного проекта – Большого Евразийского партнерства, которое соединяет Запад и Азию.

Текст статьи

В условиях изменений мирового порядка и формирования новой расстановки сил на глобальной и региональной аренах, возникает необходимость в создании нового интеграционного проекта – Большого Евразийского партнерства (сокращенно БЕП). Его цель – обеспечение политической устойчивости, укрепление безопасности и создание благоприятных условий для активного развития торгово-экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества в пределах Евразии. В совместном официальном заявлении лидеры Российской Федерации и Китайской Народной Республики, Владимир Путин и Си Цзиньпин, определили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) как ключевую платформу для экономической интеграции в евразийском пространстве. Несмотря на то, что первоначальные задачи ШОС были направлены на противодействие и борьбу с «тремя силами зла» – терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, – в соответствии со Стратегией развития до 2025 года, приоритетной целью организации является углубление торгово-экономического взаимодействия. Это рассматривается как инструмент для обеспечения политической и экономической стабильности сначала на региональном, а затем и на глобальном уровне. Таким образом, ШОС начинает формировать новое направление развития.

Пройдя путь более чем двадцати лет, ШОС значительно укрепила свои позиции не только в регионе, но и на международной арене. Подтверждением этому служит расширение состава организации в 2017 году за счёт присоединения Индии и Пакистана, а также вступление Ирана в 2022 году, что способствовало повышению авторитета ШОС в глазах мирового сообщества. На текущий момент в состав ШОС входят восемь государств: Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Иран, Индия и Пакистан. Совокупное население этих стран составляет 41,88% от общего населения планеты, а их суммарный ВВП оценивается примерно в 23 триллиона долларов, что составляет четверть мирового ВВП.

В процессе своей деятельности ШОС выступает в роли связующего звена между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и инициативой «Один пояс и один путь». Кроме того, за годы работы организация утвердила ряд проектов, заключила соглашения и меморандумы, регулируемые нормативными актами, направленные на расширение и углубление экономической интеграции. Так, подписание в 2019 году Меморандума «О взаимной интеграции национальных транзитных систем между таможенными службами государств ШОС» способствовало улучшению транспортной взаимосвязанности в Евразии. Ещё одним примером является принятие в 2022 году Советом глав государств-членов ШОС «Дорожной карты» по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчётах. Это направлено на снижение зависимости национальных экономик от доллара, учитывая его нестабильность и практику применения односторонних экономических санкций.

В контексте расширения сотрудничества Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с государствами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в области транспорта и логистики, необходимо выделить значимость масштабного транслогистического проекта. В его рамках уже были утверждены восемь транспортных коридоров, которые связаны с международными магистралями «Север-Юг» и «Запад-Восток», а также интегрированы с инициативой «Один пояс, один путь». Кроме того, важно подчеркнуть план по цифровизации этих коридоров, что позволит перевозчикам оперативно получать информацию о загруженности, состоянии дорог, местоположении заправочных станций, зон отдыха, а также своевременные данные о возможных чрезвычайных ситуациях.

Существенно отметить торгово-экономическую интеграцию инициативы «Один пояс, один путь» со странами-участницами ШОС через строительство Пилотной зоны «Китай-ШОС» в городе Циндао, провинция Шаньдун, Китай. Целью этого проекта является расширение сотрудничества в сфере международной логистики, современной торговли, взаимных инвестиций, туризма и других областях. Зона «Китай-ШОС» будет способствовать созданию экономического коридора в Евразии, стимулируя развитие открытой торговли и взаимовыгодного сотрудничества между странами, как в восточном, так и в западном направлениях. Эта демонстрационная зона за короткий период времени достигла значительных результатов, включая открытие 31 международного железнодорожного маршрута, который соединил 54 города в 23 странах, что подчеркивает масштаб и важность проекта для содействия формированию Большого евразийского пространства.

Упомянутые ранее инициативы, договоренности и меморандумы демонстрируют активное формирование нового направления торгово-экономического развития ШОС и способствуют углублению взаимодействия в таких сферах, как коммерция, инвестиции, логистика, культурный обмен и другие, не только между государствами-участниками, но и с теми, кто не входит в состав организации. Однако, чтобы понять, является ли ШОС своеобразной экономической платформой для взаимодействия ЕАЭС и проекта «Один пояс и один путь», необходимо проанализировать среднесрочные и долгосрочные перспективы развития организации.

ШОС стремится к расширению своего формата до «ШОС+». Это подтверждается не только недавним присоединением Ирана, но и интересом к членству со стороны Беларуси, Непала и ряда стран Лиги арабских государств. В настоящее время Мьянма, Мальдивы, Саудовская Аравия, Египет, Азербайджан, Армения, Шри-Ланка, Катар, Турция, Камбоджа, ОАЭ и Кувейт являются партнерами по диалогу ШОС. Более того, Саудовская Аравия, Шри-Ланка, Непал, Турция, ОАЭ и Кувейт выразили желание стать полноправными членами организации. Расширение ШОС позволит увеличить масштаб и финансирование проектов, а также способствовать экономической интеграции большего числа стран, создавая международную транспортную сеть с центром в Центральной Азии. Важно отметить, что упомянутый ранее крупномасштабный транспортный проект предоставит возможность третьим странам, не являющимся партнерами по диалогу или полноправными членами ШОС, присоединиться к соглашению о таможенном транзите. Эта инициатива показывает, что в проектах ШОС могут участвовать страны, не входящие в организацию, что способствует диалогу между Азией и Европой. Таким образом, Шанхайская организация сотрудничества обладает значительным потенциалом для формирования Большого евразийского партнерства.

Формирование зоны свободной торговли. Однако данная инициатива может быть реализована лишь в отдаленной перспективе, поскольку на данный момент обсуждается лишь вопрос о содействии созданию ряда зон свободной торговли, но никаких проектов при участии стран-участниц не было запущено, за исключением соглашения о таможенном транзите.

Развитие Международного транспортного коридора «Север-Юг». С целью повышения значимости этого коридора с регионального уровня на международный ожидается увеличение грузопотоков и ускорение сроков доставки грузов, модернизация и расширение инфраструктуры, входящей в Евразийский транспортный каркас, повышение качества предоставляемых услуг, а также укрепление транспортной безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

Перспективы дальнейшего развития ШОС играют важную роль в укреплении взаимодействия между ЕАЭС и инициативой «Один пояс и один путь» с целью формирования Большого евразийского партнерства. Тем не менее, определенные вызовы могут негативно повлиять на реализацию текущих и будущих проектов. К таким проблемам относятся:

Обеспечение безопасности. В настоящее время сохраняется политическая нестабильность в Афганистане – стране-наблюдателе в ШОС, а также противоречия между странами-участницами, такими как Индия-Китай, Индия-Пакистан, Иран-Пакистан и другие, что затрудняет торгово-экономическое сотрудничество и реализацию совместных инициатив. Вопрос безопасности является приоритетным для ШОС, однако организация зачастую остается в стороне от конфликтов, что можно заметить на примере пограничного конфликта между Индией и Пакистаном в 2020-2021 годах, и пока активно не способствует урегулированию противоречий, борьбе с терроризмом и сепаратизмом. Данная проблема может негативно сказаться на взаимодействии ЕАЭС и проекта «Один пояс и один путь» из-за наличия угроз безопасности в регионах Центральной Азии и за ее пределами.

Договоренности реализуются с отставанием от установленных сроков и/или не в полном объеме. Примером служит стратегический проект строительства железнодорожной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан, обсуждение которого ведется с 90-х годов XX века, но фактические работы возобновились лишь в 2022 году после подписания соответствующего соглашения о сотрудничестве в рамках данной инициативы. Тем не менее строительство транзитной железнодорожной линии через горный хребет Тянь-Шань до сих пор находится на стадии планирования.

Отсутствуют механизмы полноценного финансирования проектов. В рамках организации функционирует Межбанковское объединение ШОС, в состав которого входят: Банк развития Казахстана, РСК Банк (Кыргызская Республика), Государственный банк развития Китая, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», Habib Bank Limited (Пакистан), Индийская инфраструктурная финансовая компания, Государственный сберегательный банк Республики Таджикистан «Амонатбанк», Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан. Однако для реализации проектов ШОС часто не хватает финансовых ресурсов. По словам Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества: «Сохраняется значительный разрыв между экономическим потенциалом объединения и практической реализацией имеющихся возможностей», что указывает на необходимость создания устойчивого механизма финансовой поддержки инициатив в виде Фонда развития и Банка развития ШОС, которые упоминаются в стратегии развития ШОС до 2025 года. Стоит отметить, что реализация данного механизма пока находится на стадии переговоров, начиная с 2010 года со стороны Китая по поводу Банка развития и с 2013 года со стороны России по Фонду развития.

Преобладает двустороннее, либо трехстороннее и более многостороннее сотрудничество, что приводит к тому, что в реализации проектов участвует лишь часть членов ШОС. Примерами являются следующие инициативы: Разработка технологии Smart Glass (РФ и КНР), World Food City (Россия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан), Евразийский торгово-экономический индустриальный парк (КНР, Казахстан, Россия, Кыргызстан) – проекты находятся на начальной стадии реализации. Из-за недостаточной вовлеченности всех стран-участниц ШОС возникают трудности в реализации крупных торгово-экономических проектов из-за недостаточного взаимодействия между государствами.

На основе деятельности ШОС за более чем два десятилетия в области политической безопасности, экономического развития, регионального и международного сотрудничества, организация имеет потенциал стать важной платформой экономической интеграции и обеспечения международной безопасности на общеевразийском уровне. Однако это возможно лишь в отдаленной перспективе, учитывая ограниченное количество реализованных проектов, отсутствие необходимых финансовых механизмов и недостаточное содействие в решении ключевых проблем, заявленных в рамках основных целей ШОС. Тем не менее в соответствии с концепцией классического евразийства, организация стремится стать своеобразным «евразийским домом», включающим в себя пространство коллективной безопасности, где важную роль играют трансконтинентальные торговые маршруты, соединяющие Восток и Запад.

Список литературы

  1. Аристова Л.Б. Разработка и реализация стратегии международных транспортных проектов на пространстве ШОС / Л.Б. Аристова. – Текст: непосредственный. // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 3-1. – С. 286-287.
  2. Большое Евразийское партнерство – новые горизонты сотрудничества: Тематический сборник / под общей редакцией И.А. Максимцева. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2021. – 159 с. – ISBN 978-5-7310-5421-8.
  3. Будущее стран ШОС: о программе сотрудничества до 2035 года / У. Хасанов. – Текст: электронный // Международного дискуссионного клуба «Валдай». – 2019. – 3 с. – URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/budushchee- stran-shos/?ysclid=lov2d18mbe563491833 (дата обращения: 09 февраля 2025).
  4. Евразийское пространство: новые векторы и приоритеты. Риски и возможности для России / под редакцией В.А. Матвеева. – Москва: ИДВ РАН, 2021. – 152 с. – ISBN 9785838103925. – DOI: 10.48647/IFES.2021.49.34.001.
  5. К Великому океану: хроника поворота на Восток. Сборник докладов Валдайского клуба. – М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2019. – 352 с.
  6. Лушников О.В. Перспективы идеи евразийской интеграции в XXI в. / О.В. Лушников. – Текст: непосредственный. // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – 2022. – С. 115-120.
  7. Михневич С.В. Шанхайская организация сотрудничества в 2022 г.: экономическая повестка председательства Узбекистана и перспективы развития организации / С.В. Михневич. – Текст: непосредственный // Вестник Поволжского института управления. – 2019. – Т. 22. – № 5. – С. 35-53. – DOI 10.22394/1682-2358-2022-5-35-53.
  8. Перская В.В. Роль ШОС как международной многоаспектной организации на пространстве Большой Евразии / В.В. Перская. – Текст: непосредственный. // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 3-2. – С. 186-189.

Поделиться

93

Лузанов В. А., Кабдий Н.., Кенжебулатова А. М. Евразийское партнерство и ШОС: достижения, текущее состояние и дальнейшие направления сотрудничества // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11438-evrazijskoe-partnerstvo-i-shos-dostizheniya-tekushee-sostoyanie-i-dalnejshie-napravleniya-sotrudnichestva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля