Перед выявлением и обоснованием педагогических условий личностно значимых преобразований субъекта образовательного процесса с целью достижения образовательно-значимого результата целесообразно определить сущностные характеристики базового понятия «условие» и производного от него понятия «педагогическое условие», требования к нему и требования к системе педагогических условий, продуктивно влияющих на процесс в единстве и взаимовлиянии.
В научно-педагогической литературе «условие» является устоявшимся общепринятым определением, и трактуется, как обстоятельство, обуславливающее возникновение или развитие какого-либо процесса [1]. При этом, внедрение, изменение или отмена условия влечёт за собой трансформацию процесса и событий, зависящих от него/условий.
Осмысление феномена «условие» позволило выделить:
- две существенных группы по характеру воздействия на объект – объективные и субъективные;
- пространственные условия;
- две значимые группы по специфике объекта воздействия – общие и специфические, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Классификация условий, влияющих на образовательный процесс
Исходя из логики системного подхода феномен «педагогическое условие» выступает компонентом педагогической системы.
В педагогической науке исследования феномена «педагогические условия» предлагаются с трёх научных позиций, представленных на рисунке 2.
Рис. 2. Научные позиции исследования педагогических условий
Представим научные воззрения учёных на феномен педагогических условий (табл.) для дальнейшей корреляции с идеями системного подхода.
Таблица
Научные воззрения на феномен педагогических условий
Определение понятия «педагогические условия» | Автор | Системные компоненты феномена |
Комплекс мер, содержание, методы, приёмы и организационные формы обучения и воспитания | Андреев В. И. | содержание методы приёмы организационные формы |
Совокупность возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. | Найн А.Я. | содержание формы методы средства |
Компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие. | Ипполитова Н. В. | внутренние элементы внешние элементы |
Содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками. | Зверева М. В. | содержание организационные формы средства обучения взаимоотношения между субъектами образовательного процесса |
Совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование | Ипполитова Н. Стерхова Н. | образовательная среда |
Характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы. | Володин А. А., Бондаренко Н. Г. | Характеристика педагогической системы образовательная среда |
Анализ представленных в таблице научных воззрений на феномен педагогических условий позволяет выделить основную идею – системное видение феномена, его структурное построение и проявляющиеся взаимосвязи компонентов структуры, что позволяет исследовать его с точки зрения системного подхода с выделением целевой основы – цели достижения образовательно значимого результата вследствие внедрения в образовательный процесс. При этом педагогические условия сами являются компонентом педагогической системы, и, одновременно, являются системообразующим феноменом, представляющим собой систему.
Исходя из принципов системного подхода – целостности, иерархичности, структуризации, системности и множественности, выделим их в феномене педагогического условия:
- целостность заключается в единонаправленной взаимосвязи компонентов педагогических условий – содержания, методов, приёмов, организационных форм на достижение образовательно значимого результата;
- иерархия во взаимоподчинённости взаимосвязанных компонентов педагогического условия;
- структуризация компонентов системы педагогического условия – методов, форм, приёмов и др.;
- множественность проявляется в вариативности педагогического условия как системного явления, поскольку в зависимости от компонентного состава самого условия зависят целевые показатели; в зависимости же от совокупности педагогических условий трансформируются целевые показатели образовательно значимого результата;
- системность проявляется во взаимосвязи вышепредставленных принципов.
Ориентируясь на исследования Андреева В. И., Бондаренко Н. Г., Н. М. Борытко, М. В., Володина А. А., Зверевой, Ю. А. Звонаревой, Н. Ипполитовой, Найн, А. Я. и др. сформулируем понимание феномена «педагогическое условие», которое представляет собой компонент педагогической системы, заключающийся в совокупности возможностей образовательной (содержание, методы и формы обучения и воспитания, совокупность мер педагогического процесса и др.) и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты субъекта образовательного процесса для достижения образовательного результата [2; 3; 4, с. 143-152; 5, с. 29-32; 6; 7, с. 8-14]. Опираясь на идеи системного подхода, отметим, что внедрение в образовательный процесс педагогических условий трансформирует образовательно значимый результат за счёт влияния на другие компоненты педагогической системы.