Главная
АИ #9 (244)
Статьи журнала АИ #9 (244)
Формирование семейных ценностей у дошкольников

Формирование семейных ценностей у дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

семья
личность
дошкольник

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос о формировании семейных ценностей у дошкольников. Приоритетом семейной политики на современном этапе является утверждение семейных ценностей и семейного образа жизни.

Текст статьи

«Семья – это любовь, счастье, радость материнства и отцовства. Семья – это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищённости, надежности» – так искренне выразил свою мысль Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Согласно указу президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в российской федерации Года семьи», особая первостепенная роль в становлении личности и социализации ребёнка дошкольного возраста принадлежит семье.

Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Приоритетом семейной политики на современном этапе является утверждение семейных ценностей и семейного образа жизни.

Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Ребенок счастлив в семье, где доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на положительных эмоциях. Именно это можно семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами.

Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.

Для сближения семьи и детского сада педагоги дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки, применяют различные формы работы по формированию семейных ценностей.

Одной, из форм является проектная деятельность. Она представляет собой современную форму работу по привлечению родителей к воспитательному процессу. Авторами статьи были разработаны и реализованы проекты: «Всё начинается с семьи», «Этот день победы». Главная цель таких проектов – укрепление семейных отношений, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению семьи, детского коллектива.

Педагогами ДОУ организованы конкурсы совместных подделок родителей и детей: «Весна – красна», «Зимние вытворяшки», «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи»; выставки экспонатов, которые собирали в семьях воспитанников в память о своих дедах и прадедах, победивших в Великой Отечественной Войне, «Мы помним, мы гордимся!».

На открытое занятие «23 февраля – праздник мужчин» были приглашены ветераны войны – дедушки и бабушки воспитанников детского сада. В ходе, которого гости рассказали детям о своих подвигах и показали награды.

Педагоги детского сада организовали мастер – классы с родителями «Вышивка бисером», «Роспись яиц». На каждый праздник ребята дошкольного возраста изготавливали своими руками подарки для родителей, которые были сделанные из глины и гипса: «Елочные игрушки», «Сердце для мамы», «Ракета», «Звезда», «Моя планета», «Пасхальное чудо». Так же коллективная аппликация «Мы едины» - симметричное вырезание хоровода из бумаги.

Родители совместно с детьми старшего дошкольного возраста сделали альбом «Наша семья». Это создало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми, так как дети очень любят рассматривать фотографии.

С воспитанниками младшего дошкольного возраста формы взаимодействия ограничены. Авторы статьи считают, что самой эффективной формой взаимодействия в этом возрасте – праздники. Например, «День матери», «День отца», «День бабушек», в которых принимают активное участие родители и педагоги.

Для определения наличия традиций и культурных ценностей в семьях воспитанников; большую значимость имеют родительские собрания в нетрадиционной форме. Были проведены собрания «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом – моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.

Таким образом, проведенная работа способствует:

  • Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
  • Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
  • Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
  • Повышению знаний детей о своей семье, традициях и обычаях.

Результатом, работы педагогов дошкольного образовательного учреждения являлось, формирования семейных ценностей у дошкольников – повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка. Воспитание у детей любви и уважения к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Делая вывод из вышеизложенного, закончить словами А. Герцена – «Семья начинается с детей».

Список литературы

  1. Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. – 2019. – № 3-3 (43). – С. 13-14. –https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37624316_53002908.pdf – Режим доступа: науч.-электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
  2. Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 2019 – № 4. – С. 78-80.
  3. Буланова Д.Д. Формирование принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. // теория и практика общественного развития (2015, № 3) Волгоград: Учитель. 2020 г.
  4. Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. 2019. – № 3 (13). – С. 60-62. – https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42487474_95699899.pdf – Режим доступа: науч.- электрон. б-ка «eLibrary.ru», требуется авторизация.
  5. Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2019. – 265 с.

Поделиться

84

Овсянникова Е. М., Букреева Ю. В., Литовченко Э. В., Щербинина Э. В. Формирование семейных ценностей у дошкольников // Актуальные исследования. 2025. №9 (244). URL: https://apni.ru/article/11440-formirovanie-semejnyh-cennostej-u-doshkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#10 (245)

Прием материалов

8 марта - 14 марта

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

19 марта

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

2 апреля