«Семья – это любовь, счастье, радость материнства и отцовства. Семья – это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищённости, надежности» – так искренне выразил свою мысль Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.
Согласно указу президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 «О проведении в российской федерации Года семьи», особая первостепенная роль в становлении личности и социализации ребёнка дошкольного возраста принадлежит семье.
Формирование ценностей семьи очень важная задача воспитания детей, ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Приоритетом семейной политики на современном этапе является утверждение семейных ценностей и семейного образа жизни.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Ребенок счастлив в семье, где доброжелательная обстановка, взаимоотношения построены на положительных эмоциях. Именно это можно семейным очагом, который собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами.
Формировать у дошкольников семейные ценности возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение этой проблемы.
Для сближения семьи и детского сада педагоги дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки, применяют различные формы работы по формированию семейных ценностей.
Одной, из форм является проектная деятельность. Она представляет собой современную форму работу по привлечению родителей к воспитательному процессу. Авторами статьи были разработаны и реализованы проекты: «Всё начинается с семьи», «Этот день победы». Главная цель таких проектов – укрепление семейных отношений, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению семьи, детского коллектива.
Педагогами ДОУ организованы конкурсы совместных подделок родителей и детей: «Весна – красна», «Зимние вытворяшки», «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи»; выставки экспонатов, которые собирали в семьях воспитанников в память о своих дедах и прадедах, победивших в Великой Отечественной Войне, «Мы помним, мы гордимся!».
На открытое занятие «23 февраля – праздник мужчин» были приглашены ветераны войны – дедушки и бабушки воспитанников детского сада. В ходе, которого гости рассказали детям о своих подвигах и показали награды.
Педагоги детского сада организовали мастер – классы с родителями «Вышивка бисером», «Роспись яиц». На каждый праздник ребята дошкольного возраста изготавливали своими руками подарки для родителей, которые были сделанные из глины и гипса: «Елочные игрушки», «Сердце для мамы», «Ракета», «Звезда», «Моя планета», «Пасхальное чудо». Так же коллективная аппликация «Мы едины» - симметричное вырезание хоровода из бумаги.
Родители совместно с детьми старшего дошкольного возраста сделали альбом «Наша семья». Это создало особенную эмоциональную атмосферу между родителями и детьми, так как дети очень любят рассматривать фотографии.
С воспитанниками младшего дошкольного возраста формы взаимодействия ограничены. Авторы статьи считают, что самой эффективной формой взаимодействия в этом возрасте – праздники. Например, «День матери», «День отца», «День бабушек», в которых принимают активное участие родители и педагоги.
Для определения наличия традиций и культурных ценностей в семьях воспитанников; большую значимость имеют родительские собрания в нетрадиционной форме. Были проведены собрания «Семейная гостиная», «Круглый стол», «Поле семейных чудес», «Семейное Ток шоу», презентации «Мой дом – моя крепость», в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
Таким образом, проведенная работа способствует:
- Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
- Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
- Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;
- Повышению знаний детей о своей семье, традициях и обычаях.
Результатом, работы педагогов дошкольного образовательного учреждения являлось, формирования семейных ценностей у дошкольников – повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка. Воспитание у детей любви и уважения к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Делая вывод из вышеизложенного, закончить словами А. Герцена – «Семья начинается с детей».