Предметом данной статьи является деятельность кредитных организаций (в особенности, ПАО «Совкомбанк», на неправомерную деятельность которого нами уже обращалось внимание) [24] в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19).
Как известно, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) еще 11 марта 2020 г. была объявлена пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) [1].
В разных государствах – субъектах международного права – по-разному противодействуют этой пандемии.
В Российской Федерации (мы предлагаем с 25 декабря 1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин) [25], несмотря на действующий Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. [5], Президентом РФ было принято несколько подзаконных нормативных правовых актов (причем без использования в качестве правового обоснования Федерального закона РФ от 11 ноября 1994 г.), фактически предопределивших содержание государственной политики по противодействию пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) [26].
Так, 25 марта 2020 г. [14] был принят Указ Президента РФ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (№ 206) («В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю: 1. Установить с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы»).
2 апреля 2020 г. [15] был принят Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (№ 239) («В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю: 1. Установить с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы»).
28 апреля 2020 г. [16] был принят Указ Президента РФ «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (№ 294) («В целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю: 1. Установить с 6 по 8 мая 2020 г. включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы»).
11 мая 2020 г. [17] был принят Указ Президента РФ «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (№ 316) («В целях дальнейшего обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю: 1. Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить: а) определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения …; б) приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации; в) установление в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки»). Иначе говоря, Президент РФ, по нашему мнению, необоснованно, делегировал часть своих полномочий «Высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации». Ныне в Российской Федерации 85 субъектов РФ (федеративное устройство РФ изложено в иной нашей публикации) [27], что, несомненно, порождает «черезполосицу» в применении «ограничительных мер» при противодействии пандемии короновирусной инфекции (COVID-19).
Так, в городе федерального значения – городе Москве [13] уже принято несколько нормативных правовых актов, действие которых должно распространяться исключительно на территории данного субъекта Российской Федерации и ее жителей, а также лиц, на законных основаниях находящихся в нем. В первую очередь обращаем внимание на Указ Мэра г. Москвы «О введении режима повышенной готовности» № 12-УМ от 5 марта 2020 г. [18] («В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: 1. Ввести на территории города Москвы режим повышенной готовности. 2. Запретить до 1 мая 2020 г. проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий». Указом Мэра г. Москвы № 36-УМ от 2 апреля 2020 г. [19] предложена новая редакция Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. («В связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: 1. Ввести на территории города Москвы режим повышенной готовности. 2. Запретить до 1 мая 2020 г. проведение на территории города Москвы спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий»). Указом Мэра г. Москвы № 55-УМ от 7 мая 2020 г. [20] предложена новая редакция Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. («В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. … «О правовых актах города Москвы»: 1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» … 1.1. Указ изложить в следующей редакции: …»). Указом Мэра Москвы № 59-УМ от 21 мая 2020 г. [21] предложена новая редакция Указа Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. («В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. … «О правовых актах города Москвы»: 1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» … 1.1. Указ изложить в следующей редакции: …»). Указом Мэра Москвы № 61-УМ от 27 мая 2020 г. [22] внесены изменения в Указ Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. («В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. … «О правовых актах города Москвы»: 1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» … 1.1. Указ изложить в следующей редакции: …»). Указом Мэра Москвы № 69-УМ от 8 июня 2020 г. [23] внесены изменения в Указ Мэра Москвы № 12-УМ от 5 марта 2020 г. («В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. … «О правовых актах города Москвы»: 1. Внести изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» … 1.1. В пункте 2 указа слова «до 14 июня 2020 г. (включительно)» исключить. 1.2. В пунктах 3.2, 3.4, 4, 10 и 25 указа слова «по 14 июня 2020 г. (включительно)» исключить. 1.3. В пунктах 14.2, 20.3 и 20.4 указа слова «по 14 июня 2020 г.» заменить словами «по 8 июня 2020 г.», слова «не ранее 14 июня 2020 г.» заменить словами «не ранее 12 июня 2020 г.». 1.4. В пункте 20.5 указа слова «по 14 июня 2020 г.» заменить словами «по 8 июня 2020 г.», слова «не раньше 14 июня 2020 г.» заменить словами «не раньше 12 июня 2020 г.». 1.5. В приложении 3 к указу слова «по 14 июня 2020 г. (включительно)» исключить»).
Каким же образом пандемия короновирусной инфекции (COVID-19) повлияла на деятельность кредитных организаций.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 7 июля 1995 г.) [6] термины «кредитная организация» и «банк» фактически отождествляются («Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банк с универсальной лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона. Банк с базовой лицензией - банк, который имеет право осуществлять банковские операции, указанные в части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, с учетом ограничений, установленных статьей 51 настоящего Федерального закона» - абзацы первый – четвертый ст. 1). И лишь Центральный банк РФ не отождествляется с кредитной организацией, что регламентировано в Федеральном законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27 июня 2002 г. [7].
В ГК РФ (Часть первая от 21 октября 1994 г. [8], введена в действие с 1 января 1995 г. [9]) в первоначальной редакции ст. 97 выделялись открытые и закрытые акционерные общества, а в этой же статье (в редакции Федерального закона РФ от 25 апреля 2014 г. [10]) речь идет уже исключительно о публичных акционерных обществах («1. Публичное акционерное общество … обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. 2. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества … влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, установленным настоящим Кодексом, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах. 3. В публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества …, число членов которого не может быть менее пяти. Порядок образования и компетенция указанного коллегиального органа управления определяются законом об акционерных обществах и уставом публичного акционерного общества. 4. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию. 5. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 100 настоящего Кодекса. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах. 6. Публичное акционерное общество обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом. 7. Дополнительные требования к созданию и деятельности, а также к прекращению публичных акционерных обществ устанавливаются законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах»).
Все кредитные организации в Российской Федерации имеют статус «публичное акционерное общество» [11, 12], что не может не вызывать возражений, в особенности в свете принятия нормативного правового акта с трудно определяемым местом в системе нормативных правовых актов Российской Федерации (система нормативных правовых актов в РФ представлена в иных наших публикациях) [28, 29]: «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации» «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» («Одобрен Государственной Думой 11 марта 2020 года»; «Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года) [4].
И, наконец, о деятельности ПАО «Совкомбанк» в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19).
24 августа 2017 г, автором данной статьи был заключен кредитный договор № 1332456817 с ПАО «Совкомбанк». В соответствии с этим договором на автора возложена обязанность ежемесячно осуществлять платежи. Пандемия короновирусной инфекции (COVID-19) совпала с 32-м платежом (от 24 апреля 2020 г.) и 33-м платежом (от 24 мая 2020 г.). В обоих случаях предстояло внести по 23806 рублей 72 копейки. «Ограничительные меры» препятствовали личному осуществлению платежей в подразделениях ПАО «Совкомбанк», расположенных в г. Москве. Поэтому пришлось осуществлять платежи через иные кредитные организации. В обоих случаях была взыскана «комиссия» - по 476 рублей 13 копеек (общая сумма – 952 рубля 26 копеек): платеж от 23 апреля 2020 г., номер операции 153848766, номер заказа 23042020101808416; платеж от 23 мая 2020 г., номер операции 161491079, номер заказа 23052020100115856. В обоих случаях на номер мобильного телефона автора данной статьи поступали маловразумительные SMS-ки, соответственно: 24 апреля 2020 г. (16-02) - «Еще не оплатили кредит? Внесите 23806.72 р. до 24.04. Тел. 88001000006»; 24 мая 2020 г. (18-21); 24 мая 2020 г. (16-02) - «Еще не оплатили кредит? Внесите 23806.72 р. до 24.04. тел. 88001000006». Иначе говоря, ПАО «Совкомбанк» совершил действия «с целью, противной основам правопорядка и нравственности» (ст. 169 ГК РФ) и тем самым причинил ущерб автору данной статьи (ст. 15, 151 ГК РФ). Подобная деятельность ПАО «Совкомбанк» должна быть предметом внешнего контроля Центрального банка РФ, а также предметом общего надзора Прокуратуры РФ.
Таким образом, деятельность кредитных организаций (в особенности ПАО «Совкомбанк») в условиях пандемии короновирусной инфекции (COVID-19) фактически является неправомерной (в частности, не соответствует положениям статей 2, 7 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [2, 3].
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, наделение кредитных организаций статусом «публичное акционерное общество» является необоснованным.
Во-вторых, наличие статуса «публичное акционерное общество» у кредитной организации «Совкомбанк» фактически позволяет этому юридическому лицу уклоняться от юридической ответственности и тем самым дискредитировать банковское дело в Российской Федерации.