Введение
В условиях XXI века задача патриотического образования в России занимает центральное место как основополагающий фактор для стабильного развития страны по политическим, социально-экономическим направлениям и обеспечения национальной безопасности. Это актуальная проблема сегодняшнего дня.
Проблематика патриотического воспитания студентов обостряется в свете их значительной общественной активности: студенчество активно участвует в государственном строительстве, становлении правового государства – ключевых составляющих современного российского общества. Процесс формирования патриотизма у молодежи направлен на подготовку к осознанному участию в общественно-политической жизни и выработке ответственной гражданской позиции. Поскольку именно молодое поколение определяет завтрашний день страны.
Цель данной статьи состоит в совокупном изучении условий, определяющих создание фундамента сознания молодежи, а также исследовании уже имеющейся системы и устройства патриотического воспитания.
Задачи исследования:
- Дать всестороннее определение понятия «патриотизм».
- Выделить молодёжь как неотъемлемый компонент социальной культуры.
- Продемонстрировать роль образовательных учреждений и органов исполнительной власти в формировании социальной культуры молодёжи.
- Сформулировать точное определение понятия «патриотическое воспитание».
- Разработать рекомендации по совершенствованию системы патриотического воспитания.
- Представить реальный пример патриотического воспитания.
Основная часть
Когда речь идет о патриотическом воспитании молодежи, необходимо в первую очередь понять, что такое патриотизм. Обычно это понятие трактуется как чувство уважения за свою страну, ее прошлое и успехи, а также стремление сделать свою родину развивающейся и людей благополучными. Таким образом, патриотическое воспитание является одним из основных частей, который указывает степень развития идеологической культуры человека и является фундаментом развития мироощущения личности, его степени образования, выражающейся в системе главных ценностей. Оно охватывает себя ряд установок поступков граждан, направленные на служение интересам страны и готовность обеспечить ее защиту, даже ценой самопожертвования. Основные группы патриотического воспитания, такие как долг, ответственность и готовность пожертвовать собственными интересами ради общего блага Отечества, составляют сущность и нравственную основу личности, создавая его сознание.
Молодежь, как ведущий элемент социальной структуры, играет чрезвычайно важную функцию в возникновении будущего общества, и студенты занимают жизненно важное место в этом процессе. В современных условиях, когда средства массовой информации и Интернет заполняют информационное пространство, молодым людям становится тяжело различать, что является позитивным, а что негативным как для них самих, так и для общества в целом. Для этого разработано множество программ и инициатив, направленных на патриотическое воспитание молодежи. Одним из примеров является Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года, согласно которой ответственность за увеличение уровня патриотизма была возложена на Федеральное агентство по делам молодежи. В результате было подготовлено много специалистов и созданы региональные центры патриотического воспитания. Тем не менее, наблюдаемая статистика показывает, что результат от этой программы был не в полной мере значительным. Возникает вопрос: был ли проведен анализ его непродуктивности и сделаны какие-либо заключения, или они ограничились официальными отчетами?
Следовательно, перед образовательными организациями и органами исполнительной власти всех уровней стоит первоочередная миссия патриотического развития молодежи. Это отмечается в Федеральном законе от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации. Так, в пункте 2 статьи 72 говориться о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают локальный комплекс мер по патриотическому воспитанию молодежи и нравственно-духовному просвещению молодого поколения с учетом позиций, предусмотренных комплексом мер по патриотическому воспитанию молодежи и духовно-нравственному воспитанию молодежи в Российской Федерации, общественных потребностей молодежи, народных традиций, региональных, местных и этнокультурных свойств конкретного субъекта Российской Федерации и формирует его реализацию.
Поэтому, патриотическое воспитание – это регулярная и упорядоченная деятельность по образованию у студентов высокого патриотического духа, состояние верности своему Отечеству, готовности к осуществлению гражданской позиции и конституционных функций по охране интересов Родины.
В ходе проведения опроса на тему среди молодежи «Знаете ли ты историю нашей страны?» Большинство (70% опрошенных) ответили, что не знают историю своей страны, но считают, что ее нужно изучать. Данные ответы подтверждают необходимость развития патриотического воспитания.
Методологические рекомендации по развитию патриотического воспитания студенческой молодежи (по мнению автора):
1. Совместная работа с городскими организациями: необходимо активнее вовлекать городские организации в разработку и реализацию совместных мероприятий, направленных на формирование у студентов чувства патриотизма, преданности Родине и гражданской гордости.
2. Модернизация учебного курса «Общество и гражданин»: необходимо пересмотреть и обновить содержание раздела «Общество и гражданин», акцентируя внимание на актуальных аспектах патриотического воспитания в контексте современных социально-гуманитарных принципов с учетом региональных особенностей.
3. Повышение доступности культурных мероприятий: важно стимулировать интерес студентов к посещению театров, музеев и кинотеатров, используя такие программы, как «Пушкинская карта».
4. Развитие критического мышления и гражданской активности: необходимо активизировать проведение уроков мужества, способствующих развитию у студентов интеллектуальной активности, познавательного интереса и творческой работы, а также умения критически анализировать социоисторическую информацию.
5. Формирование экологической культуры: важно стимулировать у студентов интерес к вопросам охраны окружающей среды, развивать критическое мышление в отношении различных концепций природопользования и формирование собственной позиции.
6. Определение показателей эффективности: необходимо разработать систему количественных и качественных показателей для оценки эффективности работы по патриотическому воспитанию студентов, учитывая такие факторы, как:
- Постоянство и системность работы всех элементов процесса патриотического воспитания;
- Участие студентов в общественно-патриотических мероприятиях;
- Уровень осведомленности студентов о государственной символике Российской Федерации;
- Активность студентов в органах студенческого самоуправления;
- Количество проводимых общественно-массовых и патриотических мероприятий (кураторские часы, круглые столы, конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры и т. д.);
- Количество патриотических объединений, клубов, центров.
7. Структурированный подход: Необходим системный, структурированный подход к решению проблем патриотического воспитания молодежи.
8. Поиск инновационных методов: важно искать и внедрять новые, эффективные методы работы по пробуждению и укреплению у студентов чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной ценности, формированию у них общественно значимых качеств.
Реализация предложенных мероприятий в сфере образования и воспитания способствуют:
- Формированию у студентов ответственности за усвоенные знания и умения;
- Развитию гражданского духа патриотизма, чувства гордости за российскую науку.
Молодежь, воспитанная на принципах патриотизма, сможет сохранить свое будущее, свою страну, свою науку и культуру.
9. Создание военно-патриотических организаций, в которых молодому поколению помогут развить и внедрить чувство патриотизма.
10. Опора на примеры патриотизма:
- Из истории: в качестве примера можно привести биографию Василия Ивановича Чуйкова, советского военачальника, дважды Героя Советского Союза, Маршала Советского Союза. Его уважение к солдатам, стремление минимизировать потери и личный пример мужества во время Сталинградской битвы служат ярким примером патриотизма.
- Из литературы: В произведении М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов не раз демонстрирует свою преданность родине в годы войны. Его патриотизм проявляется в сильной воле и стойком характере. Даже когда он сталкивается с угрозой смерти на допросе у Мюллера, он решает сохранить свою русскую гордость и продемонстрировать немцу истинные качества русского солдата. Отказ Соколова поднять тост за победу немецких войск, несмотря на страдания от голода, является ярким свидетельством его патриотических чувств. Поведение Андрея обобщает силу духа и стойкость советского воина, истинно любящего свою страну. Таким образом, Шолохов показывает, что даже в самые тяжёлые времена, такие как война, личные качества героев способны служить примером преданности и мужества.
- Из кино: «Они сражались за Родину» – это фильм 1975 года, основанный на одноимённом романе Михаила Шолохова. В центре сюжета лежат несколько дней жестоких сражений на подступах к Сталинграду. Обессиленные и уставшие советские войска ведут упорные оборонительные бои, сталкиваясь с колоссальными потерями. Основная идея картины заключается в героях рядовых солдат, их безграничной любви к родной земле и истинной цене, которую они платят за победу.
Заключение
Духовно-нравственные ценности становятся основой идеологического фундамента патриотического воспитания в современном мире. Студенческий патриотизм проявляется через развитие чувства личности, патриотического духа и сознания, основанного на гуманистических ценностях общества. Патриотическое воспитание предполагает формирование у человека отношения к своей Родине, народу и культуре, осознание исторической роли своей страны и ее миссии в мире.
Правильно разработанные мероприятия и методы по патриотическому воспитанию способствуют укреплению патриотических ценностей в студенческой среде и обществе в целом.