Главная
АИ #13 (248)
Статьи журнала АИ #13 (248)
Использование различных материалов в дизайне мебели для создания тактильных ощущ...

10.5281/zenodo.17651537

Использование различных материалов в дизайне мебели для создания тактильных ощущений

1 апреля 2025

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

дизайн мебели
материалы
тактильные ощущения
фактура
эргономика
сенсорное восприятие
комфорт
эстетика
интерьер
комбинированные материалы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются подходы к использованию различных материалов в дизайне мебели с целью формирования положительных тактильных ощущений пользователя. Анализируются свойства древесины, металла, стекла, пластика, текстиля и комбинированных поверхностей в контексте эргономики, психологии восприятия и сенсорного опыта. Особое внимание уделяется роли фактуры, температуры и упругости материалов в создании эмоционального контакта между человеком и предметом. Отмечается, что грамотное сочетание контрастных по ощущению материалов способствует не только эстетической выразительности мебели, но и повышению уровня комфорта и функциональности интерьера. Делается вывод о том, что тактильный дизайн становится важным инструментом в формировании индивидуального стиля и эмоционального фона жилого и общественного пространства.

Текст статьи

Актуальность исследования

В современном дизайне мебели важным направлением становится создание не только визуально привлекательных, но и тактильно комфортных изделий. Человеческое восприятие опирается не только на зрение, но и на осязание, которое напрямую связано с эмоциональными и физическими ощущениями. Поэтому использование различных материалов для формирования тактильных эффектов приобретает всё большее значение.

Рост интереса к эргономике, осознанному потреблению и индивидуализации предметной среды требует от дизайнеров поиска новых решений в области материала и фактуры. Именно сочетание дерева, металла, текстиля, камня или композитов позволяет создавать уникальные сенсорные образы мебели, влияющие на психологическое состояние пользователя и его восприятие пространства.

Кроме того, развитие технологий обработки материалов, появление инновационных поверхностей с особыми свойствами (тёплых на ощупь пластиков, мягких композитов, экологичных покрытий) открывает новые возможности для дизайнеров. Это делает исследование принципов подбора и комбинирования материалов в контексте тактильного дизайна актуальным как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Цель исследования

Цель исследования темы использования различных материалов в дизайне мебели для создания тактильных ощущений заключается в комплексном изучении свойств и особенностей материалов, определяющих характер взаимодействия человека с мебелью на уровне ощущений при прикосновении.

Исследование направлено на выявление зависимости между физическими и сенсорными характеристиками поверхностей – такими как текстура, температура, упругость, мягкость, шероховатость – и эмоциональным восприятием пользователем.

В рамках работы необходимо проанализировать, каким образом сочетание природных и искусственных материалов формирует комфорт, чувство тепла или прохлады, лёгкости либо устойчивости, а также как эти впечатления влияют на общее восприятие предмета и пространство, в котором он находится.

Важной задачей является разработка критериев выбора и комбинирования материалов, ориентированных на создание эргономичных и эстетически целостных решений, усиливающих сенсорное взаимодействие человека с мебелью.

Итогом исследования должно стать формирование научно обоснованных рекомендаций для дизайнеров и проектировщиков, позволяющих использовать тактильные качества материалов как инструмент повышения функциональности, эмоциональной привлекательности и комфорта мебели в современных интерьерах.

Материалы и методы исследования

В исследовании, посвящённом использованию различных материалов в дизайне мебели для создания тактильных ощущений, применяются как теоретические, так и практические методы анализа. Основными материалами для изучения выступают природные и искусственные поверхности, используемые в мебельном дизайне: древесина, металл, стекло, камень, пластик, текстиль, кожа, синтетические покрытия и композиты. Каждая группа материалов рассматривается с точки зрения её физических свойств (текстуры, плотности, теплопроводности, гладкости или шероховатости) и влияния этих свойств на тактильное восприятие пользователя.

Методы исследования включают обзор и анализ научной, технической и дизайнерской литературы, а также сравнительный анализ существующих мебельных образцов, демонстрирующих различные подходы к созданию тактильных эффектов. Практическая часть предусматривает проведение экспериментальных исследований, направленных на выявление зависимости между типом поверхности и субъективными ощущениями комфорта. Для этого используются опросы, анкетирование, наблюдения и тестирование респондентов, взаимодействующих с образцами материалов.

Кроме того, применяются методы эргономического анализа и сенсорного моделирования, позволяющие оценить степень соответствия тактильных характеристик мебели психофизиологическим особенностям человека. Визуально-тактильные эксперименты дополняются инструментальными методами измерения (оценка температурных свойств, коэффициента трения, мягкости покрытия), а также компьютерным моделированием для прогнозирования сенсорных реакций.

Сочетание аналитических, эмпирических и экспериментальных методов позволяет комплексно оценить влияние материала на тактильное восприятие мебели и выработать практические рекомендации для дизайнеров по созданию комфортных, эстетически выразительных и эргономичных мебельных решений.

Результаты исследования

Изучение роли материалов в дизайне мебели и их влияния на тактильное восприятие человека имеет глубокие исторические корни, связанные с развитием как ремесленного мастерства, так и научного подхода к восприятию предметной среды.

Первые представления о тактильных качествах материалов сформировались ещё в эпоху ремесленной мебели. В древности мастера выбирали материалы исходя из доступности и практичности – дерево, камень, металл и кожа использовались не только по функциональным причинам, но и ради ощущений, которые они вызывали при контакте с человеком. Уже тогда наблюдалась зависимость между поверхностной обработкой материала и чувством комфорта – гладкая полировка или, напротив, грубая фактура придавали мебели особую эмоциональную выразительность [3].

В период Возрождения и барокко внимание к тактильным качествам усилилось через использование дорогих пород древесины, инкрустаций и тканей. Развитие декоративно-прикладного искусства способствовало формированию представления о материале не только как конструктивном, но и как чувственно значимом элементе дизайна.

В XIX–XX веках с индустриализацией и появлением новых технологий исследователи и дизайнеры начали системно изучать влияние материалов на восприятие. В эпоху модернизма акцент сместился на функциональность и комфорт, а с развитием эргономики в середине XX века начались первые экспериментальные работы, направленные на изучение связи между текстурой, температурой поверхности и субъективными ощущениями пользователя [1, с. 262-264; 7, с. 61-65].

Во второй половине XX века в рамках школ Баухауса, Ульмского института дизайна и скандинавского функционализма развивался научно-дизайнерский интерес к материалу как средству коммуникации между человеком и предметом. Появились исследования по сенсорной эстетике, определившие важность тактильных контактов в эмоциональном восприятии мебели.

Современный этап характеризуется междисциплинарным подходом: архитекторы, дизайнеры и нейропсихологи совместно изучают влияние фактуры, температуры и упругости материалов на когнитивные и эмоциональные реакции человека [5]. Цифровые технологии и устойчивые материалы расширили возможности тактильного дизайна – сегодня исследуются биоразлагаемые композиты, текстуры, созданные 3D-печатью, а также умные поверхности, реагирующие на прикосновение.

Отметим, что в современном мебельном дизайне активно развиваются технологии, направленные на усиление сенсорного восприятия и создание выразительных тактильных ощущений. Материал сегодня рассматривается не только как конструктивный элемент, но и как инструмент эмоционального воздействия на человека. Тенденция к тактильному комфорту связана с ростом интереса к нейроэргономике и осознанному дизайну окружающей среды [8].

Одним из направлений стало применение высокотехнологичных композитов и инновационных покрытий, способных изменять температуру и текстуру поверхности. Например, термоадаптивные материалы реагируют на прикосновение, нагреваясь до комфортной температуры, что особенно востребовано в обстановке премиум-сегмента. Появление умных тканей с памятью формы позволяет мебели «запоминать» контуры тела, создавая уникальный тактильный комфорт.

Большое значение имеет 3D-печать и цифровое формование – эти технологии дают возможность создавать сложные микротекстуры, которые невозможно воспроизвести традиционными методами. Так, стулья и кресла с параметрически смоделированными поверхностями обеспечивают новые уровни тактильного восприятия. Производители экспериментируют с биопластиком, переработанным деревом и волокнистыми материалами растительного происхождения, которые обладают приятной естественной шероховатостью (рис.).

image.png

Рис. Классификация 3D элементов модели мебельного изделия

Также развивается направление тактильных контрастов – сочетание материалов с разной фактурой: дерево и металл, шерсть и стекло, кожа и бетон. Такое смешение текстур усиливает эмоциональное восприятие предмета, делает взаимодействие с мебелью более «живым». В скандинавском и японском дизайне подобные принципы используются для создания ощущения тепла и «естественности» при минимализме формы (табл.).

Таблица

Характеристика различных материалов в дизайне мебели

Наименование

Характеристика

1

Дерево

Классический и теплый материал.

Разные виды (дуб, бук, сосна, орех) имеют свои текстуры и цвета. Хорошо подходит для создания как традиционной, так и современной мебели.

2

Металл

Прочный и долговечный материал.

Часто используется в каркасах, ножках и декоративных элементах. Может быть как гладким, так и текстурированным.

3

Стекло

Придает легкость и современный вид.

Используется в столешницах, витринах и полках.

Хорошо комбинируется с другими материалами, такими как металл и дерево.

4

Кожа и текстиль

Используются для обивки мягкой мебели.

Кожа – элегантный и долговечный материал, тогда как текстиль предлагает разнообразие текстур и цветов.

Важно учитывать уход за материалами.

5

Пластик

Легкий, доступный и разнообразный по цветам.

Идеален для создания современных и экстравагантных форм.

Может быть перерабатываемым, что добавляет экологичности.

6

Композитные материалы

Например, МДФ или фанера.

Позволяют создавать сложные формы и отделки.

Обычно более экономичны, чем массив дерева.

7

Керамика и камень

Часто используются для столешниц.

Они прочные и легко очищаются, но могут быть тяжелыми и хрупкими.

7

Бамбук

Экологичный и прочный материал.

Имеет уникальную текстуру и цвет.

Хорошо подходит для создания современной мебели.

Современные исследования подтверждают, что тактильные ощущения напрямую влияют на эмоциональное состояние пользователя, поэтому дизайнеры все чаще используют сенсорные карты материалов, оценивая их по мягкости, теплопроводности и степени шероховатости. В результате рождаются мебельные решения, объединяющие технологичность, эргономику и эмоциональную выразительность – от мягких панелей с акустическими функциями до мебельных поверхностей с тактильным откликом, встроенным в умные системы интерьера.

Отметим, что современные дизайнерские решения, направленные на формирование тактильных ощущений, сталкиваются с рядом технологических, экологических и эксплуатационных проблем.

Одной из основных трудностей является несовместимость свойств материалов. При комбинировании дерева, металла, текстиля и полимеров часто возникают различия в коэффициентах расширения, влагопоглощении и теплопроводности, что влияет на долговечность изделий и сложность сборки [6, с. 89-93].

Проблемой также становится нестабильность тактильных характеристик во времени. Материалы, обеспечивающие приятные ощущения при прикосновении, например натуральная кожа, войлок или микротекстурированные покрытия, могут терять первоначальную поверхность из-за истирания, загрязнения или воздействия влаги [2, с. 59-62]. Это делает уход за мебелью трудоемким и повышает требования к качеству обработки.

Еще одной сложностью является высокая себестоимость инновационных и экологичных материалов. Биопластики, сенсорные ткани или композиты с адаптивными свойствами требуют дорогостоящего производства и строгого контроля качества. Для массового мебельного рынка это ограничивает доступность подобных решений.

Особое внимание требует экологический аспект. Многообразие синтетических покрытий и полимерных композитов, используемых для создания уникальных текстур, нередко сопровождается проблемой переработки и утилизации. Кроме того, некоторые покрытия содержат химические добавки, способные вызывать аллергию или выделять летучие соединения, что снижает экологичность продукции.

Не менее значима психологическая составляющая тактильного восприятия. Реакция на материал индивидуальна: приятное ощущение для одного пользователя может быть дискомфортным для другого. Это усложняет задачу универсального проектирования мебели, особенно при создании общественных и коммерческих интерьеров.

По нашему мнению, одним из ключевых направлений решения является разработка и внедрение новых композитных материалов с согласованными физико-механическими характеристиками. Современные технологии позволяют сочетать дерево, металл и полимеры так, чтобы они имели близкие коэффициенты расширения и устойчивость к внешним воздействиям, что повышает долговечность мебели.

Для сохранения приятных тактильных свойств необходимо использование защитных и функциональных покрытий нового поколения. Микротекстурированные лакокрасочные слои, нанопокрытия и пропитки на основе натуральных масел позволяют продлить срок службы поверхности и предотвратить потерю фактуры.

Снижение себестоимости и повышение доступности инновационных материалов возможно за счёт оптимизации производственных процессов, цифрового моделирования и локализации части компонентов. Применение 3D-печати и аддитивных технологий помогает создавать уникальные поверхности при минимальных отходах и снижении затрат.

С экологической точки зрения эффективным решением станет использование перерабатываемых и биосовместимых материалов. Внедрение повторно используемых структур, биоразлагаемых смол, а также сертифицированных источников сырья снижает негативное воздействие на окружающую среду.

Для учёта индивидуальных различий в восприятии материалов необходимо проведение сенсорных тестов и эргономических исследований на стадии проектирования. Это помогает выбрать оптимальные сочетания фактур для разных групп пользователей и типов интерьеров.

Кроме того, важным направлением является дизайнерская адаптация и модульность мебели: сменные обивки, накладки и декоративные элементы позволяют обновлять тактильные свойства без полной замены изделия, что обеспечивает гибкость и долговечность эксплуатации [4, с. 12-17].

Заключение

Современное использование различных материалов в дизайне мебели с целью создания выразительных тактильных ощущений представляет собой важное направление развития предметно-пространственной среды. Комплексный подход, сочетающий технологические достижения, дизайнерское мышление и эргономические исследования, позволяет достигать гармонии между эстетикой, функциональностью и комфортом.

Применение инновационных композитов и покрытий обеспечивает устойчивость к износу и длительное сохранение первоначальных свойств поверхности, а также способствует индивидуализации восприятия мебели.

Одновременно всё большую роль играет экологический аспект: производители стремятся к использованию возобновляемых и перерабатываемых материалов, что соответствует современным тенденциям устойчивого развития. Включение сенсорного анализа на ранних этапах проектирования делает мебель не только визуально привлекательной, но и психологически комфортной, формируя эмоциональную связь пользователя с предметом.

Таким образом, грамотное сочетание текстур, технологий и экологичных решений открывает путь к созданию мебели нового поколения – тактильной, долговечной, эргономичной и ориентированной на человека.

Список литературы

  1. Бавбеков Р.И. Цвет и его взаимосвязь с интерьером // Лучшая научная статья – 2017: материалы IX Междунар. науч.-практ. конкурса / Крымский инженерно-педагогический ун-т. – Пенза: Наука: Просвещение, 2017. – С. 262-264.
  2. Бектиярова Д.С. Новые возможности войлока в дизайне мебели // Colloquium-journalю. – № 18 (42). – 2019. – С. 59-62. 
  3. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург: Изд-во УРГУ, 2001. – 288 с.
  4. Графова Е.С. Декоративный текстиль в общественном интерьере как средство повышения выразительности // Культурные ценности и традиции современного общества: сб. тр. /  Гжельский гос. ун-т. – Новосибирск, 2018. – С. 12-17.
  5. Останина П.А. Фактура в дизайне изделий // Дизайн и технологии художественной обработки материалов: материалы XV Всерос. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. – 460 с.
  6. Салахов Р.Ф., Мерзлякова В.О. Текстиль в дизайне интерьера // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – № 1. – 2019. – С. 89-93.
  7. Стрилец В.Ф. Этнотрадиция в мебели – дизайн будущего // Концепт. – № (9). – 2014. – С. 61-65.
  8. Хабибуллина С. К. Текстиль как средство формирования интерьера современного жилища: дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. Екатеринбург, 2011. – 173 с.

Поделиться

Кукса Д. Ю. Использование различных материалов в дизайне мебели для создания тактильных ощущений // Актуальные исследования. 2025. №13 (248). URL: https://apni.ru/article/11624-ispolzovanie-razlichnyh-materialov-v-dizajne-mebeli-dlya-sozdaniya-taktilnyh-oshhushhenij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (281)

Прием материалов

15 ноября - 21 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря