Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития ребенка, имеющий особую логику и специфику. Это особый мир со своим языком, образом мышления и действиями. Речь во всем ее многообразии является неотъемлемой частью общения и играет важную роль в развитии ребенка. Это особенно актуально для детей с ограниченными возможностями. Получение образования для данной категории детей является одним из главных и обязательных условий их успешной социализации в различных сферах профессиональной деятельности. К этой категории относятся дети с нарушениями поведения и общения, нарушениями слуха и зрения, изменениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.
В соответствии с Приказом № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» речевое развитие становится самостоятельной образовательной областью, которая фокусируется на развитии в детских учреждениях умения ребенка договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, овладение ребенком устной речью, умение выражать свои мысли и желания, с помощью речи выражать свои мысли, чувства и желания, построение речи в коммуникативной ситуации, умение различать звуки в словах, создание предпосылок для овладения ребенком грамотой, проявление любознательности, интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
Особенности реализации ФГОС в компенсирующей группе определяются строгой, продуманной системой организации образовательного процесса в интеграции с логопедией, поэтому для эффективной коррекционно-развивающей работы, необходима педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка, большое значение имеет система коррекционно-развивающей работы и условия пространственного развития. Это групповое пространство, которое позволяет детям выбирать себе интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам – эффективно организовывать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей. Каждый уголок нашей группы – шкафчики, туалетная комната, спальня, игровой центр и рабочая зона – представляет собой широкую наглядную базу для решения коррекционных задач, таких как формирование и активизация словарного запаса, совершенствование мелкой и крупной моторики, закрепление грамматических категорий и развитие связной речи и мыслительных процессов.
Всем известно, что стандарт выделяет пять образовательных направлений, и в работе по коррекции речевых нарушений развитие ребенка по этим направлениям происходит параллельно. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время преодолеваются легче и быстрее. Зная, что обучение по ФГОС является целенаправленным и системным процессом, можно с уверенностью сказать, что особенностью реализации стандарта в группе компенсаторной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи является эффективная организация режимных моментов, в ходе которых под руководством педагога дети овладевают определенным набором речевых навыков.
Создание эмоционально благоприятной обстановки с момента присоединения ребенка к группе стимулирует стремление активно участвовать в речевом общении в течение дня, поэтому утренний период очень важен как для педагога, так и для ученика. Поэтапный приход детей позволяет проводить эффективную коррекционную работу по культуре звуковой речи, а также организовать мини-подгруппу для работы в уголке природы, где проводятся игры на активизацию и развитие словарного запаса детей, тем самым наблюдая за построением грамматически правильной речи. Утренняя зарядка помогает детям чувствовать себя энергичными и здоровыми. В него обязательно входят артикуляционные упражнения и упражнения, развивающие речевое дыхание. Необходимо уделять внимание самочувствию и благополучию детей. В зависимости от этого используется быстрый или медленный темп движений и речи. Игры и упражнения, помогающие мыть руки, являются благодатной почвой для развития речи. Здесь используется методика самомассажа с детьми, а также игра с детьми «Угадай слово», которая развивает фонетическую сторону речи, словарный запас детей и грамматический строй речи.
Во время еды решается речевая задача в виде навыков общения за столом: мы практикуем использование речевых формул, учимся выбирать тему для разговора, вести доброжелательную беседу, внимательно слушать говорящего. В роли ведущих выступают как взрослые, так и дети. Детям необходимо все четко видеть. На основе определенных вкусовых качеств формируется словарный запас детей, совершенствуется их понимание склонений и словообразований.
Непосредственная образовательная деятельность педагога в компенсирующей группе напрямую зависит от планирования работы логопеда. Обязательным условием НОД является насыщенность игровыми и развлекательными технологиями, поэтому при внедрении стандарта организуется групповое размещение детей таким образом, чтобы каждый ребенок был заинтересован в новых видах деятельности и мог трогать и манипулировать игрушками. Каждая зона меняет свое местоположение в группе и меняется в соответствии с лексическими темами, что позволяет детям свободно выражать свои мысли и вести диалог друг с другом, при этом играть они могут как самостоятельно, так и с педагогом, в это время контролируется правильность речи. Чтобы получить правильные представления о конкретном предмете, лучше использовать естественные объекты, чтобы у ребенка была возможность их почувствовать, потрогать и испытать. Исходя из опыта приобретения пособий, можно сказать, что в наши дни все игрушки выглядят натурально.
Для повышения успеваемости и поддержания внимания педагог использует динамические паузы, детские песенки, пальчиковую и зрительную гимнастику, упражнения с массажными мячами, самопомощь и многое другое. Такие упражнения способствуют коррекции крупной и мелкой моторики, активизируют мыслительные процессы, а также развивают интонационную выразительность речи. Каждое упражнение или игра обязательно поддерживает сюжет урока, проблемные, а затем игровые ситуации, приближенные к жизни, где ребенок спокойно учится думать, анализировать и сравнивать. Весь педагогический процесс в компенсирующей группе строится в соответствии с тематическим планированием, поэтому все прогулки планирует педагог с логопедом, так как на каждом этапе работы с детьми необходимо, чтобы прогулка соответствовала периоду коррекционной работы. Подвижные игры педагогу следует проводить во время прогулок с учетом двигательных возможностей детей, особенно на начальном этапе работы. Такие игры развивают слуховое и зрительное внимание, стимулируют правильную осанку, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Но помните, что в начале коррекционной работы, в целях сплочения детского коллектива, лучше проводить игры «Найди пару», «Зайчик и лиса», «Поймай мышку» и другие игры, не требующие разговоров. Прогулка включает в себя и образовательные моменты, когда дети вместе с педагогом наблюдают за изменениями в природе, тем самым развивая словарный запас и связную речь. Во время прогулки мы продолжаем работать над звукопроизношением, создавая образы звуков: шелест листьев, полет самолета, рев мотора.
Педагог использует режимные моменты, когда дети одеваются и раздеваются во время и после прогулки, для улучшения грамматической структуры, активизации и обогащения словарного запаса, а также автоматизации заданных звуков. Педагог играет с детьми в речевые и логические игры. Перед сном группа играет расслабляющую музыку. Перед сном педагог читает детям книги в течение 7–10 минут, а после сна мы возвращаемся к содержанию книги. Пробуждение детей начинается с бодрящей гимнастики, состоящей из упражнений, способствующих улучшению хорошего настроения, укреплению мышечного тонуса посредством процедур закаливания после сна, таких как прогулки по тропам здоровья, воздушные и водные процедуры, которые являются хорошим способом укрепления здоровья. Любой комплекс тонизирующей гимнастики обязательно включает в себя речевые игры. Известно, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, создающим наиболее благоприятные условия для интеллектуального и личностного развития ребенка. Это помогает даже детям с ограниченными возможностями вступить в вербальное общение, в ходе которого ребенок раскрывается.
Во время коррекционного занятия дети самостоятельно выбирают места для игр, заранее подготовленные педагогом. Предложенные игры позволяют ребенку действовать самостоятельно, то есть разбирать, собирать, сортировать, соединять, разделять предметы и т. д. С помощью таких игрушек и игр они расширяют свои знания родного языка, знакомятся со свойствами предметов, и одновременно развивают наблюдательность, находчивость, логическое мышление, ловкость. Обучение игре проводится поэтапно, поэтому на первом этапе педагог берет на себя организацию игры, помогает детям выполнять свои роли, а также руководит игрой. Наконец, на третьем этапе можно отстраниться от игры, взяв на себя роль наблюдателя и оценивая, как дети умеют общаться в игре, развивать ее сюжет, контролировать произношение и правильность построения высказываний. В этот период уделяется внимание индивидуальной работе, где по указанию логопеда предлагаются различные игровые варианты для закрепления правильного произношения звуков.
Во второй половине дня педагоги организуют театрализованные представления и ролевые игры, с помощью которых дети активизируют речь, расширяют словарный запас и развивают выразительность.
Таким образом, важнейшей особенностью реализации норматива в компенсирующих группах является организованный в течение дня педагогический процесс, включающий режимные моменты. Ребенок дошкольного возраста хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать выводы, знает и умеет рассказывать сказки и стихи, сочинять истории. Он любознателен, инициативен, самостоятелен, в общении со взрослыми и сверстниками демонстрирует способность слышать и понимать устную речь, поддерживает диалог, способен принимать самостоятельные решения, умеет соблюдать правила и социальные нормы, способен к волевым усилиям, что является характеристикой реализации федерального государственного образовательного стандарта.