В условиях стремительно развивающегося глобального рынка образования, где конкуренция становится все более острой, а потребительские требования постоянно растут, разработка эффективной глобально-стратегической концепции продвижения образовательных продуктов приобретает первостепенное значение. В этих условиях традиционные подходы к продвижению образовательных продуктов становятся менее эффективными. Для успешного функционирования на международном рынке образовательные учреждения и компании должны разрабатывать новые стратегии, учитывающие особенности глобальной среды и современные тенденции развития.
Глобально-стратегическая концепция продвижения образовательных продуктов – это комплексный, долгосрочный план, разработанный образовательным учреждением или организацией, для эффективного представления, распространения и продажи своих образовательных программ, курсов, ресурсов и услуг на международном рынке с учетом его особенностей, динамики и конкурентной среды. Глобально-стратегическая концепция продвижения образовательных продуктов предполагает использование комплексного подхода, который учитывает культурные, социальные и экономические аспекты различных регионов.
Современный рынок образования характеризуется рядом ключевых тенденций, которые необходимо учитывать при разработке стратегии продвижения образовательных продуктов:
- Глобализация и интернационализация. Расширение доступа к образованию через интернет, рост мобильности студентов и преподавателей, а также развитие транснациональных образовательных организаций ведут к усилению конкуренции на глобальном уровне [2, с. 79-80].
- Цифровизация и онлайн-образование. Появление новых технологий и платформ для онлайн-образования, развитие дистанционных форм обучения, а также рост популярности системы электронного обучения меняют традиционный формат образования и требуют новых подходов к продвижению [4, с. 44-45].
- Рост индивидуализации. Современные потребители образовательных услуг ожидают индивидуального подхода, гибкости и адаптации образовательных программ к их конкретным потребностям и целям.
- Усиление внимания к качеству и результатам. Потребители все больше ориентируются на качество образовательных услуг, измеримые результаты обучения и возможности для дальнейшего карьерного роста.
- Возрастание роли брендинга и репутации. Успех образовательного учреждения во многом зависит от его репутации, узнаваемости бренда и положительного имиджа в глазах целевой аудитории [5, с. 97-100].
Мир SHIVA, характеризующийся как расщепленный, ужасный, невообразимый, беспощадный и возрождающийся, требует от нас адаптации к новым условиям и выбора эффективных стратегий. В контексте продвижения образовательных продуктов это означает переход от потребительской стратегии к творческо-производительной.
Потребительская стратегия поведения подразумевает пассивное потребление информации и образовательных услуг. В условиях относительной стабильности и предсказуемости это может быть эффективным подходом. Однако в мире SHIVA, где изменения происходят стремительно и непредсказуемо, такая стратегия становится недостаточной.
Творческо-производительная стратегия акцентирует внимание на активном создании и внедрении новых идей и решений. В контексте продвижения образовательных продуктов это обозначает развитие креативного мышления, быстрое принятие решений, практическое применение знаний, гибкость и адаптивность.
Мир SHIVA требует от нас активного и проактивного подхода к жизни и карьере. В условиях постоянных изменений и непредсказуемости важно не просто «потреблять» образовательные продукты, но и активно создавать новые знания и навыки. Это связано с тем, что обучение становится непрерывным процессом. Важно не только получать знания, но и постоянно обновлять их, что требует творческого подхода. В условиях постоянных изменений креативность и инновации становятся ключевыми факторами успеха. Образовательные продукты должны способствовать развитию этих качеств. В мире SHIVA стабильность иллюзорна, поэтому важно быть готовым к быстрой смене приоритетов и направлений [3, с. 38-40].
На основе сказанного, в глобально-стратегической концепции продвижения образовательных продуктов явно намечена тенденция смещения потребительской стратегии поведения продвижения образовательных продуктов к творческо-производительной, представляющей инновационный подход к образованию, который направлен на развитие креативного мышления и самостоятельности у обучающихся. Данный подход обусловлен следующими причинами:
- Подготовка к будущему рынку труда. Современный рынок труда требует специалистов, обладающих не только знаниями, но и навыками создания новых идей, разработки инновационных решений, развития креативного мышления и принятия ответственных решений. Потребительская модель образования, которая фокусируется на запоминании информации и выполнении стандартных задач, уже не соответствует требованиям времени. Творческо-производительная стратегия помогает студентам развивать навыки, необходимые для успешной карьеры в условиях постоянно меняющегося мира. В рамках новой концепции акцент делается на том, чтобы обучающиеся становились активными участниками образовательного процесса, создавая собственные проекты, продукты и решения. Такое обучение может включать разработку стартапов, создание цифровых продуктов, участие в научных исследованиях и другие виды творческой деятельности [2, с. 79-80].
- Поддержка устойчивого развития. Образование должно способствовать устойчивому развитию общества, обеспечивая подготовку специалистов, способных решать глобальные вызовы, такие как изменение климата, социальная справедливость и экономическое неравенство. Такой подход также способствует формированию активной гражданской позиции, когда студенты осознают свою ответственность за будущее планеты и стремятся внести вклад в улучшение общества. Они учатся не просто реагировать на текущие вызовы, но и предвидеть возможные последствия своих действий, что является важным элементом устойчивого развития. Творческо-производительная стратегия учит студентов мыслить системно и искать пути улучшения окружающего их общества [4, с. 44-45].
- Гибкость и адаптация к изменениям. Мир меняется очень быстро, и образование должно быть готово к этим изменениям. Творческо-производительная стратегия позволяет образовательным учреждениям оперативно реагировать на новые требования и адаптировать свои программы под текущие нужды общества и экономики, а будущим абитуриентам – развивать свои профессиональные навыки, необходимые в динамично развивающемся обществе. А также новая концепция предполагает индивидуальный подход к обучению, позволяющий каждому обучающемуся выбирать направления для развития своих талантов. Это может быть реализовано через персонализированные учебные планы, наставничество и проектную работу [3, с. 38-40].
Переход от потребительской стратегии поведения к творческо-производительной в продвижении образовательных продуктов является необходимым шагом для подготовки будущих поколений к вызовам современности. Эта стратегия способствует развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации к изменяющемуся миру, и создает условия для устойчивого развития общества [1].
Глобально-стратегическая концепция продвижения образовательных продуктов, ориентированная на творческо-производительную стратегию, – это не просто маркетинговый инструмент, это мощный катализатор трансформации образования. Она позволяет образовательным учреждениям перейти от традиционной модели передачи знаний к созданию среды, где студенты становятся активными исследователями, создателями и лидерами, способными решать сложные проблемы и вносить значимый вклад в развитие общества. Это требует изменения подходов к разработке образовательных программ, методам обучения, формам оценки и роли преподавателя, делая образование более актуальным, значимым и ориентированным на будущее. В контексте продвижения образовательных продуктов такой подход становится ключевым фактором успеха в условиях постоянных изменений и неопределенности.