Главная
Конференции
Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования
Современные проблемы психологической готовности к школьному обучению

Современные проблемы психологической готовности к школьному обучению

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

психологическая готовность
школьное обучение
развитие
дети дошкольного возраста
современные проблемы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению. Выделяются основные компоненты. Особое внимание уделяется современным проблемам и их решениям. Выявляются рекомендации по подготовке детей к школьному обучению.

Текст статьи

Психологическая готовность ‒ это особое состояние человека, сопровождающееся адекватной формой психической напряженности и выражающееся в готовности человека к действиям в ожидании того или иного события.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.

Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития [2, с. 13].

Успешное начало школьной жизни зависит от комплексной психологической готовности ребенка. Эта готовность включает в себя несколько взаимосвязанных аспектов, которые работают вместе, а не изолированно друг от друга. Можно выделить следующие ключевые компоненты: психомоторная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и коммуникативная готовность [5, с. 212].

По мнению Л. С. Выготского в подготовке к школьному обучению важнее не совокупность знаний, умений и навыков, а определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который и является психологической предпосылкой к обучению в школе. Психологическая готовность к школе – это не столько достижение определенного уровня зрелости отдельных психических функций, сколько наличие определенного уровня личностного и интеллектуального развития [3, с. 134].

Психолог Н. И. Гуткина в своей работе «Психологическая готовность к школе» отмечает, что обучение ведет за собой развитие. Это значит, что она не считает, что ребенок должен быть полностью "готов" к школе заранее, а скорее, что обучение должно способствовать его развитию. Она подчеркивает важность личностного и интеллектуального развития ребенка, а не просто наличие определенного набора знаний и навыков [4, с. 93].

Старший дошкольный возраст является критическим периодом для формирования личности. В это время закладываются основы характера, формируются новые потребности и мотивы. Ребенок начинает понимать и принимать социальные нормы и правила поведения, учится действовать не только исходя из своих желаний, но и в соответствии с тем, что «нужно» делать. Это важный этап подготовки к школьной жизни, когда ребенку предстоит справляться с новыми физическими и умственными нагрузками.

К психологическим особенностям подготовки ребенка к школьному обучению являются: изменения в организме и нервной системе, формирование личности, анализ чувств и самосознания, развитие внимания, восприятия, мышления и памяти.

Выдающийся советский психолог Л. И. Божович высказывалась о том, что дети в старшем дошкольном возрасте «стремятся прежде всего к учению, как к новой серьезной и содержательной деятельности, и к школе именно потому, что со школой связано учение». Этот вывод, сделанный по результатам бесед со старшими дошкольниками, посещавшими детский сад, был подтвержден в ходе естественного эксперимента – игры в «школу» [1, с. 133-135].

К современным проблемам психологической готовности к школьному обучению относятся: влияние социально-экономических факторов, трансформация развития, эмоциональные проблемы, необходимость переосмысления подходов и сложность в прогнозировании.

В исследовательской работе принимали участие 10 воспитанников в возрасте 6-7 лет Детского сада № 52 г. Белгорода.

В исследовании психологической готовности к школьному обучению были использованы методики: «Тест Керна-Йерасека» и «Лесенка» С. Я. Дембо-Рубинштейна.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы определить психологическую готовность к школе воспитанников детского сада и выявить проблемы в подготовке. Предоставленные таблицы позволят рассмотреть степень подготовленности к школьному обучению.

Таблица 1

Результаты методики «Тест Керна-Йерасека»

Уровни готовности

Соотношение в процентах

Высокий

60%

Средний

30%

Низкий

10%

В результате диагностики мы сделали вывод о том, что в данной группе детей старшего дошкольного возраста высокий уровень готовности к школьному обучению преобладает. Большая часть детей хорошо подготовлена к школе. Остальная часть менее подготовлена. Им требуется более тщательная подготовка и помощь в начале обучения.

Таблица 2

Результаты методики «Лесенка» С.Я. Дембо-Рубинштейна

Уровень самооценки

Соотношение в процентах

Высокий

30%

Средний

50%

Низкий

20%

В результате диагностики мы сделали вывод, что большее количество детей имеют среднюю и высокую самооценку (адекватную). Такие результаты говорят о том, что дети уверенны в себе и своих силах, готовы к новому коллективу и к школьному обучению. Остальной части детей с низкой самооценкой может потребоваться помощь взрослого: вера в его способности, похвала при успешной деятельности, внимание к переживаниям ребенка.

Психолого-педагогические рекомендации по психологической подготовке детей к школьному обучению включают в себя:

  1. Развитие интеллектуальной готовности: у детей старшего дошкольного возраста должно быть хорошо развито внимание. Для этого можно использовать такие методы как: игры на концентрацию («Найди отличия», «Что изменилось?», «Найди предмет», пазлы и др.), учебные занятия (небольшие занятия по 5–10 минут, сложные задания, которые разбиты на более простые).
  2. Создание благоприятной обстановки: для ребенка также важно обеспечить тихую и спокойную обстановку во время занятий. Нужно создать атмосферу полного доверия и безопасности, проявлять терпение, сдержанность. Поощрять и поддерживать ребенка.
  3. Развитие памяти: при поступлении в школу ребенку важно иметь хорошую память. Для ее развития можно использовать такие методы как: игры на запоминание («Запомни предметы», «Повтори за мной», лото), чтение, обсуждение и пересказ прочитанного, использование карточек (тренировка зрительной памяти).
  4. Развитие мышления: в развитии мышления могут помочь: игры на логику (загадки, шашки и т. д.), игры на обобщение предметов (распределение на группы), сравнения предметов (нахождение сходств и различий).
  5. Развитие речи: одним из ключевых показателей готовности ребенка к школе является именно хорошо развитая речь. Она позволяет ему успешно усваивать учебную программу, выражать свои мысли и чувства.
  6. Развитие эмоционально-волевой готовности: важно подготовить ребенка к знакомству со школой и новом коллективом, выстроить положительные впечатления о школьном обучении через чтение, разговоры и игры.
  7. Индивидуальный подход: каждый ребенок требует собственный, индивидуальный подход. Педагог должен учитывать все особенности ребенка, его потребности. И уже отталкиваясь от этого, подбирать темы, материалы и задания.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович. – Москва: Международный образовательный и психологический колледж − 1995. – С. 132-142.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова. ‒ М.: Академия. ‒ 2010. ‒ 240 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: ‒ 1996. ‒ 420 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 3-е изд. ‒ М.: Академический Проект. ‒ 2010. ‒ 184 с.
  5. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – М.: «ВЛАДОС». ‒ 2006. – 366 с.

Поделиться

75

Шабельникова О. С. Современные проблемы психологической готовности к школьному обучению // Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/11750-sovremennye-problemy-psihologicheskoj-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая