Пояснительная записка
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека».
В. Г. Белинский
Современный подросток – это грамотный человек, знающий законы государства, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть терпимым по отношению к другим людям. Эти качества в ребенке должны закладываться с раннего детства, формируя в нем активную гражданскую позицию, приобщая к знаниям о правах и обязанностях, по отношению к себе и окружающим.
Помочь в решении этой задачи может самоуправление как один из основных принципов деятельности коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами группы. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают реальными функциями и несут ответственность за свою работу. Но наряду с общим развитием самоуправления в группе важно развитие активности всех его членов, возложение полномочий и смена лидеров, и их разноплановой деятельности.
Основой развития активности учащихся являются: самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль. Содержанием самоуправляемой деятельности коллектива может быть: художественная, творческая групповая деятельность; спортивная активность; трудовая деятельность в разных видах и т. д.
Цель программы: Создание условий для воспитания социально-активной, гуманной личности, способной реализовать себя в современном мире, имеющей потребность в здоровом образе жизни, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: формировать правовую и политическую культуру, гражданское сознание; развивать чувство патриотизма; формировать ответственность за социальные действия; способствовать приобретению социального опыта через разработку и реализацию различных социальных проектов.
Этапы реализации программы: организационный, реализация программы, заключительный.
Ожидаемый результат: развитие политической культуры и гражданского сознания обучающихся; овладение способностью выбора деятельности; приобретение социального опыта.
Содержание программы
Программа рассчитана на 2 года. Участники программы – ученицы 10-11 классов (15–17 лет).
Органы группового самоуправления избираются в начале учебного года. Лидер и актив группы могут переизбираться каждую четверть, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности.
Актив состоит из следующих отделов (возможно объединение нескольких отделов в один, если количество учеников класса небольшое): лидер; пресс-центр; отдел правопорядка; творческий отдел; отдел физкультуры и спорта.
Функции отделов:
- Лидер – координирует работу актива, является представителей группы.
- Отдел правопорядка контролирует соблюдение режима, решает спорные ситуации, решает бытовые вопросы (порядок и чистота, субботники).
- Творческий отдел осуществляет контроль за внешним видом, следит за посещением кружков.
- Отдел физкультуры и спорта контролирует посещение уроков физкультуры, спортивных секций, формирует команды для участия в школьных спортивных соревнованиях.
- Пресс-центр выпускает стенгазеты, информирует коллектив о предстоящих мероприятиях.
Формы работы: просмотр и создание видеофильмов; проведение конкурсов и викторин; выпуск стенгазет; организация и участие в коллективных делах группы, класса, школы; проведение «круглых столов» и «дискуссий, дебатов»; беседы; школьные вечера.
В основе механизма самоуправления лежит активная преобразующая деятельность учащихся, посредством которой происходит социализация личности. Следует не забывать, что важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности, а с развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным. Вместе со своими воспитанниками и их родителями мы находим наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Благодаря слаженной работе ученического коллектива, коллектива родителей и классного руководителя класс имеет высокие достижения в коллективных мероприятиях разного уровня.