Главная
АИ #15 (250)
Статьи журнала АИ #15 (250)
Программа «Формирование активной гражданской позиции школьников через самоуправл...

Программа «Формирование активной гражданской позиции школьников через самоуправление»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

воспитание
школьное самоуправление
гражданская позиция
подростки
социализация
правовая культура
школьное сообщество
коллективная деятельность
патриотизм
социальная активность

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль ученического самоуправления как действенного инструмента формирования гражданской позиции, правосознания и социальной активности у старшеклассников. Подчеркивается значение самоактивизации, саморегулирования и самоконтроля в процессе воспитания ответственной и гуманной личности, способной к самореализации в условиях современного общества.

Текст статьи

Пояснительная записка

«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека».
В. Г. Белинский

Современный подросток – это грамотный человек, знающий законы государства, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свои права, нести социальную ответственность за себя и своих близких, быть терпимым по отношению к другим людям. Эти качества в ребенке должны закладываться с раннего детства, формируя в нем активную гражданскую позицию, приобщая к знаниям о правах и обязанностях, по отношению к себе и окружающим.

Помочь в решении этой задачи может самоуправление как один из основных принципов деятельности коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами группы. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы обладают реальными функциями и несут ответственность за свою работу. Но наряду с общим развитием самоуправления в группе важно развитие активности всех его членов, возложение полномочий и смена лидеров, и их разноплановой деятельности.

Основой развития активности учащихся являются: самоактивизация, саморегулирование, самоконтроль. Содержанием самоуправляемой деятельности коллектива может быть: художественная, творческая групповая деятельность; спортивная активность; трудовая деятельность в разных видах и т. д.

Цель программы: Создание условий для воспитания социально-активной, гуманной личности, способной реализовать себя в современном мире, имеющей потребность в здоровом образе жизни, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: формировать правовую и политическую культуру, гражданское сознание; развивать чувство патриотизма; формировать ответственность за социальные действия; способствовать приобретению социального опыта через разработку и реализацию различных социальных проектов.

Этапы реализации программы: организационный, реализация программы, заключительный.

Ожидаемый результат: развитие политической культуры и гражданского сознания обучающихся; овладение способностью выбора деятельности; приобретение социального опыта.

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года. Участники программы – ученицы 10-11 классов (15–17 лет).

Органы группового самоуправления избираются в начале учебного года. Лидер и актив группы могут переизбираться каждую четверть, тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности.

Актив состоит из следующих отделов (возможно объединение нескольких отделов в один, если количество учеников класса небольшое): лидер; пресс-центр; отдел правопорядка; творческий отдел; отдел физкультуры и спорта.

Функции отделов:

  • Лидер – координирует работу актива, является представителей группы.
  • Отдел правопорядка контролирует соблюдение режима, решает спорные ситуации, решает бытовые вопросы (порядок и чистота, субботники).
  • Творческий отдел осуществляет контроль за внешним видом, следит за посещением кружков.
  • Отдел физкультуры и спорта контролирует посещение уроков физкультуры, спортивных секций, формирует команды для участия в школьных спортивных соревнованиях.
  • Пресс-центр выпускает стенгазеты, информирует коллектив о предстоящих мероприятиях.

Формы работы: просмотр и создание видеофильмов; проведение конкурсов и викторин; выпуск стенгазет; организация и участие в коллективных делах группы, класса, школы; проведение «круглых столов» и «дискуссий, дебатов»; беседы; школьные вечера.

В основе механизма самоуправления лежит активная преобразующая деятельность учащихся, посредством которой происходит социализация личности. Следует не забывать, что важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности, а с развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным. Вместе со своими воспитанниками и их родителями мы находим наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Благодаря слаженной работе ученического коллектива, коллектива родителей и классного руководителя класс имеет высокие достижения в коллективных мероприятиях разного уровня.

Поделиться

29

Склярова Е. Ю. Программа «Формирование активной гражданской позиции школьников через самоуправление» // Актуальные исследования. 2025. №15 (250). URL: https://apni.ru/article/11755-programma-formirovanie-aktivnoj-grazhdanskoj-pozicii-shkolnikov-cherez-samoupravlenie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#16 (251)

Прием материалов

19 апреля - 25 апреля

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

30 апреля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 мая