«Эффективность регулирования системы государственного заказа в значительной мере зависит от предшествующего анализа ее функционирования и качественной оценки отдельных элементов в контексте их соответствия заявленным целям и ожидаемым результатам закупки для государственных нужд» [1].
Существующая система государственных закупок в Республике Казахстан предусматривает разный порядок проведения закупок для государственных учреждений (предприятий) и субъектов квазигосударственного сектора.
Субъекты квазигосударственного сектора в этом плане имеют привилегированное положение, и закупочная деятельность данных субъектов регулируется отдельным законом. Закон Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» принят 23 августа 2021 года для достижения стратегических целей государственного управления, задач и функций государства. Данный закон регулирует процесс и планирование закупок, способы осуществления закупок, а также компетенцию уполномоченных органов и ответственность за нарушение законодательства о закупках [2].
Определение понятию субъекты КВГС даются в разных законодательных актах, регулирующих их деятельность. В частности, согласно пункту 31 статьи 31 Бюджетного кодекса Республики Казахстан «субъектами КВГС являются государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, учредителем, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан» [3].
Среди особых условий нормативного регулирования можно выделить процедуру закупок АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Прядок приобретения товаров, работ и услуг указанными организациями реализуется Законом РК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора».
Совершенствования системы закупок в квазигосударственном секторе, на примере АО «ФНБ «Самрук-Қазына», является значимой. Квазигосударственный сектор играет ключевую роль в развитии национальной экономики. АО «ФНБ «Самрук-Қазына» объединяет стратегические предприятия, на долю которых приходится значительная часть ВВП страны. Эффективность закупочной деятельности этих предприятий напрямую влияет на их финансовые результаты, а также на экономическую стабильность государства.
Система закупок фонда – важный инструмент, влияющий на эффективность деятельности организаций группы. Закупки проводятся согласно Порядку осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, утвержденной Советом директоров фонда от 03.03.2022 г.
Казахстан стремится соответствовать международным стандартам управления и проводить реформы в закупочной системе. В данном контексте исследование позволяет адаптировать лучшие практики закупок к особенностям деятельности АО «ФНБ «Самрук-Қазына».
В эпоху активной цифровизации особенно актуально внедрение новых технологий, таких как электронные площадки для закупок, использование искусственного интеллекта и больших данных для анализа закупочных процедур. Это позволяет повысить их эффективность, минимизировать человеческий фактор и снизить операционные издержки.
Закупочная система АО «ФНБ «Самрук-Қазына» находится в процессе реформирования. Оптимизация системы закупок способствует экономии бюджетных средств, улучшению инвестиционного климата и повышению доверия со стороны бизнеса и общества к деятельности квазигосударственного сектора.
В последние годы наблюдаются значительные изменения в системе закупок, направленные на повышение эффективности, прозрачности и конкурентоспособности. Однако, несмотря на проводимые реформы, остаются актуальными ряд проблемных вопросов, требующих дальнейшего исследования и совершенствования.
Анализ современного состояния системы закупок
Согласно статистическим данным в 2023-2024 годах наблюдался рост числа конкурентных закупок, что связано с улучшением регуляторных механизмов и цифровизацией тендерных процессов. Однако сохраняются определенные барьеры, препятствующие полноценному развитию конкурентной среды.
Ключевые проблемы системы закупок
Несмотря на позитивные изменения, система закупок сталкивается с рядом вызовов:
- Ограниченная конкуренция среди поставщиков – многие тендеры выигрывают аффилированные компании, что снижает реальную конкуренцию.
- Бюрократическая сложность процедур – длительные сроки рассмотрения заявок, сложные требования к документации и необходимость прохождения множества согласований.
- Риски коррупции – наличие непрозрачных схем в выборе поставщиков, влияние заинтересованных лиц на процесс принятия решений.
- Недостаточная цифровизация – несмотря на внедрение электронных платформ, остаются проблемы интеграции данных, автоматизации процессов и надежности информационных систем.
- Отсутствие четких механизмов контроля за исполнением контрактов – низкая эффективность мониторинга и оценки результатов исполнения договоров.
К примеру, Главной транспортной прокуратурой Республики Казахстан (далее - ГТП) проведен анализ соблюдения законности в сфере закупок товаров, работы и услуг на железнодорожном транспорте.
Анализом установлено, что требования о проведении тендера, предусмотренные в Порядке проведения закупок, нарушают принципы проведения закупок, ограничивают конкуренцию и права предпринимателей.
Согласно пунктам 2 и 4 ст. 43 Порядка, закупки способом тендера признаются несостоявшимися, если представлено менее двух заявок или по итогам рассмотрения тендерных заявок осталась одна тендерная заявка, признанная соответствующей.
Одновременно, пунктом 3 вышеуказанной статьи 43 Порядка предусмотрено, что в случае наличия одной тендерной заявки, признанной соответствующей требованиям тендерной документации и при предоставлении потенциальным поставщиком дополнительного ценового предложения на понижение цены, тендерная комиссия признает тендер состоявшимся.
Тогда как, норма - общеобязательное правило поведения постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, распространяющееся на индивидуально неопределенный круг лиц в рамках регулируемых общественных отношений.
В связи с чем, организатор закупок, вопреки общим принципам указанных в ст. 4 Закона пользуясь вышеуказанной нормой Порядка, при наличии единственной заявки потенциального поставщика признает тендер состоявшимся.
Тем самым, нарушаются права неопределенного круга лиц - потенциальных участников тендера и свидетельствуют о недобросовестности со стороны Заказчика, наделенного властными полномочиями по проведению тендера.
Выявленные ограничения конкуренции создают условия для оказания предпочтения отдельным лицам, поскольку при равных условиях и одинаковых обстоятельствах заказчиком применяются разные решения.
В связи с чем ГТП в адрес АО «ФНБ «Самрук-Казына» принесен протест об отмене пункта 3 статьи 43 и пункта 4 Приложения № 5 Порядка, протест был отклонен.
Далее, ГТП действия АО «ФНБ «Самрук-Казына» был обжалован в суде. Решением Специализированного межрайонного экономического суда города Астаны протест Главного транспортного прокурора удовлетворен.
Вышеуказанные примеры, наглядно свидетельствуют, когда при одинаковых обстоятельствах (поступила только одна заявка) заказчики принимают противоположные и противоречивые решения, а также ущемляют права отдельных субъектов бизнеса, создают условия для оказания предпочтениям отдельным поставщикам.
Развитие системы закупок в квазигосударственном секторе Казахстана требует дальнейших реформ, направленных на повышение прозрачности, конкурентоспособности и цифровизации. Проведенный анализ показывает, что ключевые проблемы системы закупок связаны с ограниченной конкуренцией, бюрократическими барьерами и недостаточной прозрачностью. Предложенные меры, такие как усиление контроля, цифровизация и развитие конкурентной среды, могут значительно повысить эффективность закупочной деятельности. Внедрение лучших мировых практик и адаптация их к реалиям Казахстана станут важным шагом в дальнейшем совершенствовании системы закупок.