Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи является одним из основных направлений развития и образования детей, определяющих содержание программы образования по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Формирование и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из основных задач в обучении и воспитании детей данной категории. В первую очередь это определяется распространенностью данной структуры речевого нарушения среди дошкольников, а также тем, что степень сформированности связной речи является одним из значимых критериев готовности детей к обучению в школе.
Обучение полноценным рассуждениям, формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста детей с ОНР, которые, как показывает практика возможно эффективно развивать через использование ТРИЗ-технологий [1, с. 45].
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач, основателем которой является изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. В последствии данная технология была адаптирована к дошкольному возрасту А.М. Страунинг и на сегодняшний день является одной из наиболее эффективных образовательных технологий, так как в ней сочетается работа над развитием речевой деятельности и над формированием мышления и воображения [1, с. 5].
В настоящее время приемы и методы технологии ТРИЗ с успехом используются в коррекции речевых нарушений, для повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и диалектического мышления.
Основными целями теории решения изобретательских задач для дошкольников с ОНР является формирование и развитие связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности [5, с. 21].
О.В. Серегина считает, что достижению этих целей способствует решение следующих задач [4, с. 52].
1) осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;
2) придание занятиям коррекционно-комплексного характера;
3) воспитание интереса к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность;
4) развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
При использовании ТРИЗ-технологий основная задача состоит в том, чтобы не давать детям готовые знания, а учить ее находить. За основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Рассмотрим несколько специальных ТРИЗ-методик для развития связной речи детей с ОНР.
«Моделирование сказок». Данная методика направлена, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого-то еще, а черный он, потому что тот, кто в нем живет – злой...).
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор, и придумывание сказки пойдет быстрее.
«Коллаж из сказок». Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Например, педагог говорит: «Карабас-Барабас встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку».
Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах» развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Например, в сказке «Гуси – лебеди» дается новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. «Волк и семеро козлят»: волку мешает лиса, которая зовет его на свой день рождения. А в «Сказке о рыбаке и рыбке» рыбка захотела сама встретиться со старухой.
Метод «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Предложите свои варианты спасения котенка».
Метод «Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Крошечка – Хаврошечка» превращается в сказку по-новому – «Хаврошечка злая и ленивая».
Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи у дошкольников с ОНР могут стать методы теории решения изобретательских задач. Внедрение специальных ТРИЗ-методик помогают педагогам организовать систему коррекционно-развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. В результате чего, речь детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.