Быстрое развитие технологий в 20 веке повлекло за собой инновационные изменения в мире спорта, основанные на использовании технического прогресса. Инновационные виды спорта – это виды спорта и уникальные дисциплины, где взаимодействуют передовые технологии и физическая активность. Они строятся на использовании технологий, роботизированных систем, а также на участии спортсмена, который должен быть готов как физически, так и интеллектуально, чтобы успешно применять свои навыки в процессе соревнований. Были введены новые спортивные дисциплины, сочетающие в себе физическую активность и современные технологии, так как молодежь стала более заинтересованной в данной сфере.
В 1962 году группа студентов Массачусетского технологического института разработала первую в мире соревновательную игру – Spacewar! Суть игры заключается в управлении космическим кораблем, который противостоит вражескому кораблю. Они, находясь в невесомости космического пространства, должны маневрировать и уклоняться от выпущенных снарядов противника. Заключительным этапом игры является поражение корабля противника. Поскольку на то время все вычислительные ресурсы компьютера уходили на расчёт скорости кораблей и траекторию выстрелов, в роли оппонента выступал человек.
Игра пользовалась большой популярностью в сообществе программистов, но широкую огласку получила лишь через несколько лет после своего первоначального выпуска, так как компьютеры, способные запускать эту игру, начали появляться только в 1967 году. Таким образом Spacewar! охватила широкую аудиторию, а к 1972 году стала настолько известной, что был проведён турнир «Intergalactic Spacewar! Olympics» под спонсорством издательства Rolling Stone - американского журнала, посвящённого музыке и поп-культуре. Мероприятие состоялось 19 октября 1972 года в Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета и считается первым в истории турниром по компьютерным играм. Соревнование включало в себя одиночный зачет и командный режим 2 на 2. Сыграли в турнире всего 20 человек, победителем считался тот игрок или команда, который набрал наибольшее количество очков. На турнире присутствовал спортивный журналист из Stone Sports – Стюард Браун, его репортаж стал первым в мире материалом журналиста о киберспорте.
В наши дни киберспорт, ничем не уступает иным видам спорта. В Российской Федерации киберспорт был признан официальным видом спорта в 2001 году, после чего исключен из списка видов спорта, и вновь попал в него в соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации в 2017 году. Киберспортивные соревнования проводятся по всему миру, они включают в себя отборочный этап, основной этап и финальный этап. Большинство соревновательных компьютерных игр помогают поддержанию командного духа, а сами киберспротсмены придерживаются здорового образа жизни, занимаются дополнительными видами спорта, не связанными с их профессиональной деятельностью, а также являются кумирами для молодежи.
В наши дни существует огромное количество разнообразных компьютерных симуляторов спортивных мероприятий, которые играют важную роль в популяризации спорта среди молодежи. Виртуальный спорт позволяет каждому желающему испытать себя в качестве спортсмена, изучить правила выбранной дисциплины, узнать тонкости и механику как индивидуальных, так и командных видов спорта.
Симуляторы спортивных соревнований создают уникальную возможность для молодежи познакомиться с миром спорта без необходимости покидать дом. Играя в такие симуляторы, люди могут не только развлечься, но и обогатить свои знания о спорте, узнать о стратегиях и тактике, присущих различным видам спорта. Важно отметить, что виртуальный спорт способствует не только физическому развитию, но и интеллектуальному росту, поскольку требует от игроков анализа, принятия решений и совершенствования навыков.
Таким образом, компьютерные симуляторы спортивных соревнований являются не только отличным способом провести время, но и эффективным инструментом для обучения и популяризации спорта среди молодежи. Виртуальный мир спорта открывает перед каждым возможность погрузиться в увлекательную атмосферу соревнований и стать частью спортивного сообщества, даже не выходя из дома. А после чего попробовать себя в настоящем спорте, который предоставит возможность реальной спортивной практики. Отсюда образуется новое направление в спорте – фиджитал-спорт, который объединяет в себе виртуальный этап и физический этап. Первый турнир по фиджитал-спорту был проведен в Казани в 2022 году, а уже 31 января 2023 Российская Федерация стала первой страной в мире, признавшей фиджитал спорт – официальным видом спорта. Данная спортивная дисциплина помогает поддержанию командного духа, а также предоставляет возможность поучаствовать в спортивной дисциплине, которая сочетает в себе и физическую активность, и инновационные технологии. Это способствует развитию молодежи сразу в двух направлениях: спортивном и технологическом.
Существует известный во всем мире ежегодный чемпионат по кольцевым автогонкам – Формула-1. По такому же принципу была создана ещё одна спортивная дисциплина как дрон-рейсинг. Гонки дронов – это спортивные соревнования, которые проводятся на специализированных трассах. К 2006 году беспилотные летательные аппараты стали использовать в коммерческих целях. Они совершенствовались и вместе с тем росла их популярность. Постепенно стали проводиться гонки дронов, в которых участвуют модели FPV (от англ. – First Person View – «вид от первого лица»). Оператор смотрит на наголовный дисплей, на котором ведется прямая трансляция изображения с борта дрона. Гонки на дронах начались в 2011 году в Германии, когда несколько операторов дронов-любителей собрались вместе для гонок в Карлсруэ. Сейчас, большое количество молодых людей увлекаются подобными необычными технологиями, которые они могут использовать как по своему личному назначению, так и попробовать себя в спортивной деятельности.
Недавно в Китайской Народной Республике состоялся первый полумарафон между спортсменами-людьми и подготовленными к бегу роботами. В мероприятии приняли участие 21 человекоподобный робот и около 12 тысяч профессиональных бегунов-людей. По результатам полумарафона выяснилось, что роботы-бегуны отстают от людей более чем в два раза. На дистанции в 21 километр – победитель человек мужского забега финишировал за 1 час 2 минуты, а среди роботов победил Tiangong Ultra (создан инженерами Пекинского центра робототехники) с результатом 2 часа 40 минут. Из 21 принимавших участие в забеге роботов только 6 добрались до финиша, но отрицать прогресс китайских разработчиков в этой сфере не следует, так как они вносят огромный вклад в развитие технологий и спорта вместе, позволяя оценить возможности живых людей и роботизированных машин. Также, может быть создана адаптация и под другие виды спорта, что позволит более тщательно подготовить как молодых людей, так и роботизированных машин, чтобы в дальнейшем спортивные соревнования проводились на одинаково сильном уровне физической подготовки.
При появлении инновационных технологий кардинально изменяется концепция спорта, что помогает взглянуть на жизнь немного иначе. Использование современных технологий, позволяет сделать спорт более доступным и увлекательным. Это поможет привлечь и удержать молодежь, которая стремится к развитию. Кроме того, инновационные методы способствуют развитию социальных связей, интеграции молодежи в спортивное сообщество и улучшению качества тренировочного процесса. Несмотря на определённые финансовые и организационные вызовы, комплексный подход к внедрению инноваций в спорт является ключевым фактором повышения мотивации молодежи к занятиям физической культурой и укреплению здоровья нации в целом.