Гимнастическим упражнениям в школьном образовательном процессе уделяется значительное внимание. Практически каждый школьный урок по физической культуре содержит гимнастические упражнения и элементы, такие как перестроения, акробатические элементы и т. д.
Урок по физической культуре в школе может являться отправной точкой для заинтересованности ребенка в повышении спортивного мастерства и занятий физической культурой и спортом, в том числе спортивной гимнастикой в спортивной секции. То, как школьный учитель заинтересует ребенка или наоборот снизит его интерес к какому-либо виду спорта зависит от его личности.
Высокая значимость спортивной гимнастики как вида спорта и ее элементы как средства организации урока по физической культуре подтверждается ее наличием в образовательном процессе студентов спортивных факультетов и отделений в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования. В это же время образовательная программа не позволяет раскрыть все особенности тренировочного процесса по спортивной гимнастике. Одной из форм углубленного изучения тренировочного процесса по спортивной гимнастике, а также повышения спортивного мастерства является группа ПФСС. В рамках занятий в группе ПФСС студенты факультета физической культуры повышают не только свое спортивное мастерство, но и изучают методические особенности тренировочного процесса.
Одним из проблемных аспектов, с которым сталкиваются студенты групп ПФСС по спортивной гимнастике, не имеющие спортивных разрядов – это недостаточный уровень развития физических качеств, которые являются наиболее значимыми в данном виде спорта. Недостаточный уровень развития физических качеств в свою очередь не позволяет полноценно включиться в тренировочный процесс, быстро осваивать новые спортивные элементы, их комбинации. Одним из таких физических качеств является ловкость или координационные способности.
По мнению ряда авторов спортивная гимнастика относится к сложно-координационным видам спорта. Координационные способности во многом являются приоритетными физическими способностями для спортивной гимнастики, так как качества их развития зависит сама способность к выполнению тех или иных упражнений. Кроме того, соединение в новые комбинации уже известных двигательных действий, построение на их основе новых сочетаний, скорость адаптации под новые условия – все это лежит в плоскости уровня развития координационных способностей.
Одной из особенностей развития координационных способностей является сложность положительного переноса, ввиду специфики каждого из видов спорта и двигательных действий в нем. Поэтому имеющий высокий уровень развития координационных способностей игрок одного из игровых видов спорта не всегда сможет отразить свои способности в спортивной гимнастике и ли фигурном катании.
Студент группы ПФСС по спортивной гимнастике достаточно часто сталкивается с противоречием, обусловленным с одной стороны необходимость повышения спортивного мастерства и освоению новых элементов данного вида спорта, а с другой недостаточным для этого уровнем развития координационных способностей.
Общей целью исследования являлась разработка эффективной методики развития координационных способностей у студентов группы ПФСС по спортивной гимнастике.
Исследование, направленное на выявление эффективности экспериментальной методики, было организовано на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). В рамках практической части педагогического эксперимента юноши на протяжении четырех месяцев занимались по разработанной экспериментальной методике.
В практической части эксперимента приняли участие 20 юношей 17–19 лет, которые были разделены на две группы, по итогам предварительного тестирования в начале педагогического эксперимента.
Тренировочные занятия в группах ПФСС не ставят основной целью целенаправленное развитие каких-либо физических способностей. Контингент занимающихся, возрастной ценз, в совокупности с общей целью тренировок предполагают повышение качества технической подготовленности, в совокупности с освоением упражнений, комбинаций, связок из арсенала массовых разрядов. Таким образом, развитие физических способностей происходит скорее ситуативно, в общем контексте тренировочных занятий.
Изучение опыта тренерского состава, анализа научной и методической литературы позволили нам сделать предположение о том, что, учитывая специфичность проявления координационных способностей в спортивной гимнастике, наиболее эффективно они будут развиваться при выполнении сложно координационных гимнастических и акробатических элементов в тренировочном процессе.
С одной стороны это позволит повысить уровень развития координационных способностей студентов, а с другой не вносить существенных изменений как в содержание, так и в продолжительность тренировочного занятия.
Анализ форм проявления координационных способностей в спортивной гимнастике позволил выявить перечень упражнений, составивших основу тренировочного процесса. В нашем исследовании упражнения, направленные на развитие координационных способностей, применялись как в основной, так и в подготовительной и заключительной частях тренировки. Это обусловлено особенностями их проявления в соревновательном процессе и индивидуального развития.
В теории и практике спортивной тренировки одним из наиболее частых является развитие координационных способностей в первой половине тренировочного занятия, без предварительного утомления. В это же время достаточно часто применяются тренировки по развитию координационных способностей на фоне предварительного утомления. Оба этих способа имеют свои положительные и отрицательные аспекты. Предварительное утомление может являться дополнительным тренировочным фактором, поэтому является своеобразным методическим приемом. К ним также относится повышение скорости выполнения упражнений, изменение последовательности выполнения, добавление новых элементов и т. д.
На основе полученных рекомендаций разработана экспериментальная методика, которая применялась только на тренировочных занятиях экспериментальной группы. Тренировки в обеих группах проводились три раза в неделю.
В понедельник и пятницу студенты экспериментальной группы выполняли комплекс акробатических упражнений. Важной составляющей экспериментальной методики являлась общая организации выполнения комплексов физических упражнений – их последовательность, временные показатели работы и отдыха, объем и интенсивность нагрузки.
В первый месяц данный комплекс упражнений выполнялся три раза, через 60 секунд отдыха. Во второй месяц перед каждым из трех выполнений данного комплекса упражнений выполнялись три прыжка с поворотом на 360 градусов. В третий месяц перед выполнением каждого из комплексов упражнений выполнялось 15 секунд вращений через правое (левое) плечо, правая рука направлена вверх, взгляд на указательный палец правой руки. В четвертый месяц время вращения увеличивалось до 30 секунд и комплекс упражнений применялся во второй половине основной части занятия. Таким образом, мы добились осложнения, путем выполнения хорошо знакомых комбинаций упражнений на фоне предварительного утомления.
В среду в первую половину основной части занятия был использован комплекс упражнений на гимнастической скамье. В первый месяц данный комплекс упражнений выполнялся три раза. Во второй месяц данный комплекс упражнений выполнялся четыре раза. В третий месяц данный комплекс упражнений выполнялся пять раз. В четвертый месяц комплекс упражнений применялся четыре раза во второй половине основной части занятия.
Экспериментальная методика включала в свое содержание не только комплексы упражнений, но и методические особенности их выполнения.
При помощи метода педагогического наблюдения осуществлялся контроль и своевременная корректировка комплексов упражнений. Также важным условием было качество выполнения упражнений, особенно внимательно оно отслеживалось при повышении скорости выполнения гимнастических комбинаций.
Для повышения мотивации и стимулирования заинтересованности в тренировочном процессе, ежемесячно проводились промежуточные контрольные испытания по исследуемым параметрам, что позволило отслеживать текущие успехи занимающихся. Для минимизации волнения и избежания акцентирования внимания на результате, контрольные испытания проводились с использованием игрового метода. Его применение позволило внести разнообразие в тренировочный процесс, общее время эксперимента и отдельных тренировочных занятий это не увеличивало.
По истечению четырех месяцев, была проведена итоговая оценка всех контрольных испытаний, представленная в таблице.
Таблица
Сравнительный анализ результатов гимнастов в конце эксперимента
Контрольные упражнения | Группы | Статистические показатели | ||
X±m | t | p | ||
Челночный бег (3Х10) (сек) | Контрольная | 7,3±0,1 | 2,4 | ˂ 0,05 |
Экспериментальная | 7,1±0,1 | |||
Проба Яроцкого (сек) | Контрольная | 40,8±0,6 | 3,8 | ˂ 0,05 |
Экспериментальная | 44,7±0,7 | |||
Проба Ромберга (сек) | Контрольная | 11,1±0,6 | 7,7 | ˂ 0,05 |
Экспериментальная | 21,2±1 |
При повторном тестировании отмечена значительная положительная динамика результатов у спортсменов. По всем исследуемым показателям зафиксированы значимые положительные улучшения результатов. В ходе математического анализа более высокие результаты юношей экспериментальной группы подтвердили статистически значимые улучшения по сравнению с аналогичными показателями у юношей группы контрольной.
За период теоретической и практической части педагогического эксперимента удалось осуществить ряд наблюдений и сделать некоторые выводы:
- координационные способности достаточно хорошо поддаются развитию в возрасте 17–19 лет при целенаправленной тренировочной деятельности;
- комплексный подход в развитии координационных способностей, в том числе включение сложно-координационных способностей в подготовительную, основную и заключительную части занятия позволяет достичь искомого результата.
Подводя итоги вышесказанному, следует отметить высокую эффективность экспериментальной методики, что позволяет рекомендовать ее к дальнейшему использованию в тренировочном процессе.