Главная
АИ #19 (254)
Статьи журнала АИ #19 (254)
Развитие гибкости у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Развитие гибкости у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физические качества
гибкость
художественная гимнастика
спортивная тренировка

Аннотация статьи

Художественная гимнастика – вид спорта прочными традициями и богатой историей в нашей стране. Неизменно являясь лидерами и главными фаворитами любых соревнований, наши спортсменки и тренеры не теряют мотивацию и стремление к совершенствованию. Тренировочный процесс в художественной гимнастике начинается с ранних возрастов и уже в младшем школьном возрасте к спортсменкам предъявляются высокие требования, в том числе к развитию физических качеств. Одним из важнейших видов спорта является гибкость.

Текст статьи

Гимнастика как форма физической активности имеет древние корни. Первые упоминания о гимнастических упражнениях встречаются еще в письменных источниках античной Греции. Со временем гимнастика эволюционировала, обогащалась новыми упражнениями и методиками, а затем разделилась на несколько самостоятельных направлений. На сегодняшний день выделяют шесть основных разновидностей гимнастики: акробатическую, групповую, цирковую, уличную, а также спортивную и художественную. Спортивная и художественная гимнастика занимают центральное место в современной практике подготовки спортсменов высокого уровня.

Истоки художественной гимнастики относятся к 1934 году, когда в Ленинграде, при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, была открыта Высшая школа художественного движения. Именно с этого времени художественная гимнастика была официально признана как самостоятельная спортивная дисциплина. В некоторых источниках упоминается и 1913 год как альтернативная дата ее зарождения, что свидетельствует о длительном и многогранном процессе становления вида спорта. В 1984 году художественная гимнастика получила статус олимпийского вида спорта, что значительно повысило ее престиж и популярность на международной арене.

В настоящее время Россия является безусловным лидером в художественной гимнастике. Российские спортсменки неизменно демонстрируют высокие результаты на крупнейших международных соревнованиях, таких как чемпионаты Мира, Европы и Олимпийские игры. Достижения российских гимнасток стали возможны благодаря сочетанию богатых традиций, научно обоснованных методик подготовки и постоянного стремления к совершенствованию.

Современная художественная гимнастика продолжает развиваться. Регулярно обновляются правила проведения соревнований, изменяются критерии оценки выступлений, что требует от спортсменок и тренеров постоянной адаптации, совершенствования технического арсенала и поиска новых форм художественного выражения.

Одним из важнейших физических качеств в художественной гимнастике является гибкость, которая определяет возможность выполнения сложных акробатических и танцевальных элементов, влияет на амплитуду движений, пластичность и выразительность исполнения. Высокий уровень развития гибкости позволяет гимнасткам уверенно исполнять маховые движения, шпагаты, прогибы и другие элементы, требующие значительной амплитуды.

Специфика художественной гимнастики обусловливает необходимость раннего начала работы над развитием гибкости. Уже на первых этапах обучения тренеры уделяют внимание упражнениям на растяжку, постепенно увеличивая нагрузку и сложность движений.

Недостаточный уровень гибкости может приводить к травмам, затруднять выполнение технических элементов, ограничивать возможности гимнастки при освоении новых сложных движений. С эстетической точки зрения недостаточная гибкость снижает плавность и легкость исполнения, что особенно важно в условиях субъективного судейского оценивания.

Таким образом, гибкость является основой успешной подготовки гимнасток, определяя не только технику, но и эстетическую выразительность исполнения. Ранняя и систематическая работа над развитием гибкости обеспечивает высокий уровень соревновательных результатов и минимизирует риск травматизма.

Общей целью настоящего исследования является разработка эффективной методики развития гибкости у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Экспериментальная часть исследования включала аналитическую часть и формирующий эксперимент. Аналитический эксперимент заключался в анализе научной и методической литературы, изучения мнения специалистов в области художественной гимнастики (анкетирование), особое внимание уделялось анализу необходимости развития гибкости. Данный вид эксперимента позволил нам разработать экспериментальную методику развития гибкости у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастики. В основе экспериментальной методики заложены тренировочные комплексы, включающие в свое содержание специализированные упражнения и двигательные действия, направленные на развития гибкости по исследуемым параметрам.

Формирующий эксперимент заключался в применении экспериментальной методики с юными гимнастками экспериментальной группы на протяжении трех месяцев, а также дальнейшей оценке ее эффективности.

В исследовании приняли участие 20 девочек в возрасте 7-8 лет, имеющих не менее одного года систематических занятий художественной гимнастикой. Соблюдение методических условий (однородность групп по уровню подготовки, регулярность посещений и отсутствие медицинских ограничений) обеспечило достоверность полученных данных.

Анализ динамики развития гибкости в экспериментальной группе позволил выявить несколько ключевых факторов успеха методики:

  • систематичность тренировочного воздействия. Упражнения на развитие гибкости выполнялись в каждом тренировочном занятии в течение 15–20% общего времени, что обеспечивало регулярное и направленное стимулирование связочно-мышечного аппарата;
  • разнообразие средств и методов. Сочетание статических, динамических и баллистических упражнений, а также использование техник постизометрической релаксации позволило обеспечить всестороннее развитие как активной, так и пассивной гибкости;
  • индивидуализация подхода. Постоянный педагогический контроль за техникой выполнения упражнений, учет болевых ощущений, возможность варьирования амплитуды движений с учетом индивидуальных возможностей каждой гимнастки обеспечили безопасность тренировочного процесса и минимизировали риск травматизма;
  • включение упражнений на расслабление между активными фазами тренировки. Этот методический прием способствовал восстановлению тонуса мышц и увеличению глубины последующих растягивающих упражнений;
  • поддержание физической активности вне основного тренировочного процесса. Домашние задания, включающие простые упражнения на растяжку, позволили сохранить высокую двигательную активность в дни без тренировок и способствовали формированию двигательной самостоятельности.

Особого внимания заслуживает позитивная динамика развития гибкости позвоночника, что является важнейшим условием эффективного выполнения таких базовых элементов художественной гимнастики, как прогибы, мосты, наклоны и вращения. Улучшение гибкости позвоночника положительно сказалось не только на амплитуде движений, но и на эстетике исполнения (осанка гимнасток стала более правильной, движения) более легкими и гармоничными.

По итогам практической части эксперимента проведено повторное тестирование, результаты которого отражены в таблице.

Таблица

Итоговые показатели девочек, занимающихся художественной гимнастикой

Контрольные испытания

Группы

Статистические показатели

X±m

t

p

Продольный шпагат на левую ногу, см

ЭГ

9,6±0,5

2,6

˂ 0,05

КГ

11,1±0,5

Продольный шпагат на правую ногу, см

ЭГ

9,0±0,3

3,6

˂ 0,05

КГ

11,1±0,5

Поперечный шпагат, см

ЭГ

16,6±0,3

2,3

˂ 0,05

КГ

18,1±0,9

Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке, см

ЭГ

12,6±0,7

2,8

˂ 0,05

КГ

11,4±0,5

Гимнастический мост, см

ЭГ

15,6±0,3

2,4

˂ 0,05

КГ

17,6±0,8

Подвижность в плечевом суставе, см

ЭГ

17,5±0,4

4,9

˂ 0,05

КГ

20,9±0,7

Итоговые результаты эксперимента убедительно доказывают, что систематическое использование комплекса специально подобранных упражнений способствует значительному улучшению показателей гибкости у девочек младшего школьного возраста. Разработанная методика может быть рекомендована для широкого применения в практике подготовки юных гимнасток, поскольку она сочетает научно обоснованный подход к развитию физических качеств с практическими возможностями педагогической работы.

Проведенный эксперимент подтвердил, что гибкость у детей младшего школьного возраста поддается активному целенаправленному развитию при условии применения системного, научно обоснованного подхода к построению тренировочных программ. Результаты исследования позволяют рекомендовать разработанную методику для внедрения в практику тренировочного процесса групп начальной подготовки по художественной гимнастике, а также использовать в программах физического воспитания детей 708 лет.

Таким образом, педагогический эксперимент наглядно продемонстрировал, что специально подобранные упражнения и режимы их выполнения обеспечивают ускоренное развитие гибкости у юных гимнасток, повышая не только уровень их физической подготовленности, но и соревновательный потенциал в художественной гимнастике.

Список литературы

  1. Герасимова Н.А. Художественная гимнастика как основное средство гармоничного развития детей дошкольного возраста / Н.А. Герасимова, М.В. Якименко // Физическая культура, спорт и здоровье. – 2017. – № 30. – С. 97-100.
  2. Гусева Е.А. Художественная гимнастика как средство эстетического воспитания детей 6-10 лет / Е.А. Гусева, С.В. Бурханов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 9-2. – С. 44-46.
  3. Кузманина А.И. Развитие физических качеств в процессе физического воспитания: ловкость и гибкость / А.И. Кузманина // Современный педагогический взгляд. – 2019. – № 2(27). – С. 97-103.
  4. Развитие гибкости. Совершенствование упражнений на гибкость / Т.В. Нагорная, Т.Г. Новикова, В.Е. Горбачев, А.В. Русинова // Actualscience. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 39-40.
  5. Художественная гимнастика в раннем детском возрасте: проблемы и дискуссии / С.И. Филимонова, С.В. Алексеев, Ю.Б. Алмазова, В.М. Казакова // Культура физическая и здоровье. – 2023. – № 3(87). – С. 207-210.

Поделиться

91

Миронова Т. А., Коник А. А., Петренко О. В., Василенко А. Ю., Санина Л. Е. Развитие гибкости у девочек 7-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой // Актуальные исследования. 2025. №19 (254). URL: https://apni.ru/article/11997-razvitie-gibkosti-u-devochek-7-8-let-zanimayushihsya-hudozhestvennoj-gimnastikoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#19 (254)

Прием материалов

10 мая - 16 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

21 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

4 июня