Игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников

Игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетенции дошкольников

В статье рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников. Авторы предлагают подробную характеристику детской игровой деятельности, а также ее роли в развитии детских коммуникативных компетенций.

Аннотация статьи
дошкольники
игровая деятельность
межличностные отношения
коммуникативные компетенции
Ключевые слова

Дети в дошкольном возрасте проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует формированию коммуникативной компетентности. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств. Во время игры ребёнок познаёт мир, учится общаться с другими детьми, взрослыми. В игре отражается вся наша жизнь. Ребёнок играет «понарошку», но действия его всегда реалистичны, он знает, что кукла или мишка, это всего лишь игрушки, но всё равно ребёнок переживает за них и любит их.

Игра является самостоятельной деятельностью, в которой ребёнку приходится самому вступать в общение с другими детьми. В игре дети оценивают не только свои действия, но и действия других детей. Все игры детей могут подразделяться на группы: это сюжетные игры и игры с правилами. К сюжетным играм относятся игры на бытовые темы, игры со строительным материалом, театрализованные игры, игры забавы. Во время игры дети учатся играть сообща, воспитываются умения помогать друг другу, развивается ответственность за свои действия. Игра положительно влияет на тех детей, у которых проявляется эгоизм или замкнутость в общении.

Важным условием для обеспечения игровой деятельности, является сам воспитатель. Именно от его умения творчески руководить игровой деятельностью и зависит использование её для всестороннего развития личности ребёнка. Прежде всего, при руководстве детской игрой воспитатель должен использовать интонацию, выражая те или иные эмоции, чувства свои и персонажа, а ребёнок должен выразить свои чувства, впечатления во время исполнения роли. В игре нужно брать на себя инициативу, но и в то же время поощрять самостоятельное действие детей.

Какие общие советы необходимы для проведения игр? Прежде всего, воспитатель должен знать цель игры, её ход, какую роль он будет играть в ней. Игру нужно сделать занимательной, она должна отличаться от занятий и дидактических игр. Когда подбирается игра, она не должна быть слишком «лёгкой» или слишком «тяжёлой», тогда игра будет приносить детям пользу. Во время распределения ролей, воспитатель, может использовать считалку для выбора героев, также хорошо пользоваться во время игр игровыми элементами, скороговорками. Важно построить игру таким образом, чтоб все дети участвовали в игре, а не ждали своей очереди. Обязательно надо в игре использовать варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив способ решения, смогли применять при другом содержании игры.

Возраст дошкольников является показателем для воспитателя, его роль в игре меняется. С малышами воспитатель является инициатором, который обучает игровым действиям и заканчивает игру, то с детьми старшего дошкольного возраста, он будет советчиком, справедливым судьёй. Во время словесных дидактических игр важно соблюдать правила игры. Объяснение этих правил, в разном возрасте проводится по-разному. Например, в младших группах, воспитатель объясняет правила в процессе самой игры, дети среднего возраста, могут запомнить правила, если им до игры разъяснили их, в старшем возрасте правила становятся более сложными. В начале игры ребёнок должен поверить в искренность педагога, в то, что он хочет играть с ним. Это и интонация голоса, и мимика лица, всё это формирует интерес ребёнка к игре.

Игровая деятельность способствует развитию коммуникативной компетентности дошкольников. В игре ребенок удовлетворяет присущую ему потребность в межличностном общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: отношения, которые определяются содержанием игры и реальные отношения, которые проявляются по поводу игры. Именно посредством реальных отношений дети взаимодействуют друг с другом, идут на контакт, развивая тем самым коммуникативные умения. К реальным отношениям относится сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил и т. д.

Для развития коммуникативной компетентности любая игра должна предполагать наличие партнеров. Ведь только при общении с партнером, со своим сверстником, дошкольники находят свою позицию в общении, дают сами и получают со стороны других детей реакции одобрения или недовольства. А принятие детьми разных ролей является весьма существенной предпосылкой развития понимания другого человека и дает им возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия со своими партнерами, выполняющими другую роль.

В игре развитие коммуникативной компетентности происходит более интенсивнее к старшему дошкольному возрасту. Уже к 4 годам потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест, так как бурно развивается игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывать свои действия для достижения цели, что составляет содержание потребности в межличностном взаимоотношении. У дошкольников в игровом взаимодействии возникает интерес к поступкам, способам действий, выступающий в вопросах, репликах, проявляется склонность к соперничеству, конкуренции, соревновательности. Основная потребность в межличностном взаимоотношении с ровесником, к сотрудничеству с ровесником, приобретает вне-ситуативный характер. Ведущим мотивом становится личностный, складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому и возникает привязанность, дружба. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т. е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Возникает интерес к личности ровесника, не связанный с его конкретными действиями.

М.А. Панфилова утверждает, что с помощью игры старшие дошкольники способны овладеть такими коммуникативными способностями, как:

  • понимание и учет эмоционального состояния партнера по общению, а также выражение собственных чувств;
  • выражение эмоциональной поддержки сверстника;
  • настраиваться на доброжелательные отношения, оказывать помощь и поддержку своим сверстникам;
  • умение слушать другого, прислушиваться и учитывать мнение других, высказывать собственное мнение, идти на компромисс;
  • использование основных форм речевого общения, вести диалоги в ситуациях делового творческого общения;
  • умение хвалить и тактично критиковать другого.

Таким образом, организация совместной деятельности и общения ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте приводит к появлению многочисленных детских игр, которые, в свою очередь, дают дальнейший толчок к совершенствованию межличностных взаимоотношений. В играх складываются и впервые осознаются детьми их непосредственные взаимоотношения друг с другом, здесь дети учатся понимать характер взаимоотношений, приобретают необходимые коммуникативные умения. Они учатся договариваться, действовать и вести общение в рамках своей роли.

Текст статьи
  1. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2000.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: ГНОМ, 2000. - 160 с.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 208 с.
  4. Эльконин Д.Б. Игра: её место и роль в жизни и развитии детей / под ред. Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2018. - №3. - С. 17-24.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 12 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря