Неуклонное повышение материального и культурного уровня жизни народа, улучшение условий его труда и быта, проведение широких оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий привели к укреплению здоровья населения Советского Союза. Еще в первые годы Советской власти, в сложный и тяжелый для страны период, были ликвидированы такие инфекции, как оспа, чума, холера, возвратный тиф. Затем список ликвидированных пополнился малярией и другими инфекциями. Только за последние 10 лет заболеваемость полиомиелитом снижена почти в 156 раз, дифтерией – в 56 раз, коклюшем – в 7 с лишним раз. В стране значительно сократилась как общая смертность, так и особенно детская [1, с. 4].
В настоящее время огромное значение уделяется охране здоровья граждан. В России продолжается реформа здравоохранения, осуществляется переход от советской бесплатной к российской платной медицинской помощи, происходят структурные изменения в органах здравоохранения, изменяются условия труда медицинских работников, наблюдается переход от отношения «врач – пациент» к отношениям «сторона, предоставляющая медицинские услуги – потребитель медицинских услуг» и т. д. Реформы во всех сферах жизни, вызванные перестройкой, породили значительное количество нормативных актов часто не согласующихся между собой [2, с. 46-49].
Вопросы обеспечения права на здоровье естественно нашли свое отражение и в Конституции СССР. Так, Конституция Союза Советских Социалистических Республик 1936 года в статье 120 закрепила право на обеспечение бесплатной медицинской помощью трудящимся, а также предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.
Правовая охрана здоровья становится важной задачей государства по мере индустриализации, требующей постоянного наличия трудоспособной рабочей силы. Вместе с тем демократизация социальной жизни приводила к распространению и упрочению гуманистических идеалов, включавших в себя достойную жизнь, немыслимую в отсутствии здоровья. Эти факторы, инициировавшие процесс становления национальных систем здравоохранения, не утратили своей значимости и поныне. Советское государство стремилось к обеспечению правовой охраны здоровья населения в тяжелейших условиях разрухи, голода, Гражданской и Отечественной войн, под влиянием крайне негативных внешних обстоятельств.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из ключевых социально-экономических прав, которое государство предоставляет лицам, проживающим на его территории. Статья 41 ныне действующей Конституции России [3] предусматривает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Однако действительная возможность для гражданина осуществлять право на охрану здоровья напрямую зависит от наличия материальных гарантий его реализации и целей, которые ставит перед собой государство. Оно должно быть заинтересованно в развитии общедоступной медицинской помощи, в повышении уровня жизни населения, поддержании благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки и пр. В этой связи опыт Советской России, проводившей социально ориентированную политику, на мой взгляд, является важным и требующим изучения и осмысления [4].
Российская Федерация в 20 веке столкнулась со схожими вызовами истории – угроза глобальных эпидемий (ВИЧ, грипп, гепатит и т. п.), резкое сокращение продолжительности жизни, рост детской смертности, беспризорности, увеличение числа бездомных, слабая контролируемость миграционных потоков в условиях глобализации, терроризм и прочие насущные проблемы современности, затрагивающие здоровье как физическое и духовное благополучие граждан, требует научно обоснованной правовой политики, опирающейся на проверенные временем алгоритмы решений. Обозначенный комплекс вопросов подтверждает актуальность и необходимость исследования правовой политики в сфере здравоохранения и правовой охраны здоровья населения в советский период.
Революция 1917 г. коренным образом изменила положение женщины в обществе. Законодательство советского государства, основанное на марксистко-ленинской концепции равенства мужчины и женщины, предоставив ей равные права с мужчиной прежде всего в трудовых и брачно-семейных отношениях (супружеских, семейных, имущественных и родительских по воспитанию детей), было нацелено на изменение правового положения женщины в обществе. Новая политика Советского государства изменила отношение к браку. На смену церковному приходит гражданский брак. Законодательство, направленное на раскрепощение семьи признает законными фактические брачные отношения между супругами [5].
Более широкая забота о народном здравии стала проявляться в Российской империи с созданием земского самоуправления. Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. допустило «участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах»
Таким образом, право на охрану здоровья в России получило правовую регламентацию практически с момента образования государства, в наиболее ранних нормативных правовых актах. Но это право на охрану здоровья осуществлялось главным образом в интересах государства, поскольку обеспечено было сравнительно небольшому кругу лиц, в которых нуждался властвующий субъект.
Расширение потребности государства в здоровых подданных повлекло за собой государственные меры к сохранению и укреплению здоровья, своевременному лечению и недопущению заболеваний прежде всего в армии, а затем и среди гражданского населения, забота о котором была возложена на полицию, а позднее и на органы земского самоуправления. Отсюда можно сделать вывод о том, что предоставленное российским подданным законодательно право на здоровье не являлось их частным делом, а дополнялось обязанностью поддерживать нормальное состояние здоровья, чтобы быть в состоянии выполнять государственную службу или нести повинности [6, с. 12-15].
А советская медицина соответственно развивалась на базе дореволюционного периода. В Российской империи здравоохранение было распылено между различными ведомствами и благотворительными организациями, а в городах было представлено преимущественно частнопрактикующими врачами. В 1913 году в среднем на 10 тысяч населения приходилось 2 врача и те в основном практиковали в крупных городах европейской части страны. В сельской местности дела обстояли еще хуже. По официальным данным Управления главного врачебного инспектора, в 1909 году на каждого врача в земских губерниях приходилось в среднем 24,5 тысячи жителей. Ежегодно от болезней умирало 2 миллиона детей, так как на всю страну было всего 9 женских и детских консультаций. Российская империя была одной из самых неблагополучных стран в Европе по санитарному состоянию. Частыми были эпидемии сыпного и возвратного тифа, холеры, чумы, оспы, малярии, сифилиса и туберкулёза. Предупредительная медицина практически отсутствовала. После Октябрьской революции ситуация ухудшилась еще сильнее. Везде ощущалась нехватка квалифицированных медицинских работников, лекарств и лечебных учреждений. В октябре 1917 года был создан совет районных дум и Н. А. Семашко был избран его членом. Он возглавил врачебно-гигиеническое отделение, перед ним стояла задача руководства здравоохранения в Москве. Н. А. Семашко вел активную работу, особенно он обращал внимание на концентрацию сил и средств медицинской службы, а также общедоступное и бесплатное обслуживание населения [7, с. 12].
Важно помнить то, что советская медицина создавалась в очень сложных условиях крушения всех старых общественных институтов, Гражданской войны, многочисленных эпидемий, а также нехваткой кадров и заведений. Но всё же, такая система была создана и запущена. Она функционировала более 70 лет, достигнув серьезных высот в улучшении здоровья населения и обеспечении его квалифицированной и доступной медицинской помощью. Необходимо учесть, что современная система здравоохранения была создана на основе советской и получила в наследство многочисленные лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения [8, с. 85-89].
Существенным аспектом в развитии советского законодательства стало принятие Закона СССР от 19.12.1969 № 4589-VII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» [9]. В нем было закреплено, что охрана здоровья народа – одна из важнейших задач Советского государства. Социалистический общественный строй обеспечивает постоянный рост материального благосостояния и культуры народа, улучшение условий труда, быта и отдыха. В СССР осуществляется широкая система социально-экономических и медицинских мероприятий, способствующих повышению уровня охраны здоровья населения, а также общедоступная бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, расширяются оздоровительные и санитарные меры, всестороннее развитие получают массовая физическая культура и спорт. Особое внимание социалистическим обществом уделяется охране здоровья матери и ребенка.
Право на охрану здоровья появилось в конце XIX – начале XX веков, что обусловлено становлением и развитием социальных прав человека (прав второго поколения), которые предполагают активную роль государства в их обеспечении [10].
В соответствии с Конституцией 1977 года [11], гражданам гарантировалась бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, которая оказывалась государственными медицинскими учреждениями [12].
Советская система оказания медико-санитарной помощи детскому населению на специальной сессии ВОЗ в 1978 г. была признана эффективной, она была внедрена в систему здравоохранения многих стран. Как советская система охраны здоровья матери и ребенка во многом опиралась на достижения дореволюционного времени, так, конечно, достижения советской системы ОЗД должны учитываться при постановке задач дальнейшего развития детского здравоохранения в современной России. С другой стороны, следует помнить и не повторять ошибки прошлого. В 70–80-е годы прошлого столетия все отчетливее стали проявляться следующие проблемы: экстенсивное развитие службы ОЗД, запаздывание с разработкой и внедрением современных технологий диагностики и лечения, отставание в создании парадигм профилактики, отвечающих динамично меняющимся изменениям социальной среды [13, с. 212-215].
В мае 1918 года Н. А. Семашко был назначен заведующим медико-санитарным отделом Московского Совета. Он добился расширения коечного фонда больниц, открытия новых амбулаторий, благодаря ему была создана скорая медицинская помощь, улучшилось снабжение медикаментами. На Всероссийском съезде Медико-санитарных отделов Советов в июне 1918 года Н. А. Семашко выступил с докладом «Об организации советской медицины на местах», в котором изложил принципы и основы организации будущего советского здравоохранения, после чего было принято решение создать единый центральный орган – Комиссариат здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом [14, с. 286].
Создание новой системы здравоохранения было обусловлено реалиями военного времени, необходимостью оказания медицинской помощи участникам Гражданской войны, низким уровнем здоровья населения в целом, а также раздробленностью прежней системы. Идейное содержание новой системы здравоохранения имело в себе черты утопичности, но это не мешало вере в реализуемость подобных проектов. Главное было достичь поставленной цели ‒ создать нового человека с высоким уровнем санитарно-гигиенических и социокультурных знаний, что позволило бы искоренить все заболевания и максимально использовать трудовые ресурсы.
В создании советской модели здравоохранения можно выделить три периода. К первому относится объединение раздробленной системы здравоохранения царской России и создание централизованной в составе Наркомздрава РСФСР, а также мероприятия советской власти в деле организации медицинской и лечебной помощи на всех уровнях. С образованием СССР совпадает второй период, для которого характерно распространение модели здравоохранения РСФСР во всех союзных республиках. Однако на данном этапе не были созданы народные комиссариаты здравоохранения в союзных республиках, а основные решения все также принимались в центре Наркомздравом РСФСР. К заключительному периоду относится завершение оформления структуры Наркомздрава, улучшение организации медицинского дела в сельской местности и дальнейшее развитие в соответствии с нормативами пятилетних планов развития здравоохранения [15].
Именно советское руководство выступало «заказчиком» нового здорового советского гражданина, то есть сама идея оздоровления насаждалось сверху и оставалось долгое время непонятной для простого рабочего или крестьянина. Проблема заключалась в том, что советское руководство одновременно бралось за создание или улучшение различных сфер здравоохранения. Бесспорно, это была необходимая мера в условиях санитарно-эпидемиологической кризиса конца 1910-х гг. Одновременно создавалась система военной медицины, происходило оформление института охраны материнства и младенчества, борьба с эпидемиями и социальными болезнями, проведение усиленной санитарно-просветительской работы. Однако проводимые мероприятия осложнялись проблемой недостатка кадров, отсутствием оборудованных медицинских учреждений, бойкотированием мероприятий советской власти старой медицинской интеллигенцией, а сам советский гражданин вовсе был далек от идеалов молодой советской системы здравоохранения, так как привык к прежнему укладу и зачастую антисанитарным условиям жизни, казавшимся ему нормой [16].
Свое начало советская система здравоохранения брала от Врачебно-санитарного отдела при Петроградском совете, также при народных комиссариатах были созданы врачебные коллегии для заведования определенной областью в медицинском обслуживании. Учреждение Совета врачебных коллегий было временной мерой. Однако уже в составе Совета был начат процесс объединения разрозненных медицинских ведомств [16].
Отдельно стоит отметить значение проведения санитарно-просветительской работы и пропаганды гигиенических знаний среди советского населения. Советское руководство возлагало большие надежды на санитарно-просветительскую агитацию, надеясь, что это позволит в кратчайшие сроки донести до советских граждан важность идеи оздоровления и уже продолжить дальнейшее создание системы здравоохранения и сверху, и снизу. Для этого предполагалось создание просветительских ячеек и агитпунктов на всех уровнях для проведения широкомасштабной работы посредством распространения листовок, брошюр, литературы, показа кинематографических лент, создания музеев и проведения выставок и др. Однако в момент установления советской власти крайне не хватало санитарных врачей, которые, по мнению большевиков, должны были заниматься санитарно-просветительской работой. По это причине к участию в агитации стали привлекаться рядовые советские граждане с целью развития личной инициативы [16].
Таким образом, впервые в мире был создан высший государственный орган, объединивший в своём ведении все отрасли медико-санитарного дела в стране. Первым наркомом здравоохранения РСФСР был назначен Н. А. Семашко и занимал эту должность на протяжении 11 лет. Н. А. Семашко разрабатывал инструкции по организации рабочих мест, обеспечению их необходимыми гигиеническими принадлежностями, правильному обустройству жилищ, общественных бань, парикмахерских, были приняты меры по санитарному благоустройству поселков, улиц, парков и садов. К 1925 году снизилась смертность населения, уменьшилась смертность детей в возрасте до одного года, сократилась заболеваемость массовыми инфекциями, увеличилась сеть специализированных лечебно-профилактических учреждений. Так же на протяжении всей своей жизни Н. А. Семашко уделял большое внимание сельскому здравоохранению. Им было написано около 70 работ, посвящённых данному вопросу. Работая земским врачом, Н. А. Семашко приобрёл богатый врачебный опыт. Ему приходилось лечить больных в амбулатории, на дому, работать в больнице, оперировать, оказывать помощь при родах. Как он впоследствии писал, работа на сельском участке позволила ему «во всей глубине и разнообразии постичь лечебную работу» и дала «медицинскую закалку» на всю жизнь. Несомненно, заслуги Н. А. Семашко весьма велики. Он до конца жизни, несмотря на тяжелую болезнь, продолжал работать и интересовался работой руководимых им институтов. Он тот самый человек, который сумел организовать стройную систему государственного здравоохранения на огромной территории своей страны. И во многом благодаря его работе здравоохранение вышло на качественно новый уровень, что позволило во много раз повысить уровень здоровья населения, как бы сегодня ни принижались заслуги советского периода и его представителей. Конечно же с позиции современного дня, мы замечаем, что на авансцену вышли качественно другие проблемы соотнесения этики и медицины. В советском здравоохранении общее благо зачастую ставилось выше личного блага отдельного пациента. В современной медицине наблюдается обратная тенденция. Даже угроза распространения столь опасного заболевания, как СПИД, не лишает автоматически ВИЧ-инфицированного пациента гражданских прав и личных свобод. Нормой, к примеру, является анонимная диагностика носительства вируса иммунодефицита человека.
Поменялся мир, отношения людей, как профессиональные, так и общественные, поменялась терминология. Сегодня мы говорим уже о биоэтике, где основная выявленная задача – способствовать выявлению различных позиций по сложнейшим моральным проблемам, которые лавинообразно порождает прогресс биомедицинской науки и практики. Но, без анализа наследия старого нет конструктивного решения нового. Тем более объектами исследования по-прежнему остаются болеющие, страдающие люди и призванные облегчить их страдания, поспособствовать выздоравливанию врачи. Вряд ли нужно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью медицины и врача - ее главного представителя. Врачей всегда глубоко интересовали вопросы о том, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой.
Подводя итог, следует отметить, что российская система здравоохранения исторически является преемницей медицины, сложившейся в советские годы, также ряд аспектов современной системы здравоохранения был заложен благодаря разработанной в рассматриваемый период нормативной базы [17, с. 518].
Советское государство стремилось обеспечить охрану здоровья в тяжелых условиях, а современная Россия сталкивается с аналогичными вызовами, такими как глобальные эпидемии, сокращение продолжительности жизни и рост социальных проблем [18, с. 6-16].