Главная
Конференции
Гуманитарные горизонты: диалог культур и традиций
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

профессии
дошкольный возраст
профориентация
детство
детский сад
труд взрослого

Аннотация статьи

В статье рассмотрены проблема развития нравственно-патриотических качеств детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания, где одной из главных задач является формирование у детей понятия о профессиональной деятельности взрослых. В статье затронуты предпосылки трудовой деятельности и профориентационного развития дошкольников.

Текст статьи

Реализация принципа приобщения детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства невозможна без включения ребенка в систему ранней профориентации. Перспективным направлением развития является определение возможностей реализации ранней профориентации детей через знакомство дошкольников с профессиями и трудом взрослых посредством использования игровых технологий, а также экскурсий, мероприятий познавательного характера.

Профессиональная ориентация детей дошкольного возраста – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через общение со взрослыми, сказки и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Дети – это наше будущее, а пока наше будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней профориентацией.

Детство – волшебная, многогранная и удивительная страна. Детский сад – это огромный город страны Детство. В нем ребенок учится думать, мыслить, фантазировать и мечтать. В дошкольном учреждении педагоги учат воспитанников не только мечтать, но и воплощать свои мечты, пускай только пока в игре. Играя, ребенок может представить себя и врачом, и строителем, и водителем автобуса или большегрузного КАМАЗа, и воспитателем, и космонавтом, воспитателем, парикмахером – детская фантазия не знает пределов и границ. Но чтобы эти фантазии закрепились в детском сознании, необходимы определенные первичные знания, умения и навыки, которым должен научить ребенка воспитатель и, в этом поможет ранняя профориентационная работа с детьми дошкольного возраста.

Приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям общества и семьи является одним из главных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Успешная реализация данного принципа не будет возможна без привлечения ребенка дошкольного возраста в систему ранней профориентации. Внедрение ранней профориентации в образовательный процесс, является, по нашему мнению, организация и обеспечение взаимопроникновения ранней профориентации (особенно рабочих профессий) в нравственно-патриотический аспект воспитания и развития дошкольника, ведь важно, чтобы наши выпускники, поступив в школу и закончив ее, выбрали достойную профессию и остались трудиться в своем родном городе, повышая успехи и статус Белгородской области.

Знакомство детей дошкольного возраста с миром профессий одна из задач социализации ребенка.

В связи с этим, мы считаем, процесс ознакомления ребенка с профессиями и с трудом взрослых необходимо организовывать с учетом региональных условий, в которых реализуется основная образовательная программа детского сада.

Рассматривая дошкольное образование, как первичное звено профессионализации, можно с уверенностью сказать, что именно в этот период складываются факторы будущего выбора профессии. И здесь не малую роль играют родители наших воспитанников.

Раннее начало подготовки ребенка, к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Ранняя профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни. Необходимо помочь детям уже с ранних лет встать на путь поиска своего предназначения, дать им максимально подробную информацию обо всех основных сферах человеческого труда, осознать важность каждой профессии, воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться, формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером, отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская, так и навеянные сказками, игрой воображения.

В своей работе по ранней профориентации детей дошкольного возраста мы используем разные формы организации деятельности:

  • Образовательная деятельность – НОД (непрерывная образовательная деятельность – занятия) по теме ранней профориентации: составляются планы и программы, обеспечивается их выполнение по данному направлению педагогической деятельности; организую проектную деятельность воспитанников, связанную с ранней профориентацией; создаются условия для развития у детей познавательной деятельности.
  • Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Педагогу необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не дает новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваиваются. В сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
  • Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность дошкольников, которая проходит через все виды детской деятельности.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. При оснащении предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумеваю: подбор художественной литературы, энциклопедий, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке; создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности; подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями; подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»; подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; оформление альбомов с фотографиями «Профессии наших родителей»; «Все профессии нужны, все профессии важны»; материалы для сюжетно ролевых игр.

Работа с родителями – это важное направление в нашей работе по профориентации дошкольников. В домашних условиях дети получают наглядный пример того, как трудятся родители: папа ремонтирует, мама готовит ужин, стирает, гладит. Дети вместе с родителями ходят в магазин, больницу, парикмахерскую.

Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о том, что папа работает электриком, или инженером, или служит на границе, или строит новый космодром, мама учит детей или шьет модные костюмы. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая работа по ранней профессиональной ориентации позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Таким образом, данная система работы позволяет сформировать у детей дошкольного возраста мотивационный компонент социально – профессиональной ориентации.

Список литературы

  1. Антонова М.В., Гришняева И.В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 2. С. 93-96.
  2. Белкова И.В., Организация работы по ранней профориентации дошкольников. – г. Екатеринбург, 2013.

Поделиться

50

Лащенко А. А., Филимонова Е. В. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарные горизонты: диалог культур и традиций : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 мая 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12064-rannyaya-proforientaciya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (256)

Прием материалов

24 мая - 30 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

18 июня