Главная
АИ #20 (255)
Статьи журнала АИ #20 (255)
Психологический тренинг – одно из направлений профилактической работы с подростк...

Психологический тренинг – одно из направлений профилактической работы с подростками

Рубрика

Психология

Ключевые слова

тренинг
лабилизация
включенность
самодиагностика
идентификация

Аннотация статьи

Статья посвящена рассмотрению социально-психологического тренинга как эффективного метода развития личности подростков. Автор раскрывает ключевые аспекты тренинговой работы, подчеркивая её значимость в формировании профессионального и личностного самосознания у молодежи, а также в развитии навыков самопознания, самооценки и межличностного взаимодействия.

Текст статьи

Под социально-психологическим тренингом подразумевается психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы с использованием специальных форм обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, развития личности.

Гармоничное развитие личности подростка предполагает в первую очередь баланс развития профессионального и личностного самосознания подростков, их представлений о своих личностных особенностях, привычках, установках, способах мышления и общения. Подростковый возраст – это пора взросления, жизненного самоопределения, поиска себя.

Тренинг направлен прежде всего на обеспечение условий для развития профессионального и личностного самосознания подростков, их представлений о своих личностных особенностях, привычках, установках, способах мышления и общения. В тренинге каждый участник добровольно принимает участие во множестве психологических испытаний и получает от группы обратную связь о своих способах работы и личностных и профессиональных качествах. В ходе тренинга идет мощный процесс группообразования и работает эффект групповой динамики. В то же время тренинг открыт для сопереживающих зрителей, которые не участвуют в испытаниях тренинга, но являются необходимым элементом методики тренинга личностного роста и полностью находятся в психологическом поддерживающем пространстве тренинга.

Группа тренинга, как правило, состоит из 15–20 участников. Стандартная программа тренинга предполагает десять занятий по 2 учебных часа и может проводиться как один раз в неделю, так и по два-три раза в неделю (по согласованию с участниками).

Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многоаспектность происходящих процессов. Многообразие целей связано с тем, что подходов к пониманию тренинга много и все они кардинально отличаются друг от друга. Можно выделить общие цели, объединяющие различные по направленности и содержанию тренинговые группы:

  • исследование психологических и социальных проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение самочувствия и укрепление психического здоровья участников;
  • изучение психологических закономерностей и эффективных способов межличностного взаимодействия для более открытого и эффективного общения с людьми;
  • исследование внутриличностных особенностей участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие личностному развитию, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности.

Тренинг – это специально организованное обучение для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • овладение социально-психологическими знаниями и навыками;
  • развитие способности познания себя и окружающих;
  • повышение представления о собственной значимости и ценности.

Основная задача группы социально-психологического тренинга с детьми необходима для того, чтобы научить личность умению самовыражаться, воспринимать и принимать себя таким, какой ты есть.

Вопрос о том, нужны ли вообще практической психологии тренинговые группы, связан с уяснением тех достоинств, которые имеет групповая форма по сравнению с индивидуальной:

  • групповой опыт помогает решению межличностных проблем; подросток избегает замыкания в самом себе и не остается один на один со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают похожие чувства;
  • группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров; это дает подросткам возможность увидеть и проанализировать в психологически безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения других подростков и самих себя;
  • возможность получения обратной связи от подростков со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих твои переживания, поскольку сами они переживают почти то же самое;
  • в группе подростки могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
  • взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; психологическое напряжение в группе может играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача психолога – не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
  • группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; эти процессы не могут быть полными без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Принципы работы тренинговой группы

Результативность социально-психологического тренинга зависит от соблюдения в группе общепринятых принципов:

  1. Непроизвольность общения. При объяснении правил игры, при выборе водящего психолог исходит прежде всего из желания подростка, избегая принуждения. Необходимо избегать выражений со значением долженствования и побуждать детей заменять слова «должен» и «обязан» словами «хочу» и «могу», «справлюсь».
  2. Самодиагностика, т. е. самораскрытие подростка, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем. В содержании занятий предусматриваются упражнения и процедуры, помогающие подростку познавать себя, особенности своей личности.
  3. Обратная связь. Поскольку большинство подростков в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации. В конце каждой игры необходимо выражать благодарность всем участникам. А водящему выражается особая благодарность.
  4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный психологический комфорт каждому члену группы. Подростки, пришедшие на тренинг, характеризуются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, неспособностью адекватно реагировать на собственную не успешность. Поэтому перед началом тренинга необходимо уделить особое внимание неконкурентному характеру отношений в тренинге: «У нас не будет соревнования. У нас не будет победителей и побежденных. Мы не будем стараться доказать, что мы чем-то лучше других». В ходе игры подчеркивается ценность, уникальность каждого участника.
  5. Минимизация лабилизации и ее опосредованность. Традиционно считается, что без переживания личностью неэффективности привычных форм поведения психолог не поможет осознать источники их трудностей, которые кроются в особенностях их характера и поведения. Чтобы не допустить срыва у ребенка в трудной ситуации, необходимо, если водящий не может быстро справиться с заданием, поддержать его, говоря, что это задание трудное и в других группах ребята, справлялись не сразу.
  6. Включенность. В предлагаемой программе психолог выполняет традиционную роль участника всех игр, исключая те случаи, когда необходимо следить за временем или регулировать ход игры, а также обеспечивать безопасность в играх с закрытыми глазами. Участвуя в игре, психолог, во-первых, своим примером помогает включиться в нее детям и, во-вторых, помогает им осознать, что игры в тренинге проводятся не столько для развлечения, сколько для обучения. Уже в ходе первого дня тренинга приходится вносить коррективы, так как все игры в той или иной мере дают материал для диагностики.
  7. Гармония в интеллектуальной и эмоциональной сферах. Для тренинга характерен высокий эмоциональный накал, подростки искренне переживают происходящие в группе события. Это помогает им настроиться на откровенное общение. Тренинг активизирует и интеллектуальные аналитические процессы. Главная форма такой интеллектуальной деятельности – групповая дискуссия, которая используется на протяжении всех занятий.

Соблюдение принципов социально-психологического тренинга позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым подростком позиции, которая характеризуется активностью, объективацией поведения, а также исследовательской направленностью, и дать психологу возможность избрать оптимальную тактику проведения занятий. Наиболее продуктивными в тренинге признаются ориентирование группы на подростка, поддержание совместной ответственности, работа по направлению внимания, мышления детей на определенные идеи или стороны поведения, установлению связи между детьми и психологом. Отдельный избранный вариант или их сочетание в работе с подростками обеспечивает максимально эффективную реализацию возможностей социально-психологического тренинга.

Психолог, работающий с подростками, обязан:

  1. Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.
  2. Владеть диагностическими средствами отбора подростков в группы (см. приложение).
  3. Перенаправлять на стадии отбора в группу детей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии, к другим специалистам.
  4. Информировать участников группы об основополагающих правилах, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности.
  5. Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у участников недостаточно подготовки и опыта.
  6. Дать понять в самом начале работы, на чем будет концентрироваться внимание группы.
  7. Защищать права детей в группе, решать, какой материал давать группе, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам унизить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы психолог обязан блокировать.
  8. Избегать навязывания своих ценностей и убеждений детям в группе. Уважать их способность самостоятельно размышлять и приходить к определенным выводам на основании полученной информации.
  9. Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми подростками, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость.

Список литературы

  1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. – 2-е изд., испр. И доп. – Новосибирск, 1999. – 173 с.
  2. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...»: Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996. – 144 с.
  3. Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: Издательство Речь, 2006.
  4. Дедушка А.И. Как научить детей дружбе? Психологическая работа с подростками. – СПб.: Речь, 2007.
  5. Грецов А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. – СПб.: Питер, 2008.
  6. Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи…». Методические разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая школа, 1996.

Поделиться

85

Рамонова Л. М. Психологический тренинг – одно из направлений профилактической работы с подростками // Актуальные исследования. 2025. №20 (255). Ч.III. С. 58-61. URL: https://apni.ru/article/12104-psihologicheskij-trening-odno-iz-napravlenij-profilakticheskoj-raboty-s-podrostkami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (256)

Прием материалов

24 мая - 30 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

4 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

18 июня