Главная
АИ #20 (255)
Статьи журнала АИ #20 (255)
Влияние физической активности на психологическое благополучие студентов

Влияние физической активности на психологическое благополучие студентов

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

физическая культура
психологическое здоровье
упражнения
стресс
депрессия

Аннотация статьи

Физические упражнения и занятия спортом имеют огромное значение для психологического здоровья студентов. Современный учебный процесс и жизненный ритм могут быть очень напряженными, что может привести к стрессу, тревоге, депрессии и другим психологическим проблемам у студентов. Однако, регулярные физические упражнения могут значительно помочь справиться с этими проблемами.

Исследования показывают, что физическая активность способствует выделению эндорфинов – гормонов радости, что улучшает настроение и помогает бороться со стрессом и депрессией. Регулярные тренировки также способствуют улучшению кровообращения и обмена веществ, что положительно сказывается на общем самочувствии и энергии студентов.

Текст статьи

Актуальность

Физические упражнения имеют огромное значение для поддержания психологического здоровья студентов. Современная учебная нагрузка часто ставит перед студентами высокие требования, что может приводить к стрессу, депрессии, тревожности и апатии. Регулярные физические упражнения могут быть эффективным способом борьбы с этими негативными эмоциями.

Во-первых, тренировки способствуют выделению эндорфинов – гормонов радости и удовольствия. После физических упражнений у студентов повышается настроение, они чувствуют себя более бодрыми и энергичными. Это помогает справиться с усталостью и повысить уровень оптимизма.

Во-вторых, физическая активность способствует улучшению кровообращения и обогащению организма кислородом, что благоприятно влияет на мозговую деятельность. Ученые доказали, что регулярные тренировки могут повысить уровень концентрации, улучшить память и когнитивные функции. Это особенно важно для студентов, сдавших экзамены, поскольку повышение умственной работоспособности помогает им лучше усваивать учебный материал и успешно справляться с учебными задачами.

Кроме того, физические упражнения помогают снять мышечное напряжение и усталость, которые часто возникают у студентов из-за длительного сидения за столом во время занятий или изучения материала. Разнообразные виды тренировок, такие как кардио, силовые тренировки, йога или пилатес, позволяют поддерживать гибкость, укреплять мышцы и предотвращать возможные проблемы со здоровьем, связанные с сидячим образом жизни.

Цель данной статьи – анализ влияния физической активности на психологическое благополучие студентов.

Физическая активность благоприятно влияет на психологическое состояние человека. Занятия спортом помогают вырабатывать эндорфины – это гормоны счастья, которые помогают нам смягчать стресс, улучшают нам настроение, а также повышают уровень самооценки [1, с. 720]. Регулярные тренировки также способствуют улучшению концентрации внимания, что особенно важно для студентов в период сессий, да и вообще занятий. Помимо этого, занятия спортом помогают справляться с негативными эмоциями, улучшают сон, на 20% повышают работоспособность и просто улучшают самочувствие [3, с. 348]. Физическая активность также способствует улучшению физического здоровья, что является важным аспектом общего благополучия студентов. Более того занятия спортом могут стать отличным способом релаксации и отдыха от учебы, что будет помогать студентам отвлекаться от учебы и им это поможет с новыми силами и знаниями возвращаться к учебе и достигать в ней успехов [5, с. 195-200].

Приведем примеры результатов исследований, показывающих положительное влияние физической активности на уровень стресса, депрессии, тревоги, самооценку и общее самочувствие студентов.

Результаты исследования

Данное исследование сфокусировано на анализе психологического и эмоционального состояния молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Из результатов онлайн-анкетирования видно, что основные проблемы, с которыми сталкиваются респонденты, включают нарастающее чувство скуки, снижение уровня физической активности и ощущение одиночества. Опрос показал, что более половины участников испытывают скуку, что может указывать на неудовлетворенность повседневной жизнью или отсутствие интересных и стимулирующих занятий.

Второй важной проблемой, выявленной в исследовании, является снижение физической активности. Это может быть связано с современным образом жизни, когда молодые люди проводят больше времени за компьютерами и гаджетами, что приводит к недостатку движения и спортивных нагрузок. Низкий уровень физической активности может негативно сказаться на физическом и психическом здоровье, вызывать чувство усталости и апатии.

Третье распространенное психологическое состояние среди участников исследования – чувство одиночества. Одинокие люди могут испытывать депрессию, тревогу и низкую самооценку, что отрицательно влияет на их общее самочувствие и качество жизни.

В первую очередь следует отметить, что любая регулярная физическая нагрузка увеличивает концентрацию определенных гормонов в крови, их часто называют гормонами «счастья»: эндорфин, серотонин, дофамин, а также снижает уровень кортизола и тестостерона. Исследования показали, что у людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, настроение гораздо лучше по сравнению с теми, кто пренебрегает спортом. Также есть исследования, сообщающие об улучшении таких показателей, как самооценка, общее самочувствие и удовлетворенность внешним видом. Были предложены различные психологические гипотезы для объяснения положительного влияния физической активности на психическое здоровье, основными из которых являются: отвлечение, самоэффективность и социальное взаимодействие. Гипотеза отвлечения внимания предполагает, что отвлечение от разнообразных раздражителей приводит к улучшению настроения во время и после тренировки, то есть во время выполнения физических тренировок организм как бы переключается на более важные в данный момент функции, что приводит к вытеснению психологического стресса физическим стрессом. Гипотеза самоэффективности предполагает, что, поскольку физические упражнения можно рассматривать как сложные физические действия, способность заниматься ими регулярно может привести к улучшению настроения и уверенности в себе. Что касается гипотезы социального взаимодействия, то социальные отношения, обычно возникающие в ходе групповых тренировок, и взаимная поддержка играют важную роль в воздействии физических упражнений на психическое здоровье, так как возникает фактор коммуникации. Кроме того, были выдвинуты физиологические гипотезы, объясняющие влияние физической активности на психическое здоровье, две наиболее изученные гипотезы основаны на моноаминах и эндорфинах. Первая гипотеза подтверждается тем фактом, что физическая активность увеличивает синаптическую передачу моноаминов, которые, предположительно, действуют по тому же принципу, что и антидепрессивные препараты. Вторая гипотеза основана на наблюдении, что физическая активность вызывает выброс эндогенных опиоидов, в основном бетаэндорфина [4, с. 65-66].

В заключении будут представлены 3 рекомендации по интеграции физических упражнений в повседневную жизнь студентов для поддержания психологического здоровья и улучшения качества жизни.

Регулярное занятие спортом или физическими упражнениями. Старайтесь уделить хотя бы 30 минут в день на такие физические упражнения как бег, йога, плавание, пилатес и т. д. Это все поможет улучшить ваше настроение, снять стресс и повысить вашу работоспособность.

Для поддержания активного образа жизни и сохранения бодрости и энергии в течение дня можно использовать различные методики и приемы, которые помогут поддерживать здоровье и улучшать общее самочувствие. Поддерживая здоровый образ жизни, включая физическую активность, правильное питание, режим дня и психологический отдых, можно сохранить бодрость, энергию и хорошее самочувствие на протяжении всего дня. Забота о себе и своем здоровье является важным компонентом качественной жизни.

В заключении можно сказать, что, если вы будете придерживаться этих правил вы сразу заметите улучшение в своем организме. И если вы будете соблюдать баланс между учебой, отдыхом и физическими упражнениями вы достигнете больших успехов в жизни и у вас на все будет хватать сил и времени.

Список литературы

  1. Апалькова А.М. Занятия спортом (физической культурой) как средство профилактики стресса / А.М. Апалькова, В.В. Полынский, Н.А. Герасимова. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2019. – № 2 (16). – С. 140-144.
  2. Алешин Е.А. Влияние физической активности на формирование эмоциональной мотивации для интеллектуального труда и развития / Е.А. Алешин, Е.С. Старостина // Инновационное развитие современной науки: новые подходы и актуальные исследования: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2024 года. – Москва: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр развития образования и науки», 2024. – С. 81-83.
  3. Алешин Е.А. Физическая культура личности студентов ВУЗов / Е.А. Алешин, Г.П. Кесов, А.Р. Саврасов // Актуальные проблемы науки и образования: сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Москва, 14 декабря 2023 года. – Москва: Алеф, 2023. – С. 413-416.
  4. Гетманская Я.Э. Использование традиционных средств оздоровительной тренировки на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста / Я.Э. Гетманская // Тезисы докладов ХLVIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01 февраля – 31 2021 года. Часть 1. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2021. – С. 65-66.
  5. Цыганкова В.О. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов Кубанского ГАУ средствами внеурочных занятий тхэквондо / В.О. Цыганкова, И.В. Куликова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5(195). – С. 429-432.

Поделиться

127

Гончаренко С. Р., Сметанин А. Г. Влияние физической активности на психологическое благополучие студентов // Актуальные исследования. 2025. №20 (255). Ч.III. С. 65-67. URL: https://apni.ru/article/12113-vliyanie-fizicheskoj-aktivnosti-na-psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#21 (256)

Прием материалов

24 мая - 30 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

4 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

18 июня