Физическая культура и спорт играют очень важную роль в жизни каждого человека, ее влияние распространяется как на общее физическое здоровье, так и на эмоциональную сферу, однако в условиях развития общества особое внимание стоит уделять ее роли в профессиональной подготовке студентов и экстремальных жизненных ситуациях поскольку именно эти области требуют высокой выносливости, стрессоустойчивости, быстрого принятия решений и умения действовать в условиях неопределенности. Особый интерес общества к подготовке высококвалифицированных специалистов проявляется в развитии и расширении системы социальных льгот для студентов: бесплатное обучение, государственные стипендии, предоставление общежитий, читальных залов, библиотек и спортивных сооружений, создание условий для всестороннего развития творческих способностей, а также обеспечение возможности лечения и восстановления сил в профилакториях, санаториях, домах отдыха и оздоровительно-спортивных лагерях. Кроме того, студентам предоставляются бесплатная спортивная форма и инвентарь [1, с. 493].
Именно все это позволяет студентам всесторонне развиваться. Данные мероприятия помогают привлекать студентов к общественно-полезной деятельности, способствуют развитию досуговой деятельности, что положительно сказывается на ментальном здоровье обучающихся и развитии социальных навыков в процессе занятий, а также это прекрасная возможность для того, чтобы прививать студентам любовь к систематическим занятиям физической культурой и спорту.
Физическая культура и спорт выступают мощными инструментами формирования личности студента и являются ключевыми условиями для его всестороннего и гармоничного развития. Преподаватели физической культуры, заботясь о здоровье студентов, повышая их уровень физической и спортивной подготовленности, передают им знания, умения и навыки самостоятельных занятий физической культурой и спортом, а также навыки работы инструктором или спортивным судьей в выбранном виде спорта. Таким образом, они решают важнейшую задачу – популяризацию физической культуры и спорта среди широких слоёв населения, способствуя их внедрению в повседневную жизнь страны[2, с. 431].
В ходе профессиональной деятельности выпускники высших учебных заведений должны не только регулярно заниматься физической культурой и спортом, но и выступать в роли активных организаторов массовых физкультурно-спортивных мероприятий в своих коллективах. Они должны широко внедрять принципы физической культуры и спорта в систему научной организации труда, а также использовать их в семейной жизни. Не менее важно формировать у студентов понимание о том, как применять физическую культуру в повседневной жизни, в семейных отношениях и особенно – в воспитании детей, чтобы способствовать формированию здорового образа жизни на всех уровнях.
В юношеский период особенно важными аспектами развития являются:
- Осознание важности физического развития и научная обоснованность физической подготовки для дальнейшей жизнедеятельности организма.
- Успешное формирование в сознании студентов мотивации к дальнейшим систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Развитие силы и выносливости, а также приобретение навыков быстрого мышления в сложных ситуациях – ключевые направления в спорте и физическом воспитании в этот период. Современная работа зачастую вызывает дисбаланс в работе различных систем организма: одни перегружены, другие остаются недоиспользованными, что негативно влияет на общую работоспособность человека. Для устранения таких психофизиологических дисбалансов в системе организации труда применяются специальные мероприятия, включающие специально подобранные физические упражнения. Использование физических упражнений и спортивных средств с целью поддержания и повышения общего и профессионального потенциала человека в теории и практике физической культуры получило название профессионально-прикладной физической подготовки.
Профессионально-прикладная физическая культура имеет определенную цель – поддержание необходимого уровня тех физических и психических качеств человека, которые требуются ему в конкретной профессиональной деятельности, а также создает необходимость развивать устойчивость организма к такому виду деятельности и прикладные двигательные навыки [3, с. 472].
Специально-прикладные виды спорта, такие как подводный спорт для водолазов, гидрологов, судоводителей речного и морского спорта и т. д., пожарно-прикладной спорт для пожарников (примерами такого может служить бег с бухтой пожарного шланга и огнетушителем, быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние и т. д.) существуют пока не для всех профессий, при этом есть достаточно много упражнений и элементов видов спорта, имеющих непосредственное или косвенное применение в данной профессии. Самые важные из них включаются в программы спартакиад высших учебных заведений.
Как уже известно, на массовые виды спорта, такие как гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры (волейбол, баскетбол) отведено определенное количество часов, также стоит отметить, что эти виды спорта для некоторых могут быть прикладными. Секционная работа также имеет большое значение в физическом развитии, ведь зачастую она может осуществляться и по более широкому набору видов спорта. Необходимо также отметить, что каждый такой вид спорта можно разделить на элементы по их профессионально-прикладной значимости, что делает список достаточно обширным.
Таким образом, можно смело сказать, что количество видов спорта, используемых для профессионально-прикладной подготовки учащихся, очень большое. Это создает как возможности для развития, так и сложности в выборе конкретных средств для достижения целей профессионально-прикладной физической культуры.
Существуют значительные различия в условиях труда разных специалистов, однако, для всех необходимо иметь хорошее здоровье и достаточно высокий уровень физического развития. Следует также отметить, что каждая профессия требует большего развития тех или иных физических качеств. Это создает разнообразие средств, применяемых для решения частных задач профессионально-прикладной физической культуры.
Каждая профессия требует максимальных усилий, и зачастую физическая или умственная нагрузка превышает наши обычные пределы восприятия и самоутверждения. Именно в этом процессе человек развивается как духовно, так и физически. В контексте физической культуры особое значение имеет духовная составляющая, ведь без здорового духа невозможно полностью реализовать потенциал тела – эти понятия неразрывно связаны. Люди, чья деятельность связана с физической культурой, как правило, хорошо разбираются в людях и умеют находить индивидуальный подход к каждому, подбирая наиболее эффективные способы занятий для достижения гармонии тела и духа.