Проектное управление в межгосударственных взаимодействиях – это системный подход к планированию, выполнению и контролю международных проектов, направленных на достижение конкретных целей. Он позволяет эффективнее координировать усилия разных стран, оптимизировать ресурсы и достигать более высоких результатов в совместных инициативах.
Проектно-ориентированный подход позволяет концентрировать усилия на тех направлениях, которые реально могут вызвать желаемые инновационные изменения в системе общественных отношений, обеспечить реализацию политического курса.
Однако внедрение проектно-ориентированного подхода в процесс формирования государственной политики сталкивается с рядом серьёзных препятствий. Одно из них – специфика процесса выработки и принятия государственных решений, который представляет собой столкновение различных сил, обладающих неравными ресурсами влияния.
Теоретические истоки обоснования применимости проектного управления в реализации государственной политики заложены в концепции нового государственного менеджмента (New PublicManagement), авторами которой стали П. Окойн и К. Худ [1].
Данная концепция объясняла бизнес-форматирование процессов государственного менеджмента в странах англосаксонской системы в рамках административных реформ 1980–90-х гг. Внедрение нового государственного менеджмента основывается на адаптации успешных управленческих бизнес-технологий в общественном секторе, позволяя преодолевать неэффективность традиционной веберианской бюрократической модели государственного управления.
Преимущества проектного управления в межгосударственном взаимодействии:
- Оптимизация взаимодействия: Проектное управление предоставляет четкий механизм для определения ролей, ответственности и полномочий каждого участника, что упрощает координацию и минимизирует путаницу.
- Управление рисками: За счет систематического выявления и оценки рисков проектное управление позволяет разрабатывать эффективные стратегии их снижения и предотвращения.
- Улучшение отчетности: Проектное управление позволяет создавать прозрачную и понятную систему отчетности, что упрощает мониторинг прогресса и оценку результатов.
- Повышение эффективности: Четкая структура, планирование и контроль, свойственные проектному управлению, позволяют более эффективно использовать ресурсы и достигать поставленных целей.
- Улучшение межведомственного взаимодействия: Проектное управление способствует формированию команды, где представители разных ведомств могут работать вместе, принимая решения и координируя усилия, что упрощает процесс согласования и выполнения проекта.
- Система мотивации: Четкое определение целей, сроков и бюджета проекта, а также система бонусов за достижение целей, мотивирует всех участников к совместной работе и достижению успеха.
Организация совместных культурных мероприятий, обмен студентами и преподавателями, а также разработка совместных образовательных программ.
В то же время внедрение проектного подхода в систему государственного управления на уровне субъектов РФ актуализировало комплекс рисков, повлиявших на качество промежуточных результатов проектной деятельности, среди которых:
- риски институциональной неопределенности проектной деятельности (изменение стратегических приоритетов, несовершенство законодательной и нормативной базы, смена политико-административной элиты в регионе);
- риски, связанные с реализацией проектной деятельности государственными служащими (отсутствие проектных компетенций и возможности имитации деятельности в связи с «двойным» подчинением), и другие [2].
Отметим, что для эффективной коммуникации в международных проектах можно использовать специальные платформы и инструменты позволяют участникам проекта обмениваться информацией, документами и идеями, проводить совещания и совместные рабочие сессии в режиме реального времени, а так же специальные программные инструменты для управления проектом позволяют участникам команды следить за прогрессом проекта, делиться информацией и обновлениями, а также координировать свои действия. Один из примеров такого подхода – применение искусственного интеллекта (ИИ) в сфере международной дипломатии. ИИ используют для проработки дипломатами сценариев развития событий на международной арене, в торговых переговорах.
Также для оптимизации процессов в международной торговле применяют блокчейн-технологии. Например, внедрение блокчейн-платформы TradeLens, разработанной совместно IBM и Maersk, позволило сократить время обработки документов в международной торговле на 40%, повысив прозрачность.
Проектное управление является эффективным инструментом для организации межгосударственного взаимодействия, который помогает оптимизировать процессы, управлять рисками, улучшать отчетность и достигать поставленных целей в международных проектах.