Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Воспитание патриотизма в современных дошкольных образовательных учреждениях

Воспитание патриотизма в современных дошкольных образовательных учреждениях

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дошкольный возраст
патриотизм
народное образование

Аннотация статьи

Патриотическое воспитание детей в современном мире является основополагающим элементом формирования личности. В этом возрасте закладываются нравственные ценности ребенка. Важным аспектом этого процесса является развитие у детей любви к родине, уважения к её традициям, культуре и истории. По мнению таких ученых, как Н. И. Веретенникова, А. А. Леонтьев и Л. Н. Михеева, в условиях современного общества, где глобализация и культурное разнообразие становятся все более значимыми, воспитание патриотизма приобретает особую актуальность.

Текст статьи

Нынешнее патриотическое воспитание детей является крайне актуальным. Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном крае, своем селе и стране, а также о народных традициях. Они часто остаются равнодушными к близким, включая сверстников, и редко проявляют сопереживание к чужому горю. Что же такое патриотизм? Патриотизм – это постоянство и любовь к Родине, своему родному краю и культуре. Сегодня детский сад – это место, где ребенок получает опыт активного и практически значимого взаимодействия со взрослыми и сверстниками в важнейших сферах своей жизни. Педагоги формируют у детей такие качества, как интерес к родному краю, Родине, истории, России и уважение к людям других национальностей. Воспитатели знакомят детей с символами государства, историческими личностями и развивают интерес к российским традициям и ремеслам. Любовь к Родине начинается с отношений к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любовью к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе и мегаполису. Мы должны научить ребенка этому с самого раннего возраста.

Патриотическое самообразование ребёнка – основа формирования будущего гражданина нашей страны. Воспитание патриотизма в настоящее время является сложной задачей. Мы все учились в школе и прекрасно помним, насколько важно было воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма. Изменения в нашем обществе за последние десять лет привели к разрушению этих понятий, которые были основой государственного строя. Патриотическое влечение не возникает само по себе; это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, начиная с раннего возраста. К. Д. Ушинский считал, что системное воспитание формируется историей народа и его материальной и духовной культурой.

В дошкольном возрасте дети лучше всего воспринимают информацию через игру и создание. Поэтому патриотическое воспитание в детских учреждениях часто осуществляется через ролевые игры, театрализованные представления и коллективные креативные проекты, отражающие культурные традиции и исторические события государства. Дети могут инсценировать народные сказки, делать поделки, изучать этнические песни и танцы. Важно отмечать в детском саду национальные праздники и памятные даты своего региона. Включение в образовательный процесс мероприятий, таких как День Победы, День Защитника Отечества, День России, День Конституции и День этнического единства, помогает детям погружаться в культуру и историю страны, формируя у них уважительное отношение к этим событиям. Дети должны регулярно посещать массовые мероприятия, выставки и концерты в других учреждениях. Празднования должны проводиться в доступной для детей форме – через игры, песни, стихи, тематические занятия и утренники. Дети обязаны знакомиться с государственной символикой своей страны – флагом, гербом и гимном. Воспитатели могут использовать виртуальные экскурсии для более глубокого знакомства с родной страной. Вся работа по патриотическому воспитанию должна проходить в тесном контакте с семьей. Детский сад рассматривает опекунов не только как помощников, но и как равноправных участников в формировании ребенка.

Патриотическое воспитание в детских садах осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ФГОС ДО, которые основываются на нормативно-правовой базе, включая Конституцию и правила использования государственных символов, таких как герб, флаг и гимн РФ. Важными общественными ценностями наряду с демократией и нравственностью являются патриотизм и интернационализм. Сегодня воспитание детей и молодёжи является неотъемлемой частью образовательного процесса. Образование должно охватывать не только знания и навыки, но также духовные и моральные ценности, формирующие личность и гражданина, способствующие объединению общества в нашей большой стране. В системе образования существуют различные концепции, технологии, программы и методические материалы, применяемые в процессе дошкольного образования. На данный момент основная задача в детских садах заключается в повышении квалификации педагогов в сфере нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Таким образом, патриотическое образование в дошкольных учреждениях направлено на комплексное развитие личности ребенка, формирование уважения к своей стране, её культуре и традициям, а также стремление быть активным и ответственным гражданином Российской Федерации.

Список литературы

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.
  2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  3. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., «Скрипторий», 2002.
  4. Патриотическое воспитание согласно ФОП – источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2025/02/09/patrioticheskoe-vospitanie-soglasno-fop.

Поделиться

350

Колтаков К. А., Клименко И. А. Воспитание патриотизма в современных дошкольных образовательных учреждениях // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). Ч.II. С. 106-107. URL: https://apni.ru/article/12127-vospitanie-patriotizma-v-sovremennyh-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня