В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Сегодня в России наблюдается острейший дефицит рабочих кадров. Необходимость формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), и должна осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный педагогический процесс.
Одно из основных направлений дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого важно у ребенка дошкольного возраста развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.
Одно из направлений ФГОС ДО в социально-коммуникативном развитии – это создавать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе. В нашем обществе любые профессии и любой труд уважаем, и поэтому профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится приоритетным направлением дошкольного образования, хотя еще и малоизученным. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л. С. Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже их основ, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.
Работа по профориентации детей требует планомерности, систематизации и углубленной работы. Конечно, реализовывать эту работу можно через непосредственную образовательную деятельность, дидактические игры, индивидуальную деятельность. Но так как сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка, то эффективным методом будет формировать представления о профессиях через сюжетно-ролевые игры.
В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Результаты социологических опросов говорят о том, что большая часть молодежи делает свой профессиональный выбор неразборчиво, необдуманно под влиянием информации, полученной от окружающих их людей (сверстников, родителей, публичных личностей).
В Постановлении Министерства труда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» говорится о том, что осуществлять профориентационную деятельность необходимо уже в дошкольной образовательной организации. Это – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
В детском саду дети знакомятся с большим разнообразием профессий. Элементарные знания о них помогут дошкольникам пополнить свои знания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Задача педагогов и родителей не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – самая ответственная пора, когда ребёнок с радостью открывает для себя удивительный окружающий мир. Ребёнок должен усвоить привычку к труду, труд должен войти в жизнь дошкольника радостно и помочь в его всестороннем развитии.
Однако в настоящее время проблема заключается в том, что многие родители перестали рассказывать своим детям о ценностях профессий и вообще честного труда, утрачиваются трудовые династии, исчезла трудовая честь и доблесть, утратили свою популярность рабочие профессии – столяр, сварщик, плотник, слесарь. Ранняя профориентация во многих дошкольных учреждениях в основном носит информационный характер. По результатам педагогических наблюдений, диагностических исследований дошкольников только треть детей могут назвать, где и кем работают их родители. Представление о труде взрослых, о его ценности и важности у детей поверхностно и размыто. В связи с этим, миссия детского сада: обогатить представления детей о разных профессиях взрослых, о значении труда в жизни людей, воспитать у детей уважительное отношение к труду. Это во многом зависит от слаженной работы всех участников образовательных отношений (педагогов, детей, родителей (законных представителей)). Сформировать представления дошкольников о мире профессий, о значимости труда – это важный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены целевые установки, которые непосредственно связаны с ранней профессиональной ориентацией.
Педагоги, Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда с учётом регионального компонента. Представление дошкольника о профессиях окружающего его мира будет привлекательно, интересно и ярко, если формы ознакомления с профессиями будут разными.
Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий, о значимости труда – это необходимый процесс, который координирует педагог, используя в своей профессиональной деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса.
Анализ и обобщение литературных источников, изучение современной практики развития детей дошкольного возраста, позволили выявить противоречия:
- между необходимостью формирования у детей первичных представлений о труде взрослых и недостаточностью знаний дошкольников о различных профессиях
- между необходимостью введения системной, целенаправленной работы по развитию ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр с учетом регионального компонента и недостаточностью методических разработок в данном направлении;
- между необходимостью вовлечения родителей в образовательную деятельность по развитию ранней профориентации дошкольников и недостаточной компетентностью законных представителей по данному направлению.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для развития ранней профориентации дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр с учетом регионального компонента.
Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игровая деятельность – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры ребенок познает окружающий мир. Сюжетно-ролевая игра дает возможность проявить ребенку личностные качества, индивидуальность, отразить в игре имеющийся жизненный опыт.
Для того чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо создание определенной развивающей предметно – пространственной среды, выстроенной с ориентировкой на знакомство с профессиональной деятельностью человека:
- организация уголков по профориентации;
- создание тематических плакатов;
- изготовление совместно с родителями бизибордов;
- пополнение библиотеки подборкой книг о профессиях, пословицами и поговорками о труде, загадками, скороговорками, считалками, стихами о профессиях и орудиях труда; стихами для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминутками;
- подборка дидактических, развивающих, настольно - печатных игр, игр с предметами, демонстрационного материала;
- подборка мультфильмов, видеофильмов, презентаций, связанных с темой «Профессии»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр (куклы крупные и средние, кукольные коляски, соразмерные куклам; комплект постельных принадлежностей для кукол, наборы кухонной и чайной посуды, набор продуктов, муляжи овощей и фруктов, весы, касса, игрушечные деньги, наборы парикмахерских принадлежностей для мальчиков и девочек, набор медицинских принадлежностей, машины разных видов и размеров, бинокль, набор бытовой техники, детский телефон, набор инструментов, каска строительная, набор музыкальных инструментов);
- стойки для сюжетно-ролевых игр «Супермаркет», «Больница», «Салон красоты», «Мастерская» с атрибутами;
- в центре «ряжения» размещение элементов профессиональной одежды;
- в центр «Строительства» организация тематических строительных наборов «Город», «Ферма», «Зоопарк», конструкторы деревянные, конструктор Bumchems и LEGO конструкторы различного размера, кубики, крупный и мелкий строительный материал, схемы построек. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки.
Таким образом, дошкольный возраст связан формированием когнитивного процесса ранней профессиональной ориентации и предполагает целостную, системную и целенаправленную работу по формированию у детей целостной картины мира, включающей представления о себе и своей деятельности, о других людях и мире профессий.