Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
К 260-летию женского образования в России: из истории женского образования в Тул...

К 260-летию женского образования в России: из истории женского образования в Тульской губернии

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Тульская губерния
женское образование
гендерная история
история России

Аннотация статьи

Статья посвящена появлению феномена женского образования в Российской империи. Особый акцент автор сделал на «региональном компоненте» - изучению появления первых женских гимназий непосредственно в Тульской губернии в первой половине XIX в. В статье рассматривается, как и когда появилось женское образование в Российской империи и почему изначально оно не воспринималось в крестьянской среде. Автор описывает процесс становления первой Тульской женской гимназии и обращает внимание на организацию учебного процесса: какие уроки проводились, сколько стоило образование и насколько оно пользовалось популярностью среди жительниц Тульской губернии. На основе приведенных данных делается вывод о развитии женского образования в регионе и скорости внедрения образовательных инициатив.

Текст статьи

На сегодняшний день деление учащихся по гендерному признаку в общеобразовательных учебных заведениях кажется немыслимым, однако, не так давно женщины в нашей стране и вовсе не могли получить образование наравне с мужчинами. В историческом контексте становление и развитие женского образования в России непосредственно связано с многочисленными вызовами и преодолением социальных барьеров.

В России XVIII в. образование женщин находилось в зачаточном состоянии, что отражало социальные и культурные реалии того времени. Широкая общественность, в целом, была довольно равнодушна настроена к вопросам просвещения, а женщины сосредоточивались на домашних делах и семейной жизни. Тем не менее с восхождением на престол Екатерины II начались реформы, запустившие механизм изменения общественного сознания и возможность получения образования стала вполне реальной для женщин. Так, в 1764 г. Императрица издает именной указ «О воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре», а спустя год, в 1765 г. был обнародован указ об открытии специального отделения для девиц недворянского происхождения [5, с. 2], заложившие основу для дальнейшего обучения женщин. Впоследствии институты благородных девиц стали открываться и в других городах Российской Империи (например, в Москве и Харькове).

Конечно, в исторической науке существуют различные точки зрения на эффективность и результативность первых женских учебных заведений. Анализируя деятельность Смольного института, Н. Е. Зинченко писал: «…серьезных знаний у институток не было. После 12-летнего курса они выходили совершенно “невинными” относительно самых элементарных научных сведений и преуспевали только в изучении языков, чаще ‒ исключительно французского, ‒ в танцах, пении и музыке… Случалось даже, что институтки предавались пьянству, доставая водку через прислугу» [3, с. 16-20]. Несмотря на попытки организации обучения для представителей мещанского сословия, массовый характер оно так и не приобрело. Общественная мысль оценивала женскую образованность довольно презрительно, а обучение в Смольном было дорогим удовольствием и составляло 350 рублей в год. Для сравнения в первой четверти XIX в. корова стоила 3–5 рублей, самый простой тульский самовар начинался от 5 рублей, а годовая зарплата прачки составляла около 20 рублей жалования в год. Следовательно, обучение стоило огромных финансов.

Однако, несмотря на все проблемы, институты благородных девиц стали первыми учреждениями на пути к модернизации образования. В последующие годы проблема гендерности образования начала приковывать внимание интеллигенции в стране все чаще и чаще. К. Д. Ушинский, Н. А. Вышнеградский выступали с твердой критикой закрытости и сословности женского образования в нашей стране. Они требовали воспитания женщин как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование, защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность и доступность [4, с. 1].

Для того чтобы разобраться, как в действительности развивалась тенденция в области женского образования, предлагаем обратиться к микроистории и рассмотреть реформирование объекта нашего исследования на примере Тульской губернии. В 1860 г. издается «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения». Реализуя этот законопроект, в городах начинают открываться женские училища 1-го и 2-го разрядов с шести- и трехлетним сроком обучения. В дальнейшем они будут преобразованы в гимназии и прогимназии соответственно. В самой Туле женское шестиклассное училище было открыто в 1859 г. для «обучения девиц всех сословий» [2, с. 1]. Однако, это было не первое женское училище в губернии, поэтому к нему мы еще вернемся.

Первое образовательное учреждение для девушек было открыто на 27 лет раньше – в 1832 г. в уездном городе Одоеве, причем немалую роль в этом сыграли местные инициативы в лице купеческого сословия. В конце XVIII в. в Одоевском уезде не было учебных заведений для девочек. Привилегированные сословия (а именно – дворяне, купцы, духовенство) обучали своих детей в домашних условиях или отправляли их в частные и сословные школы за пределами уезда в силу того, что не было такого места, где бы обучались девочки из привилегированных семей или те, кто мог заплатить за обучение.

Организатором перового женского училища стал студент Московского университета Фёдор Понамаревский, который по совместительству стал там преподавать. Первыми ученицами стали его крестницы – 12 человек. Учебный план предусматривал небольшой круг знаний: чтение, письмо, закон Божий, арифметику, рисование и рукоделие – все эти знания были практико-ориентированными и полезными в быту.

Как мы видим, во второй четверти XIX в. попытки актуализация женского образования продолжают набирать обороты, однако, серьезным препятствием на пути к получению образования было традиционное представление крестьян о женщине как о матери и хранительнице очага.

Вернемся в Тулу, ведь спустя 11 лет после открытия, училище первого разряда было преобразовано в Тульскую женскую гимназию, которой позже было присвоено наименование «1-я Тульская женская гимназия» [1, с. 2]. Обучение было платным и составляло 30 рублей в начале обучения и 75 рублей в старших классах. Однако, после окончания выпускного восьмого класса девушки получали право преподавать в начальных школах и давать уроки на дому, что позволяло приобретать женщинам новые социальные роли и становиться учительницами, распространять полученные в гимназиях знания дальше. Учебная программа была схожа с гимназиями для мужчин, за исключением изучения древних языков. Взамен этому девушкам преподавался немецкий и французский языки, танцы и пение, гигиена и педагогика. Для малообеспеченных учениц был учрежден ряд стипендий, периодические благотворительные концерты и другие мероприятия.

В целом, в Тульской губернии к концу XIX в. уровень грамотности среди женщин достиг 15%, что способствовало постепенному изменению стереотипов о женском образовании. Женские гимназии и курсы в Тульской губернии не только предоставляли образование, но и способствовали развитию у женщин чувства ответственности за происходящее в обществе. Примером может служить участие женщин в благотворительных и образовательных проектах, которые становились всё более популярными в конце XIX в. Таким образом, образование сыграло ключевую роль в пробуждении социальной активности женщин, что в свою очередь стало важным шагом на пути к гендерному равенству.

Образовательные инициативы в Тульской губернии в XIX в. отличались прогрессивностью и активным развитием. В 1870-х гг. в регионе было открыто свыше двадцати женских учебных заведений, что свидетельствовало о значительном прогрессе в области женского образования (стоит просто вспомнить, какой по площади была Тульская губерния в XIX в., относительно столичных городов и их окрестностей). Для сравнения, в центральных регионах России, таких как Москва и Санкт-Петербург, образовательные учреждения для женщин также активно развивались, однако, их концентрация была выше из-за большей плотности населения и экономического развития. Тем не менее в Тульской губернии наблюдалось стремление к созданию доступных образовательных возможностей для женщин, что делало Тульскую губернию примером для других провинциальных регионов.

Одной из отличительных черт образовательных реформ в Тульской губернии стала высокая скорость внедрения образовательных инициатив. К 1910 г. уровень грамотности среди женщин в регионе достиг 35%, что превышало средний показатель по центральным регионам России, составлявший около 30%. Это свидетельствовало об успешной реализации образовательных программ, направленных на поддержку женского образования. В статье, посвященной распространению начального образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине XIX в., представлена динамика численности учащихся начальных школ и распределение учащихся по типам школ в зависимости от пола (Рыжкова, [б. г.]. 5 с.) [6, с. 3].

Согласно Таблице 1, если в 1886 г. девочки составляли лишь 11,8% от всех учащихся начальных школ, то к 1899 г. их количество увеличилось более чем в два раза, составив практически четверть всех учащихся в начальных школах (табл.).

Таблица

Распределение учащихся начальных школ Тульской губернии по полу во второй половине XIX в.

Год

 

учащихся

 

 

мальчиков

 

девочек

 

абсолютное число

 

в %

абсолютное число

 

в %

1871

19 206

 

93,5

1356

 

6,5

1874

22 140

 

91,7

2028

 

8,3

1876

25 242

 

91,7

2302

 

8,3

1879

22 963

 

89

2918

 

11,2

1884

29 511

 

88

3989

 

11,9

1885

34 008

 

88,4

4498

 

11,6

1886

37 564

 

88

5051

 

11,8

1887

34 603

 

86,6

5394

 

13,4

1888

35 296

 

87,8

4946

 

12,2

1889

33 554

 

87

5067

 

13,1

1890

36 454

 

87

5490

 

13

1891

38 629

 

86

6299

 

14

1894

46 459

 

82,3

10 052

 

17,7

1895

50 170

 

81

11 874

 

19

1896

56 284

 

79,7

14 414

 

20,3

1897

56 257

 

78,5

15 426

 

21,5

1898

61 031

 

76,2

19 079

 

23,8

1899

58 266

 

75,2

19 311

 

24,8

Анализ исторических данных показывает, что развитие женского образования в регионе сыграло важную роль в изменении общественного статуса женщины. Реформы Александра II способствовали частичной трансформации крестьянских взглядов на него, а деятельность меценатов позволила подчеркнуть значимость совместных усилий различных социальных групп в достижении прогресса в области образования.

Список литературы

  1. Вишнякова М.О. Женское образование в Тульском крае во второй половине XIX ВЕКА // Вестник магистратуры. 2019. № 10-2 (97). ГУ ГАТО Ф. 1749.
  2. Зинченко (1860-). Женское образование в России: Ист. очерк / Н.Е. Зинченко. – Санкт-Петербург: Комм[ерч]. скор[опеч]., ценз. 1901. – [2], 46 с.: 23.
  3. Огольцова Е.Г. Взгляды К.Д. Ушинского на проблему женского образования / Е.Г. Огольцова, А.В. Кошлоба, А.Н. Машковская. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – С. 318-319.
  4. Поздняков А.Н. Институты благородных девиц в системе образования России второй половины XVIII начала XIX века // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. № 2-1.
  5. Рыжкова О.В. Распространение образования среди крестьян Тульской губернии во второй половине XIX в. // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 3-2.

Поделиться

59

Олейник С. Д. К 260-летию женского образования в России: из истории женского образования в Тульской губернии // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). URL: https://apni.ru/article/12179-k-260-letiyu-zhenskogo-obrazovaniya-v-rossii-iz-istorii-zhenskogo-obrazovaniya-v-tulskoj-gubernii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня