Иллюстративному материалу в лекции отводится подчиненная роль. Демонстрационные слайды желательно делать крупными, неяркими, без второстепенных деталей, которые рассеивают внимание курсантов. И хотя слайды помогают выделить в лекции главное, не нужно их показывать заранее – это отвлекает внимание аудитории [2].
Эффективность лекции может быть повышена за счет рационального использования технических средств, которые сокращают затраты времени на чисто техническую работу, связанную с воспроизведением и прочтением (надиктовыванием) плана лекции, рекомендуемой литературы, построением диаграмм, графиков, записью определений, цитат. Комплекты технических средств нужно готовить к каждой лекции заблаговременно, не перегружая ими аудиторию [2].
Применение на лекциях вспомогательных средств, главным образом демонстрационных, повышает интерес к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию.
Более экономным, по сравнению с лекционным экспериментом, является использование наглядных пособий. Если лектор хорошо владеет рисунком и чертежом, то весьма полезно выполнять их на доске, не говоря уже о записи расчетов и формул. Психологически обосновано применение цветных мелков. В последнее время широкое использование на лекциях получают мультимедийные комплексы. Наибольший успех обеспечивает фрагментный показ фильмов, так как демонстрация полнометражных фильмов превращает ее в учебный киносеанс, который имеет свои задачи [2].
В учебных заведениях в последнее время лекционные занятия стали проводиться в специальных аудиториях, оснащенных техническими средствами обучения. В этих аудиториях наиболее четко осуществляется связь лекционного материала с наглядностью, а также экономится время лектора. Однако проведение лекций в автоматизированных аудиториях, с широким использованием средств наглядности значительно изменяет методику лекционного преподавания. Педагогический эффект достигается единством системы информационного обеспечения и технических средств обучения [2].
Непременным начальным условием подготовки к лекции является знание аудитории, всех ее основных особенностей. Даже на одних и тех же курсах, но в разных потоках, аудитория может оказаться иной как по характеру подготовки, интересам, так и психологическим особенностям.
Каждому преподавателю вышей школы и особенно читающему лекции не только надо иметь некоторое представление о данной аудитории, но и уметь ее моделировать по значительному числу параметров. Кстати, говоря, курсанты всегда моделируют своих педагогов и после двух-трех занятий знают свойства и особенности каждого из них и весьма часто умеют пользоваться такими моделями в своих интересах. Это хорошо, что курсанты моделируют преподавателей, так как это позволяет каждому преподавателю узнать свою модель и соответственно перестроить ее или внести необходимые коррективы. Важнейшей задачей лекционного преподавания является соединение в лекции научного и учебного начал. А это значит, что при подготовке к лекции, исходя из ее целей задач, четко определяется ее научное содержание и соответствующие дидактические средства активного усвоения. Определяется, какие разделы программы, как с помощью каких связей и отношений должно находиться содержание данной лекции с предшествующим и последующим материалом, с другими предметами и видами обучения. Соответственно преподавателем просматривается научная литература, учебники, методические пособия. В отношении учебников, очевидно, рациональным будет взгляд тех преподавателей, которые перед лекцией их просматривают, но только, чтобы не использовать их в лекции, а излагать более оригинальный материал [2].
Подготовка к лекции требует разработки плана ее проведения с перечнем основного содержания, с подразделением на разделы, примерным расчетом времени, с указанием необходимых иллюстраций, примеров, используемых учебных средств, таблиц, цитат, лекционного эксперимента, рекомендуемой для курсанта литературы - обязательной и дополнительной. Более целесообразно, по мнению многих преподавателей, иметь конспект лекции, составленный в тезисной форме, с тем чтобы основные положения лекции, выводы, формулировки излагать в несколько замедленном темпе для систематических записей курсантами [2]. Особенное внимание следует обращать на подготовку к первой лекции, к первой встрече с курсантами. От того, как будет подготовлена и прочитана первая лекция, многое будет относиться и ко всему курсу лекционного преподавания. Поэтому первую лекцию большинство преподавателей обычно посвящает рассмотрению наиболее интересных, главных направлений в данной области науки. Это справедливо, так как именно здесь начинается не только моделирование преподавателя как ученого педагога, но и формирование отношения курсантов к изучаемому предмету [2].
Выводы: начинающим преподавателям высшей школы в дополнение к плану рекомендуется написание полного текста лекции. Особенно это необходимо по новым, оригинальным курсам, требующим четкости определений, изложения материала в строгой последовательности. Написание полного текста – серьезная и ответственная научно-методическая работа преподавателя и в тоже время наиболее полная подготовка к их проведению. Написанные в определенной системе лекции – это ценный материал для будущего учебника, учебного пособия, методических статей, а также необходимый материал для обновления и совершенствования самого лекционного содержания. Начинающим лекторам рекомендуется также прослушивать свои лекции в записи.