Стиль лекции и поведение лектора в зависимости от разных категорий курсантов в военном вузе

В статье рассматриваются вопросы поведения преподавателя при проведении лекционных занятий, а также выработка линии поведения при проведении лекции в военном ВУЗе.

Аннотация статьи
творчество
подготовка
метод
лекция
поведение
Ключевые слова

Преподавателю высшей школы, находящемуся на кафедре, необходимо сочетать качества ученого, педагога и достаточно искусного лектора. Настоящий ученый-педагог излагает свой предмет с убежденных позиций, с характерной увлеченностью. Что является одним из непременных условий возбуждения интереса у курсантов. Не менее существенным условием квалифицированного чтения лекций является знание предмета и его жизненного преломления в объеме значительно большем, чем в излагаемом курсе. Однако не только знание предмета требуется для лекции, необходимое педагогическое и психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания курсантов, нужна также и достаточно развитая речь, излагающая научные положения без терминологических затруднений, с достаточной образностью и эмоциональностью [1]. Курсанты должны знать язык науки, уметь понимать его и объясняться на нем, изучая соответствующую область знания. Поэтому на лекциях всегда требуется язык взаимного понимания, иначе материал лекции просто не будет восприниматься.

Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Полноценное лекционное общение достигается когда:

1) быстрая и верная ориентировка в обстановке выступления;

2) правильное планирование содержание лекции;

3) нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до курсантов;

4) обеспечение четкого контакта со слушателями [1].

Многообразие в построении и методике чтения лекций определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Лекции по гуманитарным наукам всегда будут отличаться от лекций по естественно-математическим наукам, несмотря на то, что в тех и других соблюдаются одни и те же дидактические принципы. На одном и том же факультете, по одной и той же научной дисциплине лекции методически различаются в зависимости от того, читаются ли они для курсантов младших или старших курсов. Во всех этих случаях приходится учитывать особенности курсантской аудитории. Восприятие лекций курсантами младших и старших курсов не одинаково, и это обстоятельство всегда учитывают опытные лекторы. Особенно трудно усваивать лекционный материал первокурсникам. Вчерашний школьник, перешагнувший порог вуза, оказывается в непривычных условиях. Новой для него прежде всего является лекция, которая читается два часа с небольшим перерывом. Речь лектора – монологическая; в лекции содержатся новые термины, ставятся сложные теоретические и дискуссионные вопросы, заставляющие курсанта – первокурсника размышлять [1].

Лекцию надо записывать, а это очень трудное дело для первокурсников. В средней школе они записывали сравнительно мало и очень часто под диктовку учителя. Не имея опыта, курсанты первых курсов пытаются записывать дословно все, допуская массу пропусков и искажений. Однако главная беда первокурсников состоит в неумении выделить в лекции главное, отличить второстепенное. Не отступая в принципе от существа вузовского преподавания, в методике чтения лекций необходимо учитывать особенности первого курса. Здесь при чтении лекций нельзя игнорировать те навыки, которые приобретены учащимися в средней школе.

Путем ряда приемов лектор может облегчить первокурсникам восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности по избранной специальности.

3. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения.

4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.

5. Очень важно увязать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими занятиями.

6. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать курсантов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу.

7. Весьма эффективной является комбинация монологического и эвристического методов изложения лекционного материала [1].

Разумеется, лектор постепенно усложняет свои лекции по содержанию и по форме, подготавливая первокурсников к трудностям, неизбежным при глубоком изучении науки. Учитывая особенности курсантской аудитории на первом курсе, лектор не имеет права поддаться искушению упростить свой предмет настолько, чтобы подойти к грани, за которой начинается "вульгаризаторство". Требование научности остается незыблемым для всех лекций независимо от того, на каком курсе они читаются [1].

Иное дело – чтение лекций на старших курсах, начиная с третьего. Курсанты этих курсов уже приобрели достаточный опыт восприятия и конспектирования лекций. Они прослушали ряд общих курсов у разных по характеру лекторов, изучили немало литературы и выработали отношение к ней. Естественно, что курсанты старших курсов предъявляют к лекциям более высокие требования, и это надо обязательно учитывать.

Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов [1].

Знание преподавателем сущности предмета, понимание им диалектических основ развития науки, которой он занимается, ее связи с жизнью – необходимые, но не достаточные условия эффективности учебного процесса. Преподаватель обязан обладать умением показывать своим слушателям истинность выдвигаемых теоретических положений, учить применять полученные знания на практике.

На лекции необходима активизация мышления курсантов, повышение их интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели многие преподаватели ставят перед слушателями острые вопросы, проблемы для их самостоятельной оценки, критически разбирают различные направления в науке, освещают разные точки зрения отдельных ученых. Особенно все это становится ярким, когда лекция выражает собой результат глубокой творческой работы самого преподавателя.

Распространено несколько типов лекций в высшей школе. Основные из них: академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа и популярная. Все эти лекции излагаются лектором преимущественно в виде живой речи. Рекомендуется лекцию начинать спокойно, умеренно громким голосом, варьировать звуковую громкость изложения, подчеркивая основное и существенное, замедляя речь там, где приводятся формулировки, выводы, задаются вопросы, ставятся проблемы. Есть такое правило, что "лекции надо читать достаточно громко, чтобы слышали, и в то же время достаточно тихо, чтобы слушали". Например, темп речи, 60-80 слов в минуту считается нормальным [1].

Восприятие в процессе изложения материала на лекции имеет вероятностный характер: слушающий, как правило, мысленно опережает говорящего, стараясь предугадать окончание фразы. Но постоянное угадывание снижает внимание слушателя. Каждый текст информацию (около 30%) и избыточную часть. Избыточность призвана обеспечить устойчивость, надежность восприятия. Специалисты установили, что соотношение избыточности и информативности для каждой аудитории в одной и той же лекции различно. Для устного выступления оптимальным считается соотношение 1:3. Если же весь текст избыточен, смысл сообщения теряется [2].

Естественная динамика лекции включает четыре фазы: начало восприятия – 4-5 мин (1); оптимальная активность восприятия – 25-30 мин (2); фаза усилий – 10-15 мин (3); фаза выраженного утомления (4) [2].

Обычно педагог реагирует на последнюю фазу, и это неправильно. Необходимо меры принимать раньше - в фазе усилий. Здесь надо разнообразить материал лекции, переключаться на материал, обеспечивающий повышенный интерес, изменять степень напряжения курсантов. Фазы усилий и утомления наступают ранее там, где нет атмосферы интереса и доверия. Скучные и однообразные лекции затормаживают мыслительную деятельность курсантов. На лекциях необходимо рациональное чередование повышенного внимания, мыслительного напряжения и ослабления их путем соответствующей разрядки. Лекция по самому сложному, абстрактному предмету допускает юмор, иронические замечания лектора в соответствии, конечно, с содержанием. Но остроты и шутки требуют чувства меры, обоснованного и тонкого умения их подачи. Все чрезмерное приводит к противоположности, и лекция легко может потерять свое научное значение. В учебном процессе, в том числе на лекциях, важно другое – доброжелательная атмосфера познания, взаимное доверие, одобрение, творческая обстановка. Опытный педагог-лектор вносит в свою речь живые образные сравнения, метафоры, чтобы его мысли воспринимались доходчиво, убедительно с интересом. В некоторых лекциях нельзя обойтись без цитат. Но имеют смысл только тогда, когда они дополняют и укрепляют излагаемый положения [2].

Правила поведения лектора перед курсантской аудиторией:

1. Педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода причины (так называемые “особые” случаи), скрывающие точное начало и окончание лекции. Лекция – самое важное в жизни преподавателя высшей школы.

2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Всегда лектор обязан соблюдать:

  • технику записи на доске – последовательность и четкость записей, хороший мел, влажная тряпка и пр.;
  • правильность и строгость языка лекции – избегать жаргонных словечек, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.;
  • постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее;
  • иметь ввиду ответ на очень важный для курсантов вопрос “А зачем это нужно?”;
  • не следует рассуждать перед курсантской аудиторией о предметах, которые лектор плохо знает;
  • не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые лектор сам не верит и в жизни не исполняет;
  • не следует рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть аудитории, обогащая внутренний мир курсантов;
  • не следует важничать перед курсантской аудиторией.

Существует взгляд, что лекция есть коллективное направленное мышление курсантов и педагога и главная задача – сделать это мышление активным и плодотворным. А это обеспечивается знанием, опытом и педагогическим мастерством преподавателя [1].

Выводы: говоря о педагогических и психологических качествах лектора, надо обращать внимание на развитие воли и умение подчинить себе аудиторию. Сначала надо заставлять себя не бояться аудитории. При хорошей подготовке это скоро перейдет в привычку, затем создается уверенность в своих знаниях, а это уже важнейшее условие для воздействия на аудиторию.

Текст статьи
  1. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2002. - 224 с.
  2. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2007. – 160 с.
Список литературы