Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Познавательная литература как средство развития представлений о насекомых у дете...

Познавательная литература как средство развития представлений о насекомых у детей 6-7 лет

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

познавательная литература
дети 6-7 лет
представления
насекомые
методы работы

Аннотация статьи

Данная статья посвящена исследованию влияния познавательной литературы на развитие представлений о насекомых у детей в возрасте 6-7 лет. В данной статье рассматриваются методы и приемы использования познавательной литературы для развития у детей 6-7 лет представлений о насекомых, особенности и виды познавательной литературы для детей. Рекомендуется список познавательной литературы о насекомых для чтения с детьми 6-7 лет.

Текст статьи

В настоящее время большое число детей имеет негативное отношение к насекомым. При упоминании насекомых, у детей появляется неприязнь, страх брезгливость. В большинстве случаев это связано с недостаточностью представлений у детей или распространением недостоверной информации со стороны взрослых о насекомых.

В современных условиях работы дошкольных образовательных организаций педагоги ограничены в организации необходимого взаимодействия детей с природой. Эти ограничения связаны в первую очередь с требованиями СанПиН. Не каждый детский сад имеет возможность организовать «Уголок живой природы». Дети в своей повседневной деятельности сталкиваются с живой природой неограниченное количество раз. Прогулки в лес, к водоему, наблюдение за пчелами, кружащими над цветами, завораживающим порханием бабочек – все это развивает у детей наблюдательность, внимание, вызывает положительные эмоции, дает богатую пищу для их развития.

Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточное внимание в силу отсутствия дидактического обеспечения.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования.

Одним из средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является познавательная литература.

Познавательная литература – это литература, отражающая научные факты и закономерности в окружающем мире, доступным, выразительным языком. Цель познавательной литературы – развивать познавательную активность читателя [1].

Некоторые ученые выделяют отдельные виды научно-познавательной литературы: справочно-энциклопедическая, научно-популярная, научно-художественная.

Научно-познавательная литература – явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности.

Научно-познавательная литература действительно решает прежде всего образовательную задачу, и связана с учебной литературой, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций:

  1. Обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире;
  2. Сообщают информацию в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей;
  3. Развивает логическое мышление, способствую осознанию связей между предметами и событиями [2, с. 35-40].

В познавательной книге для дошкольников, которые еще не владеют чтением, важна иллюстрация, которая, также, как и текст, уточняет и воспитывает гуманное отношение к природе. Изображения в природоведческой книге должны быть достоверными, максимально схожими с реальными предметами и явлениями, узнаваемы.

Одним из традиционных и часто применяемых методов знакомства с познавательной литературой о живой природе являются: чтение по книге или наизусть как одного произведения, так и нескольких, объединенных одной тематикой, в сопровождении наглядности (слайдов, видео, картинок, предметов или игрушек), музыки. При этом важно, чтобы дети не были просто слушателями, а активно участвовали в процессе. Для этого можно использовать звукоподражание, имитацию (шум моря, дуновение ветра) [3, с. 72-76].

Важно, чтобы слово воздействовало на эмоции детей, поэтому произведения следует читать выразительно, заинтересовано. Можно сформулировать проблемный вопрос, ответ на который ребенок найдет вместе с взрослым, прочитав произведение Н. М. Дружинина выявила следующие методические рекомендации по чтению познавательной литературы с детьми старшего дошкольного возраста:

  1. Обсуждение прочитанного: это позволяет детям делиться впечатлениями и лучше усваивать материал:
  2. Использование игровых форм: квесты и викторины;
  3. Привлечение личного опыта ребенка. Можно иногда начать работать с обращения детям, иногда с опорой на воображение «Представьте себе…»;
  4. Постановка вопроса – проблемы, который стимулирует познавательную активность детей;
  5. Проведение дидактической игры;
  6. При чтении произведения педагогом, ему необходимо: контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным; ярко и выразительно подавать материал; следить за реакцией детской аудитории [4].

При отборе познавательной литературы следует учитывать следующие требования:

  • Стоит выбирать короткие по объему произведения. Произведения должны быть занимательными;
  • Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка;
  • Сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными; связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
  • Изображения должны быть достоверны, узнаваемы и схожи с реальными [5, с. 117-120].

Приведем примеры произведений, которые можно использовать при изучении темы: Насекомые:

  1. И. И. Акимушкин «Мир животных. Рассказы о насекомых»;
  2. Т. А. Шорыгина «Беседы о насекомых с детьми 5–8 лет»;
  3. П. Р. Ляхов., Г. Ю. Любарский. Насекомые. Энциклопедия «Я познаю мир»;
  4. Э. Л. Емельянова. «Расскажите детям о насекомых»;
  5. С. Вохринцева «Насекомые. Окружающий мир»;
  6. С. Б. Шустов «Бабочки России».

Таким образом, познавательная литература о насекомых для детей старшего дошкольного возраста представляет собой произведения, содержащие в себе научную основу и факты, написанную выразительным языком, с использованием ярких образов, в доступной ребенку форме объясняют сложные процессы жизнедеятельности насекомых, их роли в природе и правила поведения по отношению к насекомым.

При подборе познавательной литературы для детей старшего дошкольного возраста стоит выбирать произведения научно-художественной, научно-популярной литературы, при этом главное в выборе произведения является содержание, с которым нужно познакомить детей – содержащее научную, достоверную информацию, написанную доступным языком, вызывающую эмоциональный отклик у детей.

Список литературы

  1. Амет-уста З.Р. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений о природе / Амет-Уста З.Р. [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru: [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-proizvedeniy-o-prirode/viewer (дата обращения: 02.04.2025).
  2. Алексеева Н.Ю. Научно-познавательная книга в чтении детей младшего школьного возраста / Н.Ю. Алексеева – «Наука и образование: новое время». – 2019. – № 3. – С. 35-40.
  3. Климова С.А. Особенности работы с научно-познавательной литературой в старшем дошкольном возрасте / С.А. Климова, Н.А. Марченко, М.А. Пятин // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации: Сборник статей научной конференции, посвященной 78-летию Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета, Пенза, 19 декабря 2017 года / Под общей редакцией О.П. Суриной. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2017. – С. 72-76.
  4. Дружинина Н.М. Методические основы работы с научно-познавательной детской книгой в школе: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: Диссертация на соискание доктора педагогических наук / Н.М. Дружинина; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. – Ленинград, 1982. – 384 c.
  5. Макеева С.Г., Бекиш О.С. Чтение научно-познавательной литературы в начальной школе / С.Г. Макеева, О.С. Бекиш [Текст] // Том II (Психолого-педагогические науки) № 4. – Шадринска: Ярославский педагогический вестник, 2013. – С. 117-120.

Поделиться

201

Попцова Д. Н., Габдулинова К. Г. Познавательная литература как средство развития представлений о насекомых у детей 6-7 лет // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). Ч.III. С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/12202-poznavatelnaya-literatura-kak-sredstvo-razvitiya-predstavlenij-o-nasekomyh-u-detej-6-7-let

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля