В настоящее время большое число детей имеет негативное отношение к насекомым. При упоминании насекомых, у детей появляется неприязнь, страх брезгливость. В большинстве случаев это связано с недостаточностью представлений у детей или распространением недостоверной информации со стороны взрослых о насекомых.
В современных условиях работы дошкольных образовательных организаций педагоги ограничены в организации необходимого взаимодействия детей с природой. Эти ограничения связаны в первую очередь с требованиями СанПиН. Не каждый детский сад имеет возможность организовать «Уголок живой природы». Дети в своей повседневной деятельности сталкиваются с живой природой неограниченное количество раз. Прогулки в лес, к водоему, наблюдение за пчелами, кружащими над цветами, завораживающим порханием бабочек – все это развивает у детей наблюдательность, внимание, вызывает положительные эмоции, дает богатую пищу для их развития.
Однако, в настоящее время в дошкольных образовательных организациях формированию представлений о насекомых у детей старшего дошкольного возраста уделяется недостаточное внимание в силу отсутствия дидактического обеспечения.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования.
Одним из средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является познавательная литература.
Познавательная литература – это литература, отражающая научные факты и закономерности в окружающем мире, доступным, выразительным языком. Цель познавательной литературы – развивать познавательную активность читателя [1].
Некоторые ученые выделяют отдельные виды научно-познавательной литературы: справочно-энциклопедическая, научно-популярная, научно-художественная.
Научно-познавательная литература – явление особое, и некоторые исследователи даже не рассматривают её в общем контексте детской литературы, объясняя это тем, что она лишена эстетического начала, выполняет только обучающую функцию и обращена лишь к разуму ребёнка, а не к его целостной личности.
Научно-познавательная литература действительно решает прежде всего образовательную задачу, и связана с учебной литературой, и не имеет многих характерных признаков художественных произведений. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций:
- Обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире;
- Сообщают информацию в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей;
- Развивает логическое мышление, способствую осознанию связей между предметами и событиями [2, с. 35-40].
В познавательной книге для дошкольников, которые еще не владеют чтением, важна иллюстрация, которая, также, как и текст, уточняет и воспитывает гуманное отношение к природе. Изображения в природоведческой книге должны быть достоверными, максимально схожими с реальными предметами и явлениями, узнаваемы.
Одним из традиционных и часто применяемых методов знакомства с познавательной литературой о живой природе являются: чтение по книге или наизусть как одного произведения, так и нескольких, объединенных одной тематикой, в сопровождении наглядности (слайдов, видео, картинок, предметов или игрушек), музыки. При этом важно, чтобы дети не были просто слушателями, а активно участвовали в процессе. Для этого можно использовать звукоподражание, имитацию (шум моря, дуновение ветра) [3, с. 72-76].
Важно, чтобы слово воздействовало на эмоции детей, поэтому произведения следует читать выразительно, заинтересовано. Можно сформулировать проблемный вопрос, ответ на который ребенок найдет вместе с взрослым, прочитав произведение Н. М. Дружинина выявила следующие методические рекомендации по чтению познавательной литературы с детьми старшего дошкольного возраста:
- Обсуждение прочитанного: это позволяет детям делиться впечатлениями и лучше усваивать материал:
- Использование игровых форм: квесты и викторины;
- Привлечение личного опыта ребенка. Можно иногда начать работать с обращения детям, иногда с опорой на воображение «Представьте себе…»;
- Постановка вопроса – проблемы, который стимулирует познавательную активность детей;
- Проведение дидактической игры;
- При чтении произведения педагогом, ему необходимо: контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным; ярко и выразительно подавать материал; следить за реакцией детской аудитории [4].
При отборе познавательной литературы следует учитывать следующие требования:
- Стоит выбирать короткие по объему произведения. Произведения должны быть занимательными;
- Следует подбирать произведения с интересным сюжетом, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребёнка;
- Сообщаемые автором сведения о природе должны быть правильными, реалистичными; связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;
- Изображения должны быть достоверны, узнаваемы и схожи с реальными [5, с. 117-120].
Приведем примеры произведений, которые можно использовать при изучении темы: Насекомые:
- И. И. Акимушкин «Мир животных. Рассказы о насекомых»;
- Т. А. Шорыгина «Беседы о насекомых с детьми 5–8 лет»;
- П. Р. Ляхов., Г. Ю. Любарский. Насекомые. Энциклопедия «Я познаю мир»;
- Э. Л. Емельянова. «Расскажите детям о насекомых»;
- С. Вохринцева «Насекомые. Окружающий мир»;
- С. Б. Шустов «Бабочки России».
Таким образом, познавательная литература о насекомых для детей старшего дошкольного возраста представляет собой произведения, содержащие в себе научную основу и факты, написанную выразительным языком, с использованием ярких образов, в доступной ребенку форме объясняют сложные процессы жизнедеятельности насекомых, их роли в природе и правила поведения по отношению к насекомым.
При подборе познавательной литературы для детей старшего дошкольного возраста стоит выбирать произведения научно-художественной, научно-популярной литературы, при этом главное в выборе произведения является содержание, с которым нужно познакомить детей – содержащее научную, достоверную информацию, написанную доступным языком, вызывающую эмоциональный отклик у детей.